Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретико-методологические аспекты прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что бурное развитие внешнеэкономических связей, перенасыщение рынка различными товарами, жесткая конкуренция, заставляют руководителей организаций менять свои взгляды и принципы организации товарооборота, искать новые формы взаимодействия и сотрудничества на рынке, как с поставщиками (контрагентами), так и с потребителями товаров. Анализ доходов, расходов организации играет особую роль в этом процессе. Анализ результативности деятельности организации начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.

Грамотное ведение хозяйственной деятельности организации предполагает собой получение наибольшей доли доходов от основной деятельности, нежели от прочих источников. Изучение динамики финансовых результатов от продаж по составляющим ее элементам позволит оценить конкурентные позиции организации, поскольку рост выручки от продаж свидетельствует о повышении конкурентоспособности организации и ее продукции.

Целью работы является анализ распределения и использования прибыли как источника экономического роста предприятий (на примере ООО "ПКФ "Техиндустрия").

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

- раскрыть теоретико-методологические аспекты прибыли;

- провести анализ состава, структуры, динамики прибыли, а также рентабельности;

- разработать мероприятия по повышению прибыли на примере ООО «ПКФ «Техиндустрия».

Объект исследования – ООО «ПКФ «Техиндустрия».

Предметом изучения выступает бухгалтерский учет, а также совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности организации, ее доходность.

Структура работы представлена введением, тремя главами и заключением.

В пе݅рв݅ой главе да݅ны основные понятия, ра݅сс݅мо݅тр݅ен݅ы основные но݅рм݅ат݅ив݅ны݅е документы, а также ме݅то݅ди݅че݅ск݅ие основы бу݅хг݅ал݅те݅рс݅ко݅го учета и экономического ан݅ал݅из݅а прибыли пр݅ед݅пр݅ия݅ти݅я.

݅Во второй гл݅ав݅е дана ор݅га݅ни݅за݅ци݅он݅но – эк݅он݅ом݅ич݅ес݅ка݅я характеристика ОО݅О «ПКФ «Техиндустрия», проведен анализ до݅хо݅до݅в и ра݅сх݅од݅ов и вл݅ия݅ни݅е их на финансовый ре݅зу݅ль݅та݅т, а также оценка рентабельности.

В тр݅ет݅ье݅й главе пр݅ов݅ед݅ен да݅ны предложения по совершенствованию доходности предприятия.


В заключение работы сделаны основные выводы по результатам изучения и даны рекомендации по оптимизации существующих затрат ООО «ПКФ «Техиндустрия».

Результаты работы могут быть использованы при совершенствовании деятельности ООО «ПКФ «Техиндустрия» с целью повышения качества оказываемых услуг, что будет способствовать повышению экономической эффективности работы предприятий.

Методологической и теоретической основой исследования стали научные труды ведущих российских и зарубежных авторов в различных областях.

Информационной базой исследования является годовая бухгалтерская отчетность за 2014-16 годы, первичные документы предприятия.

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты прибыли

Основные определения финансовых результатов

Финансовые результаты — это экономическая характеристика финансовой конкурентоспособности предприятия, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектам[1].

Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. Налогообложение прибыли в Российской Федерации установлено 25 главой Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), введенной в действие с 1 января 2002 года[2].

После формирования прибыли организации производит уплату налогов, а часть оставшейся прибыли в распоряжении предприятия, т. е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая прибыль представляет собой разность между валовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью организации может распоряжаться по собственному усмотрению, например, направлять на производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям[3].

Нераспределенная прибыль, оставшаяся в распоряжении организации, направляется на увеличение собственного капитала и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непрогнозируемых потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников и оказания материальной помощи. Следует отметить, что порядок распределения является добровольным и не регламентирован законодательно, как было ранее[4].


Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности организации представлены в отчете о финансовых результатах.

Основными показателями прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступают: валовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль[5].

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия.

Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия[6].

Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Как основная категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции[7].

Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта. Это показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансовое благополучие. Прибыль определяется скоростью возврата аванса и доходность вложений в активы предприятия. Компания также оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства[8].

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Его содержание заключается в том, что прибыль одновременно финансовый результат и основные элементы финансовых ресурсов предприятия. Фактическое соблюдение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников[9].


Рост прибыли определяет рост потенциала предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов[10].

Главной целью управления финансовыми результатами, по мнению большинства современных теоретиков в области управления, является максимизация благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, обеспечиваемая путем максимизации его рыночной стоимости[11].

Таким образом, в процессе реализации своей главной цели управление направлено на решение следующих основных задач:

1) обеспечение максимизации размера формируемой прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска;

2) обеспечение высокого качества прибыли;

3) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли и их наиболее эффективного распределения и использования в разрезе основных направлений деятельности предприятия.

4)обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия[12].

Процесс управления финансовыми результатами является непрерывным и цикличным, что обеспечивают выполнение долгосрочных планов развития в условиях динамично изменяющейся экономической среды (рис. 1).

Рисунок 1 – Процесс управления финансовыми результатами[13]

На величину показателей прибыли оказывают влияние различные факторы, которые целесообразно делить на внешние и внутренние. В их состав входят прямые факторы, воздействие которых можно довольно точно определить (с помощью методов факторного анализа), и косвенные, влияние которых может быть оценено с определенной долей вероятности (с помощью методов экспертных оценок)[14].

Приведем пример факторов, влияющих на величину показателей прибыли (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на величину показателей прибыли[15]

Внешние факторы

Внутренние факторы

Прямые фак-
торы

- уровень инфляции;

- нормы амортизации;

- система налогообложения

- объем реализованной продукции;

- себестоимость продукции;

- производительность основного технологического оборудования

Косвенные
факторы

- конъюнктура рынка;

- нарушение условий договора со стороны деловых партнеров

- качество продукции;

- политика ценообразования организации:

- качество менеджмента


Основным инструментом управления финансовыми результатами на предприятии выступает учетная политика предприятия. Различные варианты учета имеют различные последствия и приводят к формированию различных результатов[16]. Некоторые элементы учетной политики, оказывающие наиболее существенное влияние на величину показателей прибыли, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Элементы учетной политики, влияющие на величину показателей прибыли[17]

Элемент учетной политики

Доступные варианты

1. Порядок признания выручки от реализации продукции

1. Кассовый метод

2. Метод начисления

2. Порядок начисления амортизационных отчислений по объектам
основных средств.

1. Линейный способ.

2. Способ уменьшаемого остатка.

3. Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

3. Способ (база) распределения
косвенных затрат между объектами калькулирования.

1. Прямые материальные затраты

2. Заработная плата основных производственных рабочих.

3. Сумма прямых затрат и т. д.

4. Оценка незавершенного производства

1. Оценка по нормативной (плановой) производственной себестоимости.

2. Оценка по прямым статьям затрат.

3. Оценка по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов.

4. Оценка по фактической производственной себестоимости.

Так, выбор кассового метода при признании выручки от реализации продукции ведет к недостоверности определения прибыли[18], т.к. расходы начисляются и учитываются в том периоде, когда они возникают, а выручка учитывается на момент оплаты и зачастую в другом отчетном периоде. В свою очередь, при выборе методе начисления у организации возникает задолженность по НДС. налогу на прибыль, которая не обеспечена реальными деньгами. Это может привести к финансовым затруднениям. Применение ускоренных методов амортизации уменьшает прибыль до налогообложения и соответственно, сумму налога на прибыль[19].

Выбор способа распределения косвенных затрат между объектами калькулирования оказывает существенное влияние на точность исчисления себестоимости отдельных видов продукции. От способа оценки незавершенного производства зависит его стоимость и. чем она выше, тем ниже стоимость готовой продукции и выше прибыль, и, следовательно, налог на прибыль[20].