Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Суть теории управления запасами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К недостаткам ABC-анализа можно отнести:

  1. Некоторые тонкости при построении сложных структурированных диаграмм.
  2. При некоторых ошибках можно сделать неверные выводы.

ABC-анализ можно использовать не только для оценки текущей деятельности и поиска возможностей их совершенствования, но и для анализа эффективности внедрения комплекса мероприятий, установленных в процессе ранжирования товаров на группы.

Глава 2. Пути повышения эффективности коммерческой деятельности в предпринимательстве

Для получения максимального эффекта от деятельности фирмы важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы по всем ее направлениям.

Базовыми должны стать мероприятия по совершенствованию информационной обеспеченности, так как эффективное осуществление коммерческой деятельности невозможно без подробной, достоверной и
своевременной информации. С этой целью для любой организации целесообразно вести компьютерный учет товаров на складе, контрагентов, иметь информационные базы данных (правовых, бухгалтерских и др.). Важно иметь возможность оперативно получать информацию для принятия управленческих решений относительно направлений коммерческой деятельности. В данном случае эффективным будет создание связанных баз данных по всем направлениям коммерческой деятельности.

2.1 Понятие эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых предприятий, можно разделить на две группы, оценивающие две экономические категории:

экономический эффект;

экономическая эффективность.

Эффект — экономический результат функционирования предприятия. В зависимости от цели анализа экономический эффект может выражаться с помощью показателей товарообо­рота, валового дохода, прибыли, издержек обращения.


Экономическая эффективность определяется соотношени­ем полученного эффекта (результата) и затрат различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информаци­онных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.

Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности

Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их приме­нения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, со­ответственно, критериев их достижения.

Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяй­ственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и други­ми параметрами.

При использовании системы экономических показателей торговых предприятий предусматривается применение дедук­тивного метода, т.е. построение некого синтетического пока­зателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор частных показателей, конкретизирующих состо­яние той или иной стороны деятельности.

В качестве основы для обобщающего показателя рекомен­дуется использовать экономический потенциал торгового пред­приятия — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудни­ков и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получением максимально возможного в данных экономических условиях дохода.

Экономический потенциал предприятия[18], во-первых, опре­деляется реальными возможностями предприятия, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам; во-вторых, характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в торго­вую деятельность; в-третьих, определяется способностью ме­неджеров использовать возможности и ресурсы для достиже­ния стратегических целей предприятия.

В связи с этим модель экономического потенциала для тор­говых предприятий можно представить следующим образом: человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал.

Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресур­сов: численностью занятых и их профессиональными способ­ностями, основными производственными и непроизводствен­ными фондами, оборотными фондами, материальными запа­сами, финансовыми и нематериальными ресурсами, иннова­ционными и другими способностями. В сумме это образует со­вокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.


Принцип эффективного применения экономического по­тенциала (Эп) можно представить в следующем формализован­ном виде:

Эп= φ(Рп) – φ(Рв) → 0,

где φ(Рп) — функция потенциальных ресурсов;

φ(Рв) — функция вовлеченных ресурсов.

Практическое использование показателя исходит из допу­щения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эф­фективности хозяйственной деятельности, результатом кото­рой является полученный доход, исчисляемый нами как раз­ность между выручкой, образуемой от реализации товаров и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональ­ной зависимости.

Особенность системы показателей оценки качественной де­ятельности торговых предприятий[19] применительно к условиям переходного периода заключается в том, что, с одной стороны, уже не существует столь привычных директивных показателей, а с другой стороны, еще не сложилась система индикативного регулирования экономики, которая помогла бы предприятию сориентироваться во внешних условиях, определить свое мес­то среди других предприятий, оценить адекватность своих эко­номических целей состоянию и перспективам развития потре­бительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритет­ные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных по­казателей системы.

В качестве составляющих могут использоваться три группы показателей, отражающих:

интересы потребителей;

интересы инвесторов;

финансовую устойчивость предприятия.

В группу показателей, отражающих интересы потребителей входят:

объем товарооборота;

товарная структура товарооборота;

качество обслуживания;

уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.

В группу показателей, отражающих интересы инвесторов, входят:*

чистая номинальная стоимость активов в расчете на приви­легированную акцию;

чистая номинальная стоимость активов в расчете на обык­новенную акцию;

коэффициенты капитализации, т.е. соотношение стоимос­ти каждого вида ценных бумаг (как правило, привилегирован­ных и обыкновенных акций) в совокупной стоимости ценных бумаг, выпущенных предприятием, избыточного капитала и по­лученной прибыли к распределению;

избыточный капитал;

нераспределенная прибыль;

доход в расчете на обыкновенную акцию;

покрытие дивидендов по привилегированным акциям;


отношение курса акций к доходу.

* Для оценки эффективности крупных торговых фирм, чьи акции котиру­ются на фондовых рынках России, например АО "ГУМ", АО "ЦУМ", реко­мендуется использовать показатели, отражающие результаты торгов акциями в торговой системе страны, а также их привлекательность для инвесторов.

Финансовую устойчивость характеризует система критери­ев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия, утвержденная постановле­нием Правительства Российской Федерации "О некоторых ме­рах по реализации законодательства о несостоятельности (бан­кротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498, в соответст­вии с которым, как уже упоминалось, к основным показате­лям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент вос­становления (утраты) платежеспособности.

2.2 Методы оценки эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности, конкурентоспособности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприимчивости, инициативы. В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от степени эффективности их деятельности. Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.

Вопросы методики оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещены в работах современных российских экономистов, таких как Бланк Д.Е., Раицкий К.А., Соловьева Н.А., Николаева Т.И., Трофимова Л., которые совершенствуют методики расчетов показателей эффективности.


Обзор экономической литературы по вопросам оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. При этом большинство показателей построено на основе ресурсного подхода, что приводит к ограниченности результатов оценки. В настоящее время нет единства подходов к определению эффективности, характеристике ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности. Несмотря на проведенные исследования, в области определения эффективности отсутствует обобщенная система показателей оценки эффективности.

Профессор Красноярского государственного торгово-экономического института, К.Э.Н. Терещенко Н.Н. и профессор Половцева Ф.П. в своих методиках оценки коммерческой деятельности предприятия используют ресурсные и затратные подходы и рассматривают деятельность предприятия с экономической точки зрения.

Первый блок. Одной из задач торгового предприятия является использование внеоборотных активов. В этих целях проводится анализ динамики реализации в стоимостном выражении производственных фондов, потенциальных технических средств (патенты, лицензии, ноу-хау). Образованный прирост производства от перечисленных активов позволяет установить конкурентоспособность торгового предприятия на рынке.

Второй блок. Доведение товаров до потребителя включает следующие этапы: закупки, поставки, складирование, предпродажная подготовка, реализация товаров. На этих этапах возникают непланируемые расходы на дополнительное привлечение транспорта, охранные мероприятия, выплачиваемые штрафы и другое, в результате чего увеличивается общая сумма издержек, а значит, платежи должны находиться под постоянным контролем. С учетом особенностей и довольно четких границ в этапах обращения затраты предусматривается классифицировать в рамках каждого из них.

Третий блок. Затраты по товарам включают закупочную цену, издержки обращения и вспомогательные расходы. Их следует фиксировать по группам товаров однородного признака (многоэлёментные). В зависимости от поставленной цели они могут относиться и к отдельным конкретным товарам (одноэлементные).

Четвертый блок. К экономическим показателям, выражаемым удельными параметрами, относятся: затраты на единицу продукции торговой площади, складской емкости; расходы на одного работающего; относительные величины издержек обращения товаров, валового дохода и прибыли. Анализ удельных затрат позволяет определить степень использования объектов при прохождении через них товаров, в том числе и коэффициент нормативной устойчивости, а также оборачиваемость закупаемых и продаваемых товаров.