Файл: Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц (Налоговые льготы по налогам на имущество физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. [18]

2.2. Объект налогообложения, ставки налогов и налоговая база по налогам на имущество физических лиц

Имуществом, признаваемым объектом налогообложения, являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Комплекс нормативных актов, регулирующих процедуру налогообложения имущества, был введен в ходе налоговой реформы начала 90-х годов XX века. За время действия законодательства, регулирующего налогообложение имущества, в него было внесено множество поправок и изменений, которые привели к расширению сферы действия имущественных налогов, налогооблагаемой базы и перечня подлежащих обложению видов имущества. Налог на имущество физических лиц стал, по существу, налогом на строения, помещения и сооружения. Он является регулярным налогом и уплачивается ежегодно независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Расширился список объектов налогообложения. Если в законе РСФСР № 2003-1 были упомянуты: квартира; дача; гараж; жилой дом; комната и иное строение, сооружение и помещение. То уже в новом федеральном законе № 284-ФЗ добавлены следующие объекты: единый недвижимый комплекс; объекты незавершенного строительства; машино-места и иные здания, не обязательно относящиеся к жилым. Данные объекты облагаются налогом при условии, что они зарегистрированы на гражданина России на праве собственности. Кроме того федеральный закон № 284-ФЗ восполнил существенный недочет в законе РСФСР № 2003-1: ранее не было оговорено исчисление налога по объектам, в течение года у которых изменился размер долей в собственности. Сейчас установлен коэффициент, в зависимости от числа полных месяцев нахождения доли объекта в собственности [17].


По новому законодательству предусмотрено полное изменение правил формирования налоговой базы. Главная задача обусловлена тем, чтобы с 1 января 2020 г. окончательно перейти на определение налоговой базы в соответствии с его кадастровой стоимостью объекта.

Независимо от реформирования регионального законодательства с 2015 г. налоговая база будет определена как кадастровая стоимость следующих объектов, принадлежащих физическим лицам согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ): административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), помещений в них, а также объектов налогообложения, образованных в течение года из вышеуказанных объектов. В остальных случаях – до принятия субъектом Российской Федерации решения о переходе на уплату физическими лицами налога в соответствии с кадастровой стоимостью.

Налог на имущество физических лиц до 2011 года по исчислялась по инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, то есть ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, изготовлено из кирпичей, блоков или дерева. Инвентаризационная оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится органами технической инвентаризации (БТИ). Эта стоимость представляет собой восстановительную стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Органы технической инвентаризации обязаны были представлять в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений для исчисления налогов не позднее 1 марта каждого года. 

С переходом на кадастровую стоимость налоговая база по объекту будет определяться в соответствии со статьей 403 НК РФ.Если объект налогообложения был образован в течение года, то налоговая база исчисляется как его кадастровая стоимость. Налоговая база исчисляется в зависимости от объекта обложения, а именно, кадастровая стоимость объекта, уменьшенная на кадастровую стоимость определенного количества квадратных метров. Определены различные нормативы для разных объектов налогообложения: для квартиры – 20 квадратных метров, комната – 10 квадратных метров, жилой дом – 50 квадратных метров. Для единого комплекса недвижимости сумма уменьшения составляет 1 000 000 руб. [17].


Поэтапный переход на обложение недвижимости налогом на основе кадастровой стоимости начался еще в 2015 году. Именно с января этого года первые 28 регионов России перешли на подобную модель налогообложения. В 2016 году к данной группе присоединилась еще часть субъектов РФ. А с 01.01.2017 года уже 72 региона стали использовать кадастровую стоимость.  На территории Республики Татарстан проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г.Казани). Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25.11.2015 № 2846-р утверждена новая кадастровая стоимость. Предыдущий тур оценочных работ по данной категории земель (за исключением земель населенного пункта г.Казани) был проведен 5 лет назад, в 2010 году.

В июне 2016 года Минэкономразвития «со скрипом» утвердил новые методические указания о порядке определения кадастровой стоимости. Они полностью изменили ее расчет. Теперь, проводя государственную кадастровую оценку, оценщик обязан принимать во внимание стоимость потребительской корзины в регионе, уровень жизни населения, средние зарплаты, показатели ВВП, инфляцию и даже наличие источников, загрязняющих природную среду. Раньше эти факторы вообще не учитывались. А они, как всем известно, оказывают прямое воздействие на формирование рыночной цены любой квартиры или коттеджа [23].

Фискальные органы имеют полную информацию обо всех официально зарегистрированных объектах. Она содержится в Едином государственном реестре недвижимости, который ведется Росреестром. А между Росреестром и ФНС РФ еще в 2010 году было заключено соглашение о взаимодействии [24]. В соответствии с ним Росреестр направляет в налоговые органы сведения о вновь зарегистрированных объектах и собственниках, получивших недвижимость в результате купли-продажи, наследования, обмена и другим сделкам.

Базовые налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости установлены в объемах на:

— жилые помещения (объекты незаконченного строительства жилищных помещений), единые недвижимые комплексы с жилыми помещениями, гаражи и машино-места в размере 0,1 %;

— объекты с кадастровой стоимостью более 300 000 000 руб. – 2 %;

— прочие – 0,5 %.

Налоговая ставка в размере 0,1 процента не является фиксированной, она может варьироваться от 0 до 0,3% . Две другие базовые налоговые ставки являются максимальными, и законодательство местного уровня может изменить их только в сторону уменьшения[17].


 Стоимость постройки теперь зависит ещё и от степени ее износа. До начала 2017 года данный нюанс также не брался в расчет. В целом же, внедрение методики существенно снизит кадастровую стоимость объектов, и она фактически сравняется с рыночной. Единственный минус состоит, пожалуй, в том, что рыночная цена подвергается постоянным колебаниям. А кадастровая остается неизменной, по крайней мере, в течение 3 лет. Поэтому не исключены варианты, когда собственникам всё же придется оспаривать стоимость при резком изменении рыночной цены через год или два после проведения официальной государственной кадастровой оценки[25].

Однако сейчас данные методики не применяются. Дело в том, что в июле 2016 года[25]законодатель ввел своеобразный мораторий на изменение кадастровой стоимости и предоставил регионам возможность «заморозить» ее по состоянию на 01.01.2014 года или на 01 января того года, когда власти субъекта РФ впервые применили её для налогообложения. Данный «мораторий» будет длиться до 01.01.2020 года. После этой даты кадастровая оценка станет осуществляться по новым методикам и в соответствии с новым законом[26]. Проводить ее будут бюджетные организации, а не частные фирмы.

2.3. Порядок исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу (сбору). Они определяются одним из трех способов, перечисленных в п. 3 ст. 57 НК РФ[21]:

- календарной датой. Физические лица, имеющие на территории Российской Федерации в собственности строения, помещения, сооружения, обязаны уплатить налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты (не позднее 15 сентября).

-истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями; В соответствии с действующим законодательством налоговые органы обязаны исчислить налог на строения, помещения и сооружения и не позднее 1 августа вручить гражданам налоговые уведомления на уплату налога. По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.


Учет плательщиков налога и исчисление налогов производятся налоговыми органами по месту нахождения имущества. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. А если в случае указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным, если прошло шесть дней с даты направления заказного письма.

2.4. Налоговые льготы по налогам на имущество физических лиц

Закон РФ«О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 N 2003-1, в ст. 4  предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц.

1. С 1 января 2015 года от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

-Граждане, награжденные званием Героя Советского Союза или России, имеющие орден Славы трех степеней.

-Лица, имеющие инвалидность 1 или 2 группы.

-Инвалиды с детского возраста.

-Лица, участвовавшие в гражданской войне и войне 1941-1945 гг., пережившие иные военные операции, защищавшие Советский Союз и относящиеся к категории военнослужащих, которые непосредственно служили в военных штабах и соответствующих учреждениях, являющимися частями армии, разведчики.

-Ветераны, которые были участниками боевых действий.

-Наемники, входящие в Советскую Армию, Военно-морской флот, относящиеся к органам внутренних дел и госбезопасности, которые работали на должностях штата в военных штабах, также являющимися частями армии во времена ВОВ.

-Граждане, проживавшие в 1941-1945 гг. на территории тех населенных пунктов, участие в защите которых учитывается лицам преклонного возраста в выслугу лет и дает право при оформлении пенсии считаться льготниками.

-Граждане, утратившие здоровье и пострадавшие вследствие радиационного бедствия и катастрофы на Семипалатинском полигоне.

-Лица, проходящие военную службу и получившие увольнение по причине достижения максимально допустимого возрастного ценза, утраты, которые отдали военной работе не менее 20 лет.

-Граждане, являющиеся непосредственными участниками в пробах особо опасного, ядерного и термоядерного оружия, процесса погашения аварий, связанных с ядерными установками на объектах государственного и военного значений.