Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Налоговая отчетность в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов. В этой связи организация бухгалтерского учета основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления - системного подхода, программно - целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

Для правильного руководства деятельностью предприятий необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается путем ведения хозяйственного бухгалтерского учета.

Составление отчетности, бухгалтерской или налоговой - является одна из важнейших составляющих деятельности предприятия. Правильное составление отчетности помогает внутренним и внешним ее пользователям, позволяет составить объективное представление о предприятии. Поэтому, на сегодняшний день, тема порядка составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности является наиболее актуальной.

Составление бухгалтерской и налоговой отчетности организацией это обеспечение нейтральности информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Составление налоговой отчетности, это не только совокупность статей баланса с другими формами отчетности, но это еще и соответствие их действующему законодательству. Такая работа под силу только специалисту, который неоднократно проводил составление бухгалтерской отчетности.

Составление налоговой отчетности и представление ее необходимым пользователям в срок и на должном уровне, убережет фирму от возможных штрафов, или, например, от замораживания банковских счетов. Предприятия всех форм собственности и организационно - правовых форм обязаны ежегодно не позднее 31 марта подготавливать и сдавать годовую отчетность.


Актуальность темы исследования. С вступлением в действие Главы 25 Налогового кодекса РФ произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учёта, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учёта, особенно в части порядка исчисления производственных расходов, в курсовой мы увидим как используются данные бухгалтерского учета при формировании налоговой отчетности.

В связи с этим перед организациями встала необходимость в создании налогового учёта таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, - минимизировать обусловленные этим затраты.

Целью курсовой работы является определение правил и порядка использования данных бухгалтерского учета при формировании налоговой отчетности.

Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:

- Понятие и характеристика налоговой отчетности, ведение ее на предприятии;

- Что такое бухгалтерский учет;

- Формирование налоговой отчетности.

Глава 1. Налоговая отчетность в Российской Федерации

1.1. История налогообложения

Для того чтобы определить, какое место занимают налоги среди других наук, необходимо обратиться к истории их возникновения. Считается, что налоги возникли с появлением государства, и первыми налогами были жертвоприношения, которые носили обязательный характер, поскольку считалось, что всё принадлежит Господу. Позже налоги стали взиматься в пользу князей. Так в XVIII в. до н.э., вавилонским царём Хаммурапи были введены законы [4]:

• о земле;

• о собственности;

• о правах;

• о податях.

Исходя из этих законов, объектом обложения были доходы от имущества. В первую очередь, это касалось земли. Ставка была установлена в размере 1/10 дохода. Но на этом развитие налогов не остановилось.

Позже стали известны такие налоги, как:

• поголовный налог;

• налог за труд земледельцев;

• налог с доходов от занятия ремеслом;

• налог с доходов от торговой деятельности;

• налог с имущества, а именно: земля и скот.

В античном мире, во времена Цезаря, появились налоговые льготы, налоговые санкции в отношении отдельных граждан [7]. Позже императором Августом создаются учреждения контроля за налогообложением. Таким образом, начинается зарождение налоговой безопасности. Помимо прямых налогов в Римской империи существовали косвенные налоги.


К таким налогам относились:

• налог с оборота при торговле рабами по ставке 4 % от их рыночной стоимости;

• налог на освобождение рабов по ставке 5 % от их рыночной стоимости;

• акциз на соль (взимался только с жителей провинций)

• и другие налоги.

Однако на Руси первые налоги относятся к началу второй половины девятого века нашей эры. Налогом была дань. Считается, что древнерусское государство начало существовать в 882 году. При этом данью были не только деньги, но и меха [6].

Существовало два способа сбора дани, это:

• в установленное время дань привозилась в Киев;

• князь со своей дружиной ежегодно объезжали земли, находящиеся во владении [3].

Кроме дани, взимались торговые и судебные пошлины. Так, дань просуществовала вплоть до начала тринадцатого века. Также стоит упомянуть, что во времена правления Ольги появляются определённые размеры и порядок взимания дани, что было вызвано смертью её мужа Игоря, убитого древлянами. Так, были введены уставы и уроки. Под уставами понимались распоряжения того, как и что необходимо делать, а под уроками подразумевались обязательные подати, которые необходимо уплачивать к определённому сроку.

С развитием государств требуется больше денег, что ведёт к развитию налоговой системы. Так, помимо дани, которая была произвольной и собиралась любыми ценностями, налоги стали уплачиваться в следующих формах: оброк, подать, урок, дары, поклоны, кормы, поборы. Податью считался платёж, который объединял в себе дань, оборок, урок. Оборок, в отличие от дани, собирался с определённого предмета. С развитием княжеских хозяйств часть податей переводится на денежную основу. Появляется возможность появления денежных налогов в связи с развитием внутренней и внешней торговли, которые позже начинают облагаться пошлиной. Также появляются данщики, мытники, вирники, пятенщики, в обязанность которых входит сбор налогов [6].

Однако при Ярославле Мудром были упорядочены и узаконены судебные пошлины и штрафы за различные правонарушения. Основной целью в те времена была честная торговля. Поэтому купцы подвергались жёсткому налогообложению. Они должны были уплачивать налог заперевозку груза через реку и через горы, а также за право торговать и право иметь торговые склады. Но уплачивая все вышеперечисленные налоги, могли рассчитывать на безопасность перевозок, а также на хорошие дороги. Также для того чтобы торговля была честной, князь велел призвать людей, которые будут проверять весы и мерные сосуды торговцев. За это взимались две пошлины: «вес» и «мера». Также взимались пошлины за преступления [2].


Система налогообложения продолжает развиваться, и в 1480 году формируется финансовая система России. Иван III вводит новые налоги, такие как:

• ямские;

• пищальные – налоги, которые связанны с производством пушек;

• сборы на развитие городов;

• на укрепление Московского государства на юге.

При этом налоги с тяглых людей взимались деньгами. Все сведения записывались в писцовые книги. Такие записи производили писцы.

Кроме вышеперечисленных налогов, бюджет пополняли и другие налоги:

• оброк – налог, которым облагались пашни, реки, огороды, леса, мельницы;

• посошный налог – размер данного налога зависел от качества и количества земли.

Высчитывался он от сохи, которая в то время измерялась в четях, что в переводе на современные мерки означает 0,5 гектаров. Однако в 1679 году измерение в виде сохи было заменено двором. Далее в развитии налогов наблюдался крах, поскольку приемники Петра I не делали различий между казёнными деньгами и своим доходом. Следует отметить, что ещё со времён Анны Иоанновны об экономии в государстве перестали заботиться [1]. Но с приходом к власти Екатерины II ситуация в государстве стала заметно улучшаться.

Так, например, был запрещён вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, введена роспись доходов и расходов. Также наблюдались решения, которые давали финансовый результат, но не были полезными для общества и государства в том числе. Это, в первую очередь, касается отдачи на откуп в винную торговлю, что привело к пьянству, тайной продаже водки, а также злоупотреблению в винной торговле. В 1775 году наблюдается кардинальное изменение в налогообложении купечества. Екатерина II установила гильдейский сбор с купцов. Гильдии делились на три группы, где третья группа самая низкая, а первая высокая.

Если говорить простым языком, то люди, имеющие капитал свыше 500 рублей, считались купцами третьей группы и уплачивали данный сбор, а те, кто имел капитал меньше 500 рублей, считались мещанами и уплачивали подушный налог. Каждый купец сам объявлял о размере своего имущества. Проверки в то время не проводились. Ставка по гильдейскому сбору составляла 1 % и постепенно росла, так, во времена Александра I она составляла 2,5 % для гильдии второй группы и 4 % для третьей группы [1]. Также Екатерина II преобразовала систему управления финансами, которую подразделила на четыре экспедиции.

Каждая экспедиция выполняла свои задачи:

• первая – заведовала доходами государства;

• вторая – заведовала расходами государства;


• третья – заведовала ревизией;

• четвёртая – занималась взысканием недоимок, недоборов и недочётов.

Так появились казённые палаты, которые управляли государственным имуществом. Несмотря на то, что подвергались изменению, они просуществовали вплоть до XX века [5]. Однако в 1809 году из-за войны с Наполеоном расходы существенно превышали доходы, что требовало увеличения налогов в два, а то и в три раза. Начиная с 1898 года, вводится промысловый налог.

Также в эти времена появляются новые налоги, такие как:

• сбор с векселей;

• сбор с заёмных писем;

• налог с капитала акционерных обществ;

• сбор с аукционных продаж;

• налоги на право торговой деятельности и другие налоги.

Их возникновение связанно с возникновением новых экономических видов деятельности [5]. Также развивался подоходный налог. Так, в 1916 году был введён первый подоходный налог, который распространялся на всей территории Российского государства, исключением является великое княжество Финляндское. Но не все виды доходов облагались налогом. Не подлежали налогообложению: наследство, дарение, служебное вознаграждение и другие доходы. Особенностью налогообложения того времени было то, что разные налоги применялись не на всей территории. Другими словами, каждая губерния имела свои налоги. Система налогообложения постоянно развивается, так 27 декабря 1991 года принимается закон «Об основах налоговой системы», а 31 декабря того же года утверждается «Положение о налоговой службе РФ».

Новая налоговая структура отражает в себе общераспространённые налоговые системы. Завершающим этапом развития является появление налогового кодекса, который состоит из 2 частей. Первая часть вступила в силу с 1 января 1999 года, в то время как вторая лишь спустя почти год – 26.07.2000 г. В настоящее время роль налогов имеет большое значение для государства, поскольку налоговые поступления являются основным доходом государства. Денежные средства, поступившие в государственный бюджет, направляются на различные цели: постройку дорог, военное обеспечение, образование, медицину и другие цели.

1.2. Налоговая отчетность: понятие, сущность, принципы ведения

Многообразие представляемых в налоговые органы документов вызывает вопросы о понимании объединяющих их понятий – налоговая отчетность или информативная документация. С помощью методов анализа, индукции и обобщения сформируем категорию налоговой отчетности юридических лиц для конкретизации ее использования в сфере взаимодействия с налоговыми органами. Налоговая отчетность не имеет общепринятого определения, оговоренного какой либо законодательной нормой. Чтобы такое определение вывести, следует установить критерии соответствия форм представления информации отчетным параметрам. Считаем обязательным условием полноту и достоверность сведений, отражаемых налогоплательщиком на всех видах предоставляемых носителей информации. Разработанные формы документов, которые составляют экономические субъекты, имеют ряд реквизитов, требующихся к заполнению, и отсутствие безусловных из них может привести элементарно к неприятию какого-либо отчета контролирующими органами. Достоверность данных обеспечивает положительное отношение со стороны налоговых органов, поскольку сразу следует оговориться, что именно налоговики являются основным пользователем налоговой отчетности. Своевременность представления – еще один критерий признания документа в качестве отчетности.