Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (основные проблемы современного российского местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Двойственность (дуализм) двух полюсов политической власти на каждом уровне управления, что объективно создает условия для их противостояния. Такими полюсами являются: избираемые населением законодательные (представительные) органы власти и главы территориальных образований.

2. Неэффективное разделение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федеральными органами управления и органами управления субъектов Федерации, а также между последними и органами местного самоуправления.

3. Неполнота состава полномочий органов государственного и муниципального управления, установленного законодательством.

4. Несоответствие понятия «полномочия» (термин юридической науки), используемого в законодательстве, понятиям «функция» и «обязанность» (термины науки социального управления), применяемых в положениях об органах управления и должностных инструкциях работников этих органов. 5. Недостаточность знаний у работников органов управления науки государственного и муниципального управления.

6. Отсутствие в органах государственного и муниципального управления нормативных моделей в виде инструктивных и методических материалов, а также управленческих процедур, регламентирующих структуру и процесс управления.

7. Неконтролируемый рост численности работников органов государственного и муниципального управления [14, с. 53].

В современной России важнейшей особенностью становления представительной власти на местном уровне является активное влияние бизнеса на процессы формирования депутатского корпуса, а также на характер принимаемых депутатами решений.

С учетом гетерогенности экономического пространства страны, указанный тезис справедлив не для всех органов представительной власти, но только для тех, на чьей территории имеются сырьевые, людские, инфраструктурные ресурсы, представляющие значительный коммерческий интерес.

Назревшие институциональные изменения моделей функционирования на местном уровне представительных органов власти в условиях проводимой в стране политической реформы не могут произойти дискретно. На этом пути важна координация действий государственной и муниципальной власти, однако на практике такого рода взаимодействия оказываются недостаточно эффективными [11, с. 9].


2.2 Способы устранения проблем органов местного самоуправления

Прежде всего, в целях дальнейшего совершенствования системы местного самоуправления и улучшения работы органов муниципального управления, необходимо решить ряд основных задач препятствующих нормальному развитию системы местного самоуправления.

Для этого необходимо:

1. Дать возможность в полной мере реализовывать права граждан, дарованные Конституцией, на осуществление местного самоуправления, в т.ч. с помощью следующих мероприятий:

1.1 На законодательном уровне определить порядок учета мнения граждан при изменении границ муниципальных образований.

1.3 Сформировать более эффективную систему взаимодействия органов местного самоуправления с населением, в том числе [18, с. 10].

2. Создать условия для реализации органами местного самоуправления своих конституционных полномочий предполагает:

2.1 Создание условий для реализации органами местного самоуправления прав на самостоятельное решение вопросов местного значения, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью, а также с формированием, утверждением и исполнением местных бюджетов, установление местных налогов и сборов.

2.2 Создание условий для участия органов местного самоуправления наряду с органами государственной власти в обеспечении прав граждан на жилье, охрану здоровья и медицинскую помощь, на бесплатное образование.

2.3 Завершение в рамках налоговой и бюджетной реформ формирования финансово-экономической базы местного самоуправления, совершенствование системы бюджетного и налогового регулирования [16, с. 110].

2.4 Разграничить полномочия и соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:

  • федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации) и органами местного самоуправления;
  • органами местного самоуправления, в случае если на территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования.

2.5 Формирование системы эффективного государственного контроля над соблюдением органами местного самоуправления федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.6 Создание условий для взаимодействия муниципальных образований, в том числе на региональном, федеральном и международном уровне.


2.7 Создание эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы в органах местного самоуправления.

2.9 Информационную поддержку местного самоуправления [18, с. 10].

3. Обеспечение государственных гарантий местного самоуправления, а также обеспечение соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении и исполнения нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что предполагает:

3.1 Защиту прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3.2 Защиту муниципальной собственности.

3.3 Обеспечение минимальных местных бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, устанавливаемых на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, с учетом специфики муниципальных образований.

Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики [7, с. 10].

Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти [12, с. 298].

Таким образом, подводя итог, еще раз хочется подчеркнуть важность правильной и эффективно функционирующей системы органов местного самоуправления. Дальнейшее успешное развитие регионов Российской Федерации будет возможно только в условиях оптимизации работы органов местного самоуправления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления.

Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления – населения.


Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений – между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних – между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:

1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

2. Через выборные и др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное общественное самоуправление;

4. Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Роль местного самоуправления в обществе велика. Однако реальных достижений в его становлении и развитии в современной России оказалось меньше, чем преград.

Однако из главных проблем, сдерживающих развитие местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления.

Другой проблемой является сопротивление бюрократии всех уровней, которая видит в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методом управления.

Серьезной проблемой является также финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением.

Еще одна немаловажная проблема – дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Их подготовка требует длительного времени.

Местное самоуправление в России еще не твердо стоит на ногах и нуждается в государственной поддержке. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
  3. Антонова, Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления / Н.А. Антонова // Муниципальное право. – 2016. – № 1. – С. 18-22.
  4. Баженова, О.И. К проблеме преобразования муниципальных образований в рамках современной концепции пространственного развития экономики / О.И. Баженова // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 3. – С. 31-35.
  5. Балыхин, А.Г. Соотношение принципов политической системы государства и принципов местного самоуправления / А.Г. Балыхин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2014. – № 1. – С. 12-16.
  6. Быкова, А.Г. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления / А.Г. Быкова // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2014. – № 2. – С. 12-15.
  7. Васильев, В.И. Местное самоуправление Российской Федерации: история и современное состояние/ В.И. Васильев // Журнал российского права. – 2015. – № 3. – С. 5-15.
  8. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник / И.В. Выдрин. – М.: ИНФРА-М, 2013.

Данилов, О.Е. Местное самоуправление и муниципальное управление / О.Е. Данилов. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 339 с.

Кабашов, С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации / С.Ю. Кабашов. – М.: Наука, 2013. – 450 с.

  1. Косинский, П.Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности / П.Д. Косинский // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2014. – № 2. – С. 6-10.

Лагутин, Р.Е. Государственная власть и местное самоуправление Московской области / Р.Е. Лагутин. – М.: Из-во МГУ, 2017. – 367 с.

  1. Ляхов, В. Территориальное общественное самоуправление в регионах России в условиях реформирования системы местного самоуправления / В. Ляхов // Власть. – 2017. – № 2. – С. 71-76.

Мирзаев, М.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы реформирования и пути их решения / М.А. Мирзаев // Юридический вестник МГУ. – 2015. – № 1. – С. 50-54.