Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо отметить, особое преимущество рынка спортивных товаров - связь с фана­тами, которые не всегда имеют возможность посещать спортивные мероприятия, например те, кто живут в других странах, отсюда появляется спрос на онлайн продажи. Кроме того, сейчас существует тренд на опцию «кастомизации» товара, то есть приспособления под каж­дого уникального покупателя. Особо ярким примером здесь является компания Nike. Кроме того, любое использование бренда как правило лицензировано, и поэтому дешевле покупать у самого производителя или дистрибьютера.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что индустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутст­вующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.

2.2 Перспективы развития индустрии спорта в России

Спорт для многих людей занимает важное место в жизни. Для од­них он является составной частью здорового образа жиз­ни, способом самовоспитания, самосовершенствования и организации свободного времени, для других спорт - это профессия, для третьих - способ реабилитировать­ся после тяжелых травм или способ борьбы с прогрес­сирующими недугами, для четвертых спорт выступает как индустрия зрелищных мероприятий. В Российской Федерации в последние годы проводится активная поли­тика, направленная на развитие спортивной отрасли. Это связано со стратегическими целями развития государ­ства, где общая направленность государственной поли­тики в сфере физической культуры и спорта подразуме­вает укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, повышение качества жизни и укрепление здоровья россиян, а также обеспечение стабильного демографического развития страны. Ввиду того, что в России институт спонсорства в сфере физи­ческой культуры и спорта слабо развит, а форма сотруд­ничества в виде государственно-частного партнерства только набирает обороты, развитие спортивной отрасли в России зависит от объемов государственного финан­сирования.

Степень развития отрасли физической куль­туры и спорта (ФКиС) в регионе можно определить по уровню развития спортивной инфраструктуры; доле на­селения, систематически занимающегося спортом; объ­емам финансирования, выделяемым на развитие ФКиС, в целом и в расчете на одного жителя, а также по уровню оплаты труда граждан, осуществляющих деятельность в области спорта. Высокая роль ФКиС в стратегическом развитии страны обуславливает актуальность исследо­вания состояния развития ФКиС в регионах Российской Федерации.


В стране действует ряд программ, направ­ленных на поддержку и развитие спорта, в результате которых удалось достичь положительных результатов в развитии спорта, но во многом финансирование раз­вития ФКиС зависит и от уровня социально-экономи­ческого развития регионов. Ввиду усложнившейся эко­номической и внешнеполитической ситуации вокруг России целесообразно проанализировать какие резуль­таты за период 2014-2018 гг. (за два года до кризиса 2016 г. и через два года после него) были достигнуты в спор­тивной отрасли.

Польза физиче­ских занятий для здоровья человека уже давно доказана множеством научных исследований. Физическая куль­тура и спорт являются основой оздоровления нации, генетический фонд которой сильно страдает от пагуб­ных привычек, низкой двигательной активности, а также морального разложения. В Российской Федерации в на­чале 2000-х годов отсутствовала культура спортивного воспитания, а приверженность к здоровому образу жиз­ни соблюдали лишь немногие граждане, потому меро­приятия по оздоровление нации необходимо было закре­пить на законодательном уровне. В 2006 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2016 гг.», продленная на период до 2020 г., а в 2009 г. разработа­ли Стратегию развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 г. .

В настоящее время деятельность Министерства спорта Российской Федерации регламен­тируется Планом деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2016-2020 гг., в котором указаны цели и задачи развития ФКиС в Российской Федерации на ближайшие годы. Среди них следует вы­делить: создание для граждан условий для систематиче­ских занятий физической культурой и спортом; повы­шение конкурентоспособности российского спорта на международной арене; повышение мотивации россий­ских граждан к здоровому образу жизни и физическим занятиям; развитие спортивной инфраструктуры, в том числе для лиц с ограниченными возможностями и др.

Результаты реализации Федеральной целевой про­граммы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на период 2006-2016 гг.», представленные в Отчете , и показатели деятельности Министерства спорта РФ позволяют судить о том, что курс, взятый на ускоренное развитие спорта еще в 2006 г. имеет успехи в реализации и в настоящее время.

В Российской Федерации ведется активная пропаган­да здорового образа жизни, направленная как на людей молодого поколения, так и на тех, кто воспитывает де­тей, и людей преклонного возраста, призывая лю­дей самих заниматься спортом, в том числе фитнесом, и воспитывать привычку к систематическим физическим занятиям у детей и подростков.


Роль индустрии спорта в экономическом развитии страны нельзя недооценивать, поскольку в ней сосре­доточены крупные материальные и финансовые активы. Крупные спортивные мероприятия становятся мощ­ным толчком к развитию инвестиционных процессов в различных регионах страны, а на местном уровне спор­тивная индустрия становится стимулом экономического развития и способом борьбы с бедностью, создавая до­полнительные рабочие места.

Развитие спорта по­рождает развитие предпринимательской деятельности и потребность в подготовке новых кадров - спортивных менеджеров, экономистов и юристов. На современ­ном этапе развития для обслуживания спортивной инду­стрии развилась целая отрасль - появились организации, обслуживающие спортивно-массовые мероприятия, спе­циализирующиеся на лечении, страховании, оказании сервисных и юридических услуг спортсменам и трене­рам, на поиске зарубежных и отечественных спонсоров для команд и отдельных спортсменов и заключению трудовых договоров и контрактов со спортсменами и тренерами .

В развитии спорта Российской Федерации огром­ную роль играет государственное финансирование, за счет которого обеспечивается развитие спортивной ин­фраструктуры для массового спорта в регионах страны, объемы которого, в свою очередь, напрямую зависят от состояния развития экономической системы страны и уровня социально-экономического развития отдельных территорий.

Проблема ресурсного обеспече­ния спорта в России всегда носит острый характер, поскольку институты государственно-частного партнер­ства как способа инвестиционного обеспечения спорта и институт спонсорства в российском спорте развиты достаточно слабо, по сравнению развитыми западными странами, где частные инвестиции являются основой развития отдельных видов спорта.

Экономический кризис, поразивший российскую экономику на фоне падения мировых экспортных цен на нефть и экономических санкций, введенных Европейскими странами и крупными партнерами России на международной арене, привел к тому, что экономика страны в короткие сроки была вынуждена переориен­тироваться на Азиатский рынок, пришлось интенсивно развивать внутренний рынок, а также укреплять воен­ную мощь. Это потребовало дополнительных финансо­вых расходов при устойчивом уменьшении доходов от экспорта, что не могло не отразиться на финансирова­нии развития сферы физической культуры и спорта.

Оценка уровня развития ФКиС в федеральных округах Российской Федерации, основанная на анализе измене­ния основных показателей развития ФКиС за период 2014-2018 гг.


Оценить развитие ФКиС можно по уровню раз­вития спортивной инфраструктуры, доле населения, систематически занимающегося спортом, объемам фи­нансирования, выделяемым на развитие ФКиС, в целом и в расчете на одного жителя, а также по уровню оплаты труда граждан, осуществляющих деятельность в обла­сти спорта. В России, как известно, до 2016 г. намечался устойчивый рост в экономике, что благоприятно отраз­илось на развитии ФКиС, но после наступления финан­совых трудностей, темпы роста спортивной отрасли за­медлились, поэтому анализировать изменения в разви­тии ФКиС стоит по приросту основных показателей за 2014-2018 гг. (таблица 1).

Таблица 1

Изменение основных показателей разви­тия ФКиС за 2014-2018 гг. в разрезе федеральных окру­гов Российской Федерации, %

Регион

Спортивные сооружения

Доля населения,

Занимающегося спортом

Объемы финансиро­вания ФКиС

Финансированние ФКиС в расчете на 1 жителя

ЦФО

20,6

40,2

10.S

5,7

СЗФО

16,8

42,6

67,4

60,1

ЮФО

25,2

14,8

151,9

105,4

СКФО

юз

73,7

58,4

49,2

ПФО

12,2

25.1

49,5

45,1

УФО

11,7

33,1

7=5

23

СФО

7,1

32,2

379,8

360,4

ДФО

6.8

29.1

14.2

12,2

В таблице мы видим, что во всех федеральных округах России фиксируется прирост по основным показателям развития ФКиС. Так, по совокупности признаков, наибо­лее динамично развивалась ФКиС в ЮФО, поскольку по­сле вхождения в состав России Крымского полуострова, включенного к ЮФО, в него начали поступать крупные объемы финансирования, по сравнению с предыдущими периодами. Здесь стала наращиваться спортивная ин­фраструктура, поскольку регион получил новые резер­вы для развития, в то время в наиболее развитых в плане спортивной инфраструктуры регионах (ЦФО, ПФО) ре­зервы для развития сокращаются. Проявления кризиса в экономике больше всего отразились на финансирования ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%.

Развитие спортивной инфраструктуры хуже всего происходит в ДФО и СФО, медленнее всего прирастает доля населения, систематически занимающегося спор­том, в ЮФО, поскольку в Крыму изначально была очень низкая доля населения, систематически занимающего­ся спортом, что ухудшило средние показатели ЮФО. Таким образом, на развитии ФКиС экономический кри­зис отразился негативно, но не критично, проявившись в снижении объемов финансирования и темпов прироста основных показателей развития отрасли.


Одним из показателей уровня развития той или иной отрасли является заработная плата работников, отно­сящихся к этой сфере. В Российской Федерации высо­ко развита добыча полезных ископаемых, в частности, нефти и газа, поэтому заработные платы в этой отрасли являются более высокими относительно других отрас­лей. Целесообразно оценить, как в 2018 г. оплачивается труд работников в отрасли ФКиС, что возможно проана­лизировать с помощью данных о заработных платах на одного работника по классификации отраслей (ОКВЭД) для каждого региона страны [20]. Данные о заработной плате работников сферы физической культуры и спорта (объединенным в классификации по коду ОКВЭД с от­раслями отдыха и развлечений) целесообразно сравнить со средним уровнем заработных плат по всем отраслям регионов (рисунок 4).

Рисунок 4. Средняя заработная плата по всем от­раслям и заработная плата работников ФКиС в разрезе федеральных округов в 2018 г., руб.

Средний уровень заработных плат в России в 2018 г. составил 43 тыс. руб., а в сфере спорта, отдыха и раз­влечений - 52 тыс. руб. (рисунок 1).

Мы видим, что большой разрыв между средними заработными платами и заработными платами в ФКиС в сторону превыше­ния заработных плат в ФКиС наблюдается в крупней­ших городах страны - Москве и Санкт-Петербурге. Так же заработные платы работников ФКиС выше средних по региону в ЦФО (за счет Москвы), СЗФО (за счет Санкт-Петербурга), ПФО (за счет высокого уровня раз­вития спорта в регионе), ЮФО, а также немного выше в УФО и ДФО. Труд работников ФКиС оплачивается хуже, чем в других отраслях региона в СКФО и СФО. При этом уровень заработных плат значительно выше среднероссийских в Москве и Санкт-Петербурге, что некорректно формирует средние результаты об уровне заработных плат в ЦФО и СЗФО, также уровень зара­ботных плат выше среднероссийского в ДФО и УФО (за счет Екатеринбурга и Тюмени). В остальных реги­онах России заработные платы ниже среднероссийско­го уровня. Следовательно, опираясь на анализ размеров заработных плат работников ФКиС, отдыха и развлече­ний, можно сказать, что во всех регионах, кроме СКФО, их труд оплачивается более достойно, чем в среднем по всем отраслям.

В ходе работы удалось установить, что спортивная отрасль играет большую роль в экономике страны, поскольку обеспечивает до­полнительные рабочие места, стимулирует развитие предпринимательства, влияет на социальную и демо­графическую политику страны. Анализируя данные Министерства спорта за период 2014-2018 гг. удалось установить, что кризис, затронувший российскую эко­номику в 2016 г., отразился на развитии ФКиС в виде снижения объемов финансирования отрасли и снижения темпов прироста показателей, характеризующих раз витие ФКиС. В большей степени кризис отразился на финансировании ФКиС в УФО и ЦФО, в то время как в СФО прирост финансирования составил более 350%, а в ЮФО более 150%. Развитие спортивной инфраструкту­ры хуже всего происходит в ДФО и СФО, медленнее все­го прирастает доля населения, систематически занимаю­щегося спортом, в ЮФО. Одним из показателей уровня развития той или иной отрасли является заработная пла­та работников, относящихся к этой сфере. Средний уро­вень заработных плат в России в 2018 г. составил 43 тыс. руб., а в сфере спорта, отдыха и развлечений - 52 тыс. руб. Заработные платы работников ФКиС выше сред­них по региону в ЦФО (за счет Москвы), СЗФО (за счет Санкт-Петербурга), ПФО (за счет высокого уровня раз­вития спорта в регионе), ЮФО, а также немного выше в УФО и ДФО.