Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (основные проблемы современного российского местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Можно с определенностью сказать, что природа местной власти в настоящее время – это взаимосвязь общественного и государственного начал.

Четкое и верное понимание того, какими особенностями обладает местная власть, ее схема ее отношений с государственной властью – все это помогает тому, чтобы органы местного самоуправления наиболее эффективно работали на благо улучшения жизни населения.

Особая актуальность проблемы организации местного самоуправления регионов связана с несколькими обстоятельствами.

1. В настоящее время наблюдается тенденция того, что значение органов местного самоуправления принижается, им отводится мало внимания. Поэтому существует острая необходимость установления особенностей и закономерностей развития органов местного самоуправления. Можно сказать, что эффективная, отлаженная, успешная работа органов управления регионов является гарантией того, что в обществе будет построена стабильная демократическая общественно-политическая ситуация, а это будет способствовать улучшению жизни населения.

2. Современная Россия остро нуждается в более развитой – региональной политике, что становится очевидным ввиду быстрого роста экономического развития регионов. Для решения региональных проблем нужно выстроить эффективные межрегиональные связи. Эффективная политика органов местного самоуправления возможна только при условии широких полномочий.

3. Наше общество остро нуждается в том, чтобы российская государственность укреплялась всеми доступными средствами. Одним из средств такого укрепления можно считать создание, более эффективной структуры муниципальных органов. Такое централизовано сложное государство, как Россия, может сохранить свою демократическую систему только при условии тог, что фундаментом такой системы будут являться эффективные и близкие населению территориальные системы управления.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в России отсутствует концепция местного самоуправления, подходящая для существующих условий. Для создания такой концепции нужно четко понимать закономерности и условия развития органов местного самоуправления. Только на основе их знания и правильного применения возможно создание эффективных структур местной власти. Этим фактом и объясняется актуальность выбранной темы.


Целью курсовой работы является установление тенденций и условий развития органов местного самоуправления Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  1. Дать определение местного самоуправления, определить его функции.
  2. Охарактеризовать принципы и условия развития местного самоуправления.
  3. Представить основные особенности обеспечения участия населения в решении вопросов местного значения.
  4. Выявить основные проблемы современного российского местного самоуправления.
  5. Определить способы устранения выявленных проблем.

Объект исследования данной курсовой работы – органы местного самоуправления.

Предмет исследования – тенденции и условия развития этих органов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретические основы местного самоуправления

1.1 Понятие, функции местного самоуправления

Согласно Конституции Российской Федерации одним из самых важных факторов, определяющих конституционный строй России, является местное самоуправление, выступающее самостоятельной формой претворения власти народа в жизнь.

Так, опираясь на п. 2 ст. 3 Конституции, народ может осуществлять свою власть не только с помощью органов государственной власти, но и с помощью органов местного самоуправления.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет существование системы власти народа, которая является независимой от государства.

Согласно п.1 ст. 130 Конституции «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [1].

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» говорит о том, что местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная деятельность народа по решению непосредственно или опосредовано через органы местного самоуправления вопросов местного значения, опираясь на интересы населения, его исторических и иных местных традиций [2].


Благодаря определениям термина «местное самоуправление», которые представлены выше, можно сделать вывод, что главной целью организации местного самоуправления является широкое привлечение местного населения к тому, чтобы самостоятельно решать вопросы местного значения.

Современная система органов местного самоуправления целью своей деятельности также ставит и достижение отказа от традиции того, что все вопросы власти решаются исключительно государственными структурами, как это было во времена СССР.

Существующая система органов муниципального самоуправления нацелена на устранение отчуждения людей от того, чтобы повседневно изъявлять свою волю и интересы.

Основами местного самоуправления называется совокупность экономических, социальных и правовых условий для осуществления деятельности местного самоуправления и реализации с ее помощью прав населения, связанных с решением вопросов местного значения. Рассмотрим комплекс этих основ подробнее [9, с. 89].

Правовыми основами местного самоуправления называется комплекс норм права, которые осуществляют юридическую регламентацию работы муниципального самоуправления [14, с. 52].

Правовая основа местного самоуправления состоит из норм, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Правовая основа местного самоуправления

Экономическими основами местного самоуправления называется комплекс норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения по поводу финансового и бюджетного планирования работы органов местного самоуправления.

Социальными основами местного самоуправления называется комплекс норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения по поводу социального обеспечения населения региональных образований.

Организационной основой местного самоуправления называют комплекс норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с реализаций гражданами прав на местное самоуправление.

Функциями органов местного самоуправления называются основные направления работы этих органов, должностных лиц, работающих в этих органах, ориентированные на реализацию гражданами прав на местное самоуправление [10, с. 112].

Перечислим основные функции местного самоуправления:

  1. Гарантирование осуществления прав граждан, связанных с решением вопросов местного значения, с помощью применения механизмов непосредственной демократии (к которым относятся выборы и референдумы местного уровня), функционирования выборных и представительных органов местного самоуправления.
  2. Осуществление специальными органами местного самоуправления управления муниципальным имуществом.
  3. Охрана общественного порядка.
  4. Гарантирование и помощью в комплексном развитии территории, подконтрольной органам местного самоуправления.
  5. Помощь в удовлетворении социальных и социально-бытовых потребностей населения территории, подконтрольной органам местного самоуправления [8, с. 101].

Основные разновидности субъектов местного самоуправления:

  1. Городское поселение, к статусу которого можно отнести город или поселок, где местное самоуправление реализовывается населением напрямую или с помощью выборных или иных органы местного самоуправления.
  2. Сельское поселение, к статусу которого относится один или несколько сельских населенных пунктов, которые объединены единой территорией (например, поселки, села, станицы, деревни и т.д.), где местное самоуправление реализовывается населением напрямую или с помощью выборных или иных органы местного самоуправления.
  3. Муниципальный район, к статусу которого относятся несколько поселений или поселений и межселенных территорий, которые объединяются единой территорией, где местное самоуправление реализовывается населением напрямую или с помощью выборных или иных органы местного самоуправления.
  4. Городской округ, к статусу которого относится городское поселение, не входящее в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого реализуют свои полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.
  5. Внутригородские территории городов федерального значения, к статусу которых относится часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением напрямую или с помощью выборных или иных органы местного самоуправления.

Указанные территории, которые отличаются от официальных административно-территориальных образований, нужны для того, чтобы помогать населению в решении различных вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления представлена на рисунке 2 [3, с. 19].

Рис. 2. Структура органа местного самоуправления

Таким образом, органами местного самоуправления гарантируется самостоятельность населения по поводу решения вопросов местного значения, а также обеспечивается структурированное отделение системы управления местными делами от системы управления обществом и государством в целом.

1.2 Принципы и условия развития местного самоуправления

Принципами местного самоуправления называются важнейшие начала и идеи, которые составляют базу, на основе которой происходит организация и непосредственно работа местного самоуправления.


На рисунке 3 представим основные принципы местного самоуправления [5, с. 13].

Рис. 3. Принципы местного самоуправления

Рассмотрим указанные принципы подробнее.

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Как уже было сказано в предыдущем параграфе, Конституции Российской Федерации закрепляет самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своих полномочий. Другими словами, на органы местного самоуправления возлагаются обязанности, закрепленные исключительно за ними, органы вольны в выполнении этих обязанностей, но несут за это ответственность.

Ни один государственный орган не может вмешиваться в управление органов и в решение вопросов, стоящих перед ними, не может ратифицировать, накладывать вето или приостанавливать принятые органами местного самоуправления решения в случае, если они не противоречат законам.

Однако самостоятельность органов местного самоуправления определяется только вопросами собственного ведения. Часть 2 ст. 132 Конституции РФ говорит о том, что функционирование органов местного самоуправление находится под контролем государства [15, с. 20].

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством.

Еще раз отметим, что в Конституции Российской Федерации закреплен тот факт, что органы местного самоуправления не относятся к системе органов государственной власти. Необходимо отметить, что органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия, при условии передачи и нужных для того, чтобы их осуществить, материальных и финансовых средств.

Но нельзя сказать, что функционирование органов местного самоуправления является абсолютно независимым и полностью отделенным от функционирования государственных органов, поскольку формирование органов местного самоуправления и перечень их функций закреплено актами органов государственной власти и именно в границах общегосударственной политики они работают.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Организационные формы осуществления местного самоуправления непосредственно в субъектах Российской Федерации определяются ориентируясь на исторические и местные традиции. Конституция РФ закрепляет, что осуществление прав граждан на управление может быть осуществлено как с помощью разных форм непосредственного волеизъявления, так и опосредованно с помощью выборных и иных органов местного самоуправления