Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Налоговая отчетность в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) сопроводительные налоговые документы – предоставляются при обосновании законности осуществляемой деятельности или отдельных операций, пользования налоговыми льготами или специальными режимами, а также характеристике наличия материальных средств и кадрового персонала:

1. разрешительные;

2. подтверждающие;

3. информационные.

Проверяя названные выше информационные регистры на аналитичность и информативность – критерии, которые должны быть, на наш взгляд, присущи налоговой отчетности, можно говорить, что они наличествует только в налоговых декларациях, расчетах сборов и расчетах авансовых платежей. Именно по показателям этих форм можно определить причину возникновения обязанности платить налог, изучить формирование налоговой базы и объемы обязательных платежей по нему с учетом возможности использования налоговых льгот. Сравнив показатели за ряд лет, налоговики видят динамику изменения налоговых баз и размеров платежей, что позволяет определять налоговую нагрузку на субъекты разных сфер экономики, планировать будущие доходы бюджетов всей уровней и направления потенциальных налоговых проверок.

Следовательно, заполненный бланк будет включен в налоговую группу отчетов, если будет соответствовать критериям: информативность о налоговых элементах, аналитичность, полнота и существенность, составление по закрепленному образцу и периодичность представления, указанная нормативными документами, регулирующими порядок налогообложения функционирования субъектов хозяйствования. Обобщая вышеизложенное, можем дать следующее определение налоговой отчетности – система данных о возникших и погашенных налоговых обязательствах организации при реализации своих бизнес-процеесов и использовании имеющихся ресурсов, сформированная по установленным формам и предоставляемая периодически при наличии объектов налогообложения или осуществлении иных операций, требуемых к декларированию налоговым законодательством.

Глава 2. Использование данных бухгалтерского учета при формировании налоговой отчетности


2.1. Формирование налоговой отчетности

Основным источником оперативной и объективной информации в развитии производства, выполнении хозяйственных операций являются учет и отчетность. Поэтому предлагаем организацию учёта объектов хозяйственной деятельности осуществлять с помощью учетных регистрах несложной формы и на отдельных счетах из действующей системы Плана счетов бухгалтерского учета. Перечень применяемых счетов необходимо выбрать самому главе фермерского хозяйства при утверждении учётной политики и рабочего плана счетов на будущий год. Рабочий план счетов должен быть неразрывно связан с бухгалтерской отчетностью, а синтетические счета и субсчета следует отражать в учетных регистрах отдельной строкой.

Использование единых регистров позволит обеспечить единообразие учета во всех категориях крестьянских (фермерских) хозяйств, улучшить технику учета. Учётные данные первичных бухгалтерских документов следует группировать в сводных синтетических регистрах, а затем суммы итоговых строк переносить в формы финансовой отчётности. Финансовую отчётность составляют все предприятия расположенные на территории Российской Федерации. Принято выделять отчётность по видам учёта. В настоящее время существуют такие виды учёта как: оперативный, статистический, бухгалтерский, в состав которого входит и налоговый учёт. Оперативный учёт не регламентируется законодательно-нормативными документами, а его отчётность используется внутри предприятия для текущего контроля, так как содержит информацию по его отдельным подразделениям.

Статистический учёт формирует информацию для органов государственной статистики, а его отчётность содержит систему показателей, которые характеризуют результаты функционирования предприятия за отчетный период. В налоговом учёте информация формируется для налоговых деклараций, которые предоставляются в установленные законодательством сроки, в налоговые органы. Формы содержат информацию о задолженности по налогам и сборам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сдача отчётности и уплата налогов осуществляется в соответствии с принятым законодательством: Налоговым Кодексом РФ (НК), Гражданским Кодексом РФ (ГК), ФЗ-74 Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Начиная с 2011 года бухгалтерская отчетность представляется по формам, которые утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Бухгалтерская отчетность может быть промежуточной и годовой. Промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность составляют за период с 1 января по отчетную дату периода включительно. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается федеральными стандартами (п. 3 ст. 14 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пункту 49 ПБУ 4/99, в состав промежуточной отчетности включают бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.


По итогам года все юридические лица составляют годовой отчет. Организации могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам. Они приведены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Это формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, в которых показателей существенно меньше, чем в обычных формах.

Также представление этих форм не предусмотрено на отчетные даты в течение года – только на 31 декабря отчетного года. Вместе с тем имеют право сдавать бухгалтерскую отчетность и в общеустановленном порядке. Обобщая изложенное, можно отметить, что законодательством требование составления бухгалтерской отчетности для крестьянских (фермерских) хозяйств предпринимателей отсутствует.

Несмотря на это, многие авторы придерживаются мнения о сохранении балансового метода обобщения информации о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Мы также считаем, что его составление необходимо фермеру независимо от выбранной методики учета и размеров хозяйства. Для микро- и малых хозяйств, построение баланса может производиться в более простой форме без группировки по разделам. В средних и крупных, а также хозяйствах с юридическим статусом считаем целесообразным составление баланса с применением типовой формы.

Начиная с отчетности за 2000 г. предприятиям дано право самостоятельно формировать показатели бухгалтерской отчетности, т.е. на основе типовых форм и соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности, вносить следующие изменения: включать дополнительные формы и пояснения к ним или исключать, если содержащиеся в них показатели отсутствуют, включать в формы отчетности дополнительные показатели, расшифровки как в самой форме отчетности, так и в виде приложения к ней. Малые сельскохозяйственные предприятия могут не раскрывать информацию о связанных сторонах, по сегментам, условные факты хозяйственной деятельности, главное соблюдать принцип существенности. Исходя из изложенного, нами изучены предложения авторов [4] по формату бухгалтерского баланса, который рекомендован для крестьянских (фермерских) хозяйств. Рекомендуемый формат баланса содержит только те статьи, которые отражают назначение хозяйствующего субъекта и охватывают его хозяйственный процесс.

Поэтому в предлагаемой форме баланса в активе исключены строки «Доходные вложения в материальные ценности», «Долгосрочные финансовые вложения», «Финансовые вложения», что объясняется частым отсутствием данных показателей в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В пассиве баланса исключены такие строки, как «Собственные акции, выкупленные у акционеров», «Переоценка внеоборотных активов», «Добавочный капитал», «Резервный' капитал», «Резервы под условные обязательства» из-за отсутствия связи с хозяйствующим субъектом. Исключение из баланса таких статей, как «Отложенные налоговые активы», «Отложенные налоговые обязательства» связано с тем, что субъекты малого предпринимательства получили право не применять положения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Таким образом, проведённое исследование показало, что на современном этапе бухгалтерская отчетность, как важнейший источник учётной информации, формируется в обязательном порядке по требованиям законодательно-нормативных документов. При этом она должна содержать только те статьи, которые отражают назначение хозяйствующего субъекта и охватывают его хозяйственный процесс.


Кроме этого учётная информация финансовой отчётности должна быть доступной, сопоставимой и отвечать единым методологическим требованиям ее формирования в стране. Однако в отличие от бухгалтерского учета, где все правила регламентированы, для налогового учета никаких специальных книг и жестких стандартов не установлено. Поэтому сельскохозяйственные организации имеют право самостоятельно разрабатывать как систему налогового учета, так и налоговые регистры.

2.2. Автоматизация налогового учета

11 апреля 2012 года Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России от 05.03.2012 № ММВ-7-6/138 «Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронном виде» [1]. Следовательно, законодательство разрешает обмениваться организациям со своими контрагентами электронными документами, но только заверенные электронной подписью, что является подтверждением их юридической значимости. На данный момент времени значимая часть российских предприятий вполне готова к переходу на электронный документооборот, как и государственные, а также контролирующие органы. Для того чтобы оказать поддержку и пойти на встречу организациям в структурах ФНС были разработаны электронные форматы ТОРГ-12 и акта приемки-сдачи работ (услуг), а так же части других более значимых и необходимых для ведения бизнеса первичных документов, например, ОС-1, ТТН, ТН, ТОРГ-2 и т.д. [6]. Сегодня достаточное количество организаций активно пользуются разными видами программ автоматизации бухгалтерского учета. Такие программы помогают им вести журналы учета, книги покупок и продаж, обмениваться документами с контрагентами. Помимо этого с их помощью представляют электронные отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Некоторые программные продукты даже имеют возможность интегрироваться с разнообразными учетными и ERP системами. Так, программа под названием 1С Такском является унифицированным сервисом, который позволяет автоматический ввод первичных документов из учетных систем 1С.

Соответственно, электронный документооборот значительно сокращает время на доставку документов почтой, экономит денежные средства на доставку их, например, курьером. Применение электронных документов позволяет вычеркнуть из расходов компании расходы на дорогостоящую множительную оргтехнику и расходные материалы, на ее ремонт, на покупку бумаги. Подсчитав экономический эффект владельцы бизнеса приятно впечатлены и удивлены настолько положительным результатом [4]. Помимо этого, электронные документы не занимают много места, для этого не нужно приобретать стеллажи, шкафы, сейфы. Они удобно систематизированы, их легко найти и подкорректировать. Также электронный документооборот помогает обеспечить полную прозрачность во взаимоотношениях компании с контролирующими и фискальными структурами. Электронный документооборот невозможно представить без использования электронной подписи, которая ускоренными темпами идет к тому, чтобы стать основой современного бизнеса. Документ, подписанный электронной подписью, начиная с 1 июля 2013 года, является равнозначным бумажному документу и не нуждается в дублировании. Именно оригиналом будет считаться тот документ, который имеет цифровую подпись, а его распечатка документа - это всего лишь копия [3]. Новая цифровая подпись называется усиленная квалифицированная. Электронная подпись, используемая для заверки документов гражданско-правового характера, признается полным аналогомсобственноручной подписи. Существуя в условиях жесткой конкуренции, бизнеспроцессы современного мира требуют внедрения электронного документооборота, как прогрессивного решения для развития сферы бухгалтерского учета. Остается единственный вопросы о готовности его продвижения в настоящее время российских предприятий в применении данного вида технологий для систематизации бухгалтерского учета. Несмотря на какие-либо опасения, свойственных передвнедрением чего-то нового, основная масса предприятий проявляет интерес к современным технологиям, узнавая про их тонкости и преимущества. Для того, чтобы перейти к автоматизации бухгалтерского учета необходимо определить параметры, которые индивидуальны для каждого предприятия, и в соответствии с этим сделать выбор в пользу определенного программного обеспечения. То есть необходимо изучить такие параметры как:


- структура компании;

- вид деятельности;

- перечень подразделений, которые предполагается автоматизировать;

- список автоматизируемых задач;

- объем документооборота.

Таким образом, рассмотрев вышеперечисленные пункты, организация сможет сделать выбор в пользу подходящего программного обеспечения [6].

С другой стороны, если же такой выбор совершает действующий руководитель предприятия самостоятельным образом, без привлечения сторонних бухгалтерских компаний, то смысла во всем том, что указано выше нет, т.к. это наверняка не приведет к нужному результату попросту из-за незнаний в области программного обеспечения.

Целесообразно, все же, будет обратиться к специалисту, который оптимизирует и установит подходящие программы на ПК. Итак, ни для кого не секрет, что в настоящее время наиболее популярными и массовыми программами для автоматизации бухгалтерского учета в организациях является система программ линейки 1С Предприятие, в состав которой входит универсальная программа 1С Бухгалтерия. Данная программа предназначена для автоматизации различной схемы и любого участка бухгалтерского и налогового учета. 1СБухгалтерия 8 версии способна приспособиться к тонкостям любых видов коммерческой деятельности. Программы 1С давно закрепились на российском рынке, проявили себя с лучшей стороны, как надежные и удобные продукты, востребованные тысячами компаний [2].

Также, в последние годы к лидерству на рынке активно стремится система 1С Такском, предназначенная для автоматизации учета и предоставления отчетности в контролирующие органы и фонды через сеть Интернет. Программа является совместным решением фирмы «1С» и компании «Такском», о чем говорит присутствие 1С в названии 1С Такском. Быстрорастущая популярность данного продукта объясняется его созданием на платформе 1С Предприятие 8 версии, что позволяет ему быть совместимым с ранее установленными программами 1С [6].

Помимо двух названных весомых лидеров российского рынка, существует еще целый список программ для ведения бухгалтерского и налогового учета. К наиболее известным из них относятся серии программ «Парус» и «Бух Софт», программы «Инфо-Бухгалтер», «ВС:Бухгалтерия», «ИнфоПредприятие». Для сдачи отчетности через сеть Интернет разработаны отдельные программы, из которых наиболее выделяются: «ЭОН» (Электронная отчетность налогоплательщика), «Налогоплательщик», «Астрал Отчет», а так же система «Контурн-Экстерн» [2].

Выгоды от автоматизации бухгалтерского учета возрастают многократно, когда бухгалтерские услуги на предприятии передаются сторонней компании, специалисты которой являются уверенными пользователями современных программных продуктов. Предприятию в этом случае не приходится содержать штат собственных бухгалтеров, оплачивать их обучение и социальный пакет. Важно отметить, что присутствие опытных бухгалтеров позволяет до минимума снизить риск ошибок при подготовке документации [5].