Файл: Правовое регулирование института процедур банкротства в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и общая характеристика процедур банкротства по российскому гражданскому праву
1.1. Понятие и признаки процедур банкротства
1.2. Гражданско – правовая ответственность в процедурах банкротства
2. Гражданско – правовая характеристика отдельных процедур банкротства
2.1. Процедура наблюдения и ее значение
2.2. Специфика процедуры санации организации-должника
2.3. Особенности процедуры мирового соглашения при банкротстве
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования. Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) сравнительно молодое и активно развивается, однако еще далеко от совершенства. Нельзя не отметить тот факт, что законодатель в настоящее время даже не определяет цель и задачи института несостоятельности (банкротства), хотя от этого напрямую зависит структура законодательства в данной сфере и конкретное содержание его норм. Защита прав работников предприятия-должника, а также интересы самого государства, теряющего в процессе банкротства одного из налогоплательщиков, не находят должного отражения в законодательстве. В российском законодательстве о несостоятельности (банкротстве) существует также целый ряд иных пробелов и коллизий.
Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты процедур несостоятельности (банкротства) разрабатывались такими российскими исследователями, как:. П.Д. Баренбойм, Ю.А. Воронова, А.И. Гончаров, М.Г Масевич, Е.А. Павлодский, Е.В. Слепченко, В.В. Степанов, М.В. Телюкина, В.Н. Ткачев, Г.Б. Юн, В.Ф. Яковлев и др.
Цель работы – изучение правового регулирования института процедур банкротства в Российской Федерации.
Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
- исследовать правовую природу процедур банкротства, дать их общую характеристику, на этой основе предложить собственную трактовку определения данного понятия;
- провести комплексное исследование процедур банкротства, имеющих целью финансовое оздоровление должника, по законодательству Российской Федерации;
- выработать конкретные предложения по совершенствованию современного российского гражданского законодательства, регулирующего процедуры несостоятельности (банкротства), направленные на обеспечение прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления процедур банкротства в Российской Федерации.
Предметом исследования является законодательное регулирование процедур банкротства в Российской Федерации.
Данное исследование основано на совокупности таких методов научного познания, как: диалектический, комплексный, историко-правовой, сравнительно-правовой, системного анализа, формально-логический, социологический и др.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности (банкротстве)[1], а также иные федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения.
Теоретическую базу настоящего исследования составили научные труды российских исследователей в области предпринимательского права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Понятие и общая характеристика процедур банкротства по российскому гражданскому праву
1.1. Понятие и признаки процедур банкротства
Одной из базовых категорий института банкротства является «процедура банкротства» - обязательная составляющая конкурсного процесса. Между тем законодательство понятия процедуры банкротства не предусматривает. В ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) даны определения только каждой из предусмотренных данным законом процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, мирового соглашения. В ст. 27 названного закона также приведен лишь перечень процедур банкротства, которые применяются при рассмотрении дел о банкротстве.
Отсутствие легального определения этого важнейшего термина конкурсного права провоцирует его наделение в теории и на практике кардинально противоположными значениями. Согласно Словарю русского языка, «процедура – 1. Установленная, принятая последовательность действий для осуществления или оформления какого–либо дела»[2]. Аналогичное определение содержит и Словарь иностранных слов[3]. В юридической литературе понятию процедуры банкротства внимание уделяется крайне редко. Одно из разработанных определений обозначает рассматриваемую категорию как «совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов»[4].
В.Ф. Попондопуло процедурами банкротства считает только те, которые применяются к должнику, признанному судом банкротом[5]. Эта позиция противоречит нормам как действующего в период издания процитированного источника Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6–ФЗ (ст.ст. 2, 65, 67, 120), так и Закона о банкротстве 2002 г. (ст.ст. 2, 27, 75, 150).
Конституционный Суд РФ употребил термин «процедура банкротства» в ином значении, понимая под ней весь процесс по делу о банкротстве, который на момент вынесения цитируемого Постановления Конституционного Суда РФ включал в себя две процедуры банкротства: «…отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации банка»[6].
Один из разработчиков Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[7], П. Медведев говорит о «процедуре банкротства» как о совокупности всех мер в отношении неплатежеспособного должника[8]. Аналогичным образом использует понятие «процедура банкротства» и целый ряд иных авторов[9]. Однако попытка обозначить термином «процедура банкротства» все стадии - от неплатежеспособности кредитной организации до ее ликвидации - представляется некорректной и противоречащей закону, поскольку Закон о банкротстве (ст. 2), императивно установив виды процедур банкротства, подразумевает под каждой процедурой только часть всех мер, применяемых к должнику. Процедура банкротства является, как правило, единственной в деле о банкротстве и, поэтому, может обозначать все предусмотренные законодательством о банкротстве мероприятия, сопровождающие рассмотрение дело о банкротстве только в случае применения арбитражным судом упрощенной процедуры банкротства к ликвидируемым и отсутствующим должникам (гл. XI Закона о банкротстве).
Для определения категории «процедура банкротства» следует выделить ее обязательные признаки, предусмотренные действующим законодательством и признаки, объективно необходимые и достаточные для раскрытия ее сущности.
В основу определения каждой из процедур банкротства Закон о банкротстве положил их цели (ст. 2 Закона о банкротстве): для процедуры наблюдения это обеспечение сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, для финансового оздоровления – восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности, для внешнего управления - восстановление платежеспособности должника, для конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, а для мирового соглашения - прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Таким образом, именно цель введения процедуры банкротства является, по мнению законодателя, ее основополагающим отличительным признаком.[10]
Анализ положений законодательства о банкротстве позволяет выделить иные квалифицирующие признаки процедуры банкротства.
Прежде всего, представляя из себя протяженный во времени процесс, процедура банкротства объективно должна иметь:
- законодательно закрепленные основания введения и прекращения,
- регламентируемый срок проведения.
Перечисленным признакам отвечают все предусмотренные действующим законодательством процедуры банкротства, за исключением мирового соглашения.
Все процедуры банкротства являются только судебными процедурами, поскольку вводятся и прекращаются судебными актами в рамках рассмотрения дела о банкротстве. Основаниями введения и прекращения процедуры банкротства являются юридические факты (действия) – судебные акты арбитражного суда, принявшего к производству дело о банкротстве. Моментом начала процедуры банкротства является вынесение арбитражным судом определения о введении процедуры (наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления), либо решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Исключение составляет процедура мирового соглашения, поскольку вынесения определения о введении этой процедуры Закон о банкротстве не предусматривает.
Моментом прекращения процедуры банкротства следует считать вынесение арбитражным судом определения о введении иной (следующей) процедуры банкротства (финансового оздоровления или внешнего управления), либо принятие решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Кроме того, прекращение процедуры банкротства означает принятие и иных судебных актов, не связанных с введением иной процедуры банкротства. Таким судебным актом может быть определение о прекращении производства по делу о банкротстве, о завершении конкурсного производства, либо решение об отказе в признании должника банкротом. Процедура мирового соглашения, не вводимая, как было сказано выше, судебным актом, прекращается аналогично общему порядку путем вынесения определения арбитражным судом (об утверждении мирового соглашения или об отказе в утверждении мирового соглашения). Однако, следуя буквальному толкованию положений Закона о банкротстве, названным определением завершается не столько процедура мирового соглашения, сколько та процедура, в ходе которой мировое соглашение было заключено.
Ограничив процедуру банкротства временными рамками, законодатель установил максимальные или твердые сроки проведения каждой из них. Так, наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, а именно в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п.3 ст. 62, ст. 51 Закона о банкротстве). По общему правилу максимальные сроки процедур финансового оздоровления и внешнего управления составляют 2 года (п.6 ст. 80, п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве), а конкурсного производства – 1,5 года (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве).[11]
Единственная процедура банкротства, в отношении которой законом не соблюдено правило об установлении временных границ и срока проведения – это мировое соглашение. В отличие от иных процедур банкротства, не устанавливает такой срок и арбитражный суд, поскольку в его компетенцию не включено вынесение определения о введении процедуры мирового соглашения.
Процедуры банкротства проводятся под контролем арбитражного суда, который выражается в утверждении арбитражного управляющего, утверждении отчета арбитражного управляющего, отстранении такого управляющего от исполнения обязанностей; рассмотрении заявлений, жалоб и ходатайств лиц, участвующих в деле о банкротстве; установление обоснованности требований кредиторов, разрешении разногласий между арбитражным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов), осуществлении иных, предусмотренных законодательством о банкротстве, полномочий. Перечисленные полномочия позволяют говорить о контрольной функции арбитражного суда в процессе банкротства, несмотря на целый ряд ограничений его дискреционных полномочий, констатируемый рядом авторов[12].
Важным признаком процедуры банкротства является ее определенное законом содержание, а именно совокупность обязательных последовательных действий, совершаемых участниками конкурсных правоотношений в связи с введением процедуры. Закон устанавливает права и обязанности арбитражного управляющего, должника, руководителя и учредителей (участников) должника, собственника имущества должника – унитарного предприятия, реестродержателя, кредиторов и иных лиц, устанавливая ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязанностей. Совершение ряда действий, входящих в содержание процедуры банкротства, подчинено определенным срокам и порядку совершения.
Отличительной чертой процедур банкротства является установление законом обязательных правовых последствий ее введения, ограничивающих правоспособность и (или) дееспособность должника и его органов управления, а также правомочия его кредиторов.
1.2. Гражданско – правовая ответственность в процедурах банкротства
В юридической литературе, посвященной гражданско-правовой ответственности, встречаются довольно различные мнения о содержании понятия «гражданско-правовая ответственность: это и санкция за правонарушение, вызывающая для правонарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав, или же возложение дополнительных гражданско-правовых обязанностей (О.С. Иоффе)[13], и это исполнение обязанности на основе государственного принуждения или приравненного к нему общественного принуждения (С.Н. Братусь)[14].