Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2. Инновационные технологии в современном спорте
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1. Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
Труд работников ФКиС оплачивается хуже, чем в других отраслях региона в СКФО и СФО. Опираясь на анализ размеров заработных плат работников ФКиС, отдыха и развлечений, можно сказать, что во всех регионах, кроме СКФО, их труд оплачивается более достойно, чем в среднем по всем отраслям.
Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), к стратегической цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта относится развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе:
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях (школах, университетах) и по месту жительства, увеличение количества спортивных площадок;
- развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, создание детских спортивных школ, а также секций и спортивных клубов для детей и взрослых не только в крупных городах, но и в сельских местностях;
- осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта, создание информационного банка и реестра спортивных объектов, в том числе физкультурно-спортивных сооружений;
- нормативно-правовое обеспечение предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта за счет бюджетных средств негосударственными организациями;
- реализация информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
Подтверждением тому, что данная программа успешно выполняется может служить возведение многочисленных спортивных объектов в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи 2014 года, Универсиаде 2013 года в Казани, а также к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, который затронет многие города России. Данные мероприятия требуют невероятно больших инвестиций и нуждаются не только в государственном инвестировании, но и в частном.
Расходы затраченные на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018 оцениваются KPMG в € 2,6 млрд. (табл. 2).
Таблица 2
Расходы на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018
Стадион |
Мест |
Стоимость (млн. евро) |
Лужники |
89318 |
189 |
Динами |
44920 |
221 |
Спартак |
43000 |
229 |
Калининград |
45015 |
166 |
Казань |
45105 |
197 |
Самара |
44198 |
142 |
Краснодар |
50015 |
205 |
Саранск |
45015 |
166 |
Волгоград |
45015 |
166 |
Нижний-Новгород |
44899 |
189 |
Санкт-Петербург |
67000 |
316 |
Ярославль |
44042 |
158 |
Екатеринбург |
44130 |
126 |
Сочи |
43702 |
178 |
Ростов-на-Дону |
43702 |
174 |
Итого: |
739076 |
2601 |
Данная оценка расходов достаточно оптимистична: по многим стадионам в СМИ приводят куда более существенные суммы. К тому же ни все арены еще достроены, а учитывая опыт строек к олимпиаде в Сочи, можно сказать, что сметы подобных объектов по мере реализации имеют стремительную тенденцию к росту расходов.
Тем не менее, чемпионат мира положительно может сказаться на экономике России, что следует из расчетов Оргкомитета «Россия-2018». По предварительным данным, дополнительный прирост ВВП России к 2018 г. составит около 530 млрд. руб. и более, минимум будет создано около 800 тысяч рабочих мест, поступления в бюджеты всех уровней повысятся не менее чем на 100 млрд. руб.
Тенденции развития присущи так же и другим видам спорта. Поэтому выводы будут сделаны по индустрии спорта в целом. Здесь нужно отметить главные элементы спортивного сектора, каждый из которых имеет ряд специфических особенностей и при более глубоком анализе должен рассматривать отдельно:
• виды спорта с подразделением на профессиональное и любительское направления; у каждого вида спорта есть своя Федерация, курирующая его, в том числе и по финансовым вопросам;
• массовый спорт - развитие физической культуры и спорта для населения;
Можно выделить основные факторы, которые способствуют развитию спортивной индустрии:
- Поиск инвесторами новых перспективных проектов для их дальнейшего инвестирования.
- Спортивная команда в собственности предоставляет возможность расширения бизнес-контактов, доступа в закрытые деловые сообщества и, как следствие, заключение новых контрактов в различных отраслях.
- Возможность выхода на мировой рынок.
- Создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов. В качестве примера можно привести контракты компаний, таких как «МегаФон», который был выбран как официальный партнёр и оператор сотовой связи зимних Олимпийских игр в Сочи 2014.
6. Государство уделяет повышенное внимание к спорту и создает благоприятные режимы для создания новых спортивных проектов.
Выше перечисленные факторы привлекают в индустрию спорта многих инвесторов, которые способствуют ее дальнейшему развитию. Тем не менее, помимо факторов, способствующих развитию того или иного направления, существует и набор ограничений, который не стал ограничением и для спортивного сектора:
- Нехватка профессиональных управляющих, способных эффективно организовать деятельность компании в индустрии спорта.
- Нужда в повышенном финансировании.
- Большой риск при экономических кризисах.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
- Сегодня Российская индустрия спорта бурно развивается и обладает огромными инвестиционными потенциалами. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для всех слоев населения остается на крайне низком уровне. В первую очередь это касается малонаселенных городов, сельских поселений, в которых часто не хватает спортивных секций и площадок для занятия спортом.
- Если рассматривать спорт в долгосрочной перспективе, то он может быть интересен бизнесменам не только с точки зрения повышения престижа, но и выступать источником получения дохода.
- Многие виды спорта не сразу дают отдачу от своих вложений, но в дальнейшем этот вид спорта может стать очень популярным, престижным и прибыльным как для государства, так и для частных инвесторов.
- Особая роль в развитии индустрии спорта отводится малому и среднему бизнесу. Вложения даже в небольшие проекты тоже может дать свои «плоды», поэтому предпринимателям не стоит обходить стороной проекты, не достигшие масштаба Олимпийский Игр или Чемпионатов Мира.
- Государство должно выполнять одну из главных ролей в стимулировании и финансировании спортивных проектов, а так же оказывать помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.
Таким образом, перспективы развития индустрии спорта как полноценного сектора экономики в целом для России представляются вполне оптимистичными. Однако это потребует существенных усилий со стороны государства и бизнеса и займет еще не один год.
Заключение
Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной общей цели, главной задачи) спортивной организации. Поэтому установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается спортивная организация как целостная социальная система, является одной из главных проблем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, которых организация стремится достичь в своей деятельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менеджмента в индустрии спорта: стратегический, тактический и исполнительский.
Что касается функций менеджмента в индустрии спорта, то они представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности. Различают основные и специфические функции менеджмента.
Основные функции менеджмента взаимосвязаны, составляют единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного менеджмента могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
Технологии широко применяются практически во всех сферах жизни человека, поэтому не стал исключением и спорт, которому уделяется большое внимание в настоящее время. В обозреваемой области можно легко просмотреть взаимосвязь между технологиями и спортивной наукой: развитие данной науки невозможно отдельно без применения современных технологий, а наука, в свою очередь, способствует развитию технологий, которые можно было бы применить для решения актуальных проблем.
На сегодняшний день технологии незаменимы при организации спортивных соревнований, проводимых на разных уровнях, подготовке и построении тренировок спортсменов, при обучении судей и повышении их квалификации.
Можно перечислить несколько основных пунктов, на которые главным образом влияют современные технологии:
- модернизация и улучшения в спортивном оборудовании, одежде и спортивном инвентаре;
- анализ спортивных событий, соревнований и характеристик самих спортсменов, применяемый для повышения качества обратной связи между тренерами и спортсменами;
- модернизация спортивной медицины.
В целом в РФ идет положительная тенденция развития спортивной-оздоровительной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.
Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.
Ииндустрия спорта, как в России, так и за рубежом строится на таких огромных «китах», как продажи с проведения мероприятий, спонсорство (инновационное), медиа продажи и рынок сопутствующих и спортивных товаров. И, несмотря на общую мировую экономическую ситуацию (наличие санкций), остается прибыльной отраслью для любого государства, демонстрирует рост во всех сферах своего бытия и тенденцию к активному развитию.
Можно выделить основные факторы, которые способствуют развитию спортивной индустрии:
- Поиск инвесторами новых перспективных проектов для их дальнейшего инвестирования.
- Спортивная команда в собственности предоставляет возможность расширения бизнес-контактов, доступа в закрытые деловые сообщества и, как следствие, заключение новых контрактов в различных отраслях.
- Возможность выхода на мировой рынок.
- Создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов. В качестве примера можно привести контракты компаний, таких как «МегаФон», который был выбран как официальный партнёр и оператор сотовой связи зимних Олимпийских игр в Сочи 2014.
Государство уделяет повышенное внимание к спорту и создает благоприятные режимы для создания новых спортивных проектов.
Выше перечисленные факторы привлекают в индустрию спорта многих инвесторов, которые способствуют ее дальнейшему развитию. Тем не менее, помимо факторов, способствующих развитию того или иного направления, существует и набор ограничений, который не стал ограничением и для спортивного сектора:
-Большой риск при экономических кризисах.
Также можно отметить следующее:
-сегодня Российская индустрия спорта бурно развивается и обладает огромными инвестиционными потенциалами. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для всех слоев населения остается на крайне низком уровне. В первую очередь это касается малонаселенных городов, сельских поселений, в которых часто не хватает спортивных секций и площадок для занятия спортом.
-если рассматривать спорт в долгосрочной перспективе, то он может быть интересен бизнесменам не только с точки зрения повышения престижа, но и выступать источником получения дохода.