Файл: Правовое регулирование института процедур банкротства в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4.Неуведомление правонарушителя о состоявшейся цессии кредитора (ст.ст.382,385,387 ГК РФ) и непредставление должнику документов обосновывающих требования.

  1. Осуществление потерпевшим (кредитором) удержания. Его сущность состоит в праве кредитора, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, в случае неисполнения в срок обязательств по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с ней издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено (п.1 ст.359 ГК РФ).
  2. Согласие кредитора, потерпевшего:

4.1.Заключение между сторонами соглашения о реструктуризации долга, заключение мирового соглашения;

  1. Новация в акцессорных обязательствах, заменяющая условия о гражданско- правовой ответственности в форме неустойки, убытков в конкретно-индивидуальном случае на иные обязательства;

5.Отказ кредитора от привлечения должника к ответственности;

  1. Прощение долга.
  2. Состояние крайней необходимости:
    1. Прекращение должника (ликвидация юридического лица, смерть физического лица, индивидуального предпринимателя);
    2. Введение в отношении должника процедуры конкурсного производства. Распространяется на привлечение на период времени правонарушения возникшего, с момента вынесения решения о признании должника банкротом.

Исходя из изложенного следует, что основной проблематикой, требующей внесения изменений в законодательство при наступлении гражданско-правовой ответственности является размытая возможность установления в качестве субъектного состава лиц поименованных в ст.156 ГК РФ, а так проблема доказывания наличия вины при рассмотрении подобных дел, что нашло свое отражение в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа по делам № КГ-А40/5060-02, № КГ-А40/8243-01; Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу № Ф09-828/02, Постановлениях Федерального арбитражного суда Восточно­Сибирского округа по делам № А74-2320/02-К1-Ф02-3399/02-С2, № А78-5738/01-С2- 10/287-Ф02-2452/02-С2, № А78-2812/00-С1-11/146-Ф02-1231/01-С2).[21]

Выводы:

Таким образом, процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом в ходе разбирательства дела о банкротстве комплекс предусмотренных законодательством о банкротстве последовательных действий и правовых мер, устанавливающих особый право­вой статус должника, его кредиторов и иных лиц для достижения определенной законом цели.


Признаки процедур банкротства в отечественном законодательстве - комплекс обязательных правовых характеристик, которые являются критериями отграничения процедуры банкротства от иных мер, применяемых к должнику:

- введение и прекращение актом арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника;

- установление законом оснований введения и прекращения процедуры;

- определенный законом срок проведения;

- осуществление контроля проведения со стороны арбитражного суда и утверждаемого арбитражным судом независимого от должника лица;

- определенное законом содержание, которое можно охарактеризовать как совокупность обязательных последовательных действий, совершаемых участниками конкурсных правоотношений в связи с введением процедуры;

- правовые последствия введения процедуры, ограничивающие правоспособность и (или) дееспособность должника, а также права его кредиторов и третьих лиц.

2. Гражданско – правовая характеристика отдельных процедур банкротства

2.1. Процедура наблюдения и ее значение

Процедура наблюдения в деле о банкротстве является нововведением для российского законодательства, регламентирующего вопросы несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности. Основная цель данной процедуры - принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа его финансово-экономического и хозяйственного состояния, установление размера задолженности перед кредиторами.

Осуществляет наблюдение временный управляющий. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.[22]

Арбитражный суд в течение трех дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом, оформленного с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", выносит определение о принятии заявления к производству. В данном определении указывается, что вводится процедура наблюдения и назначается временный управляющий.


Вынесение определения - это начальный момент, с которого вводится процедура наблюдения. Если невозможно определить кандидатуру временного управляющего непосредственно при принятии заявления о признании должника банкротом, арбитражный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее десяти дней со дня принятия указанного определения.

Процедура наблюдения вводится на период до даты проведения первого заседания арбитражного суда. Наблюдение может вводиться на срок, не превышающий трех месяцев с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на два месяца. Однако, так как Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не определены последствия, возникающие из-за невозможности завершить процедуру наблюдения в указанные сроки, на практике бывают случаи, когда арбитражный суд своим определением продляет сроки проведения наблюдения сверх пяти месяцев.

Процедура наблюдения вводится по отношению ко всем категориям должников. Исключения из этого правила составляют банкротство ликвидируемого должника, отсутствующего должника, а также добровольное объявление должника о банкротстве, когда процедура наблюдения не вводится.

С момента введения процедуры наблюдения все требования к должнику могут быть предъявлены только через собрание или комитет кредиторов; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника, за исключением случаев, установленных ст. 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; по ходатайству кредиторов приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств или иного имущества; запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Однако при введении наблюдения не может быть приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Принудительное исполнение исполнительных документов, выданных на основании указанных выше решений, которые приняты судами после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, приостанавливается и не может осуществляться до того, как завершено рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве.[23]


Введение наблюдения исключает многие злоупотребления, так как, во-первых, согласно закону, с введением наблюдения снимаются все ранее наложенные на имущество должника аресты, а наложение новых арестов в общем порядке невозможно, и, во-вторых, появляется особый субъект временный управляющий, контролирующий действия руководства должника и наделенный для этого немалыми полномочиями.

Временный управляющий действует параллельно с главой предприятия- должника, но руководство предприятием в его функции не входит. Управляющий дает согласие на совершение определенных сделок и следит за тем, чтобы не осуществлялись запрещенные законом действия, кроме того, он анализирует экономическое положение должника и выносит заключение о том, возможна ли его реабилитация.

На стадии наблюдения кредиторы выносят решение о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Возможно также заключение мирового соглашения.

В случае если руководитель организации-должника не выполняет требований, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", не принимает мер, направленных на сохранение имущества должника, чинит препятствия временному управляющему при осуществлении им своих обязанностей, а также допускает иные нарушения действующего законодательства, арбитражный суд вправе отстранить его от занимаемой должности. В этом случае полномочия по управлению организацией-должником возлагаются на временного управляющего.

2.2. Специфика процедуры санации организации-должника

Санация представляет собой систему мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц и направленных на предотвращение объявления предприятия-должника банкротом и его ликвидации.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

  1. до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
  2. если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
  3. если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.

В двух последних случаях санация осуществляется в процессе производства дела о банкротстве предприятия при условии согласия собрания кредиторов со сроками выполнения их требований и на перевод долга.

Наиболее широкий диапазон форм имеет санация, инициируемая самим предприятием до возбуждения кредиторами дела о его банкротстве. В этом случае она носит упреждающий характер, полностью согласуется с целями и интересами предприятия, подчинена задачам антикризисного его управления и сочетается с осуществляемыми мерами внутренней финансовой стабилизации.

Как отмечалось выше, новый Закон о несостоятельности отличается явно выраженной реабилитационной направленностью. Основным свидетельством этого является новая, доселе неизвестная процедура банкротства - финансовое оздоровление должника.

Особенности данной процедуры состоят в том, что при ее проведении имеется возможность сохранить органы управления должника, включая его руководителя, которые вследствие этого оказываются в заинтересованными в введении в отношении должника финансового оздоровления. Кроме того, активная роль в инициировании и проведении финансового оздоровления отводится участникам должника, а также собственнику имущества - унитарного предприятия, которые наделяются правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Указанные лица вправе также предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженностей.[24]

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом и в том случае, если первое собрание кредиторов проголосовало за обращение в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Необходимым условием для вынесения арбитражным судом в подобной ситуации определения о введении финансового оздоровления является предоставление лицами, заявляющими ходатайство о переходе к данной процедуре, обеспечения исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в виде банковской гарантии, (п. 2, 3 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

К сожалению, в соответствии с Законом о банкротстве правом на обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления наделяются не только участники должника и собственники имущества должника - унитарного предприятия, но и так называемые «третьи лица», которые, таким образом, могут воспользоваться данной процедурой банкротства для получения контроля над имуществом должника и его органами управления.