Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Суть теории управления запасами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завершающим этапом рассматриваемой схемы является сравнительный анализ, проводимый путем соизмерения понесенных затрат с достигнутыми результатами по данным элементам. По итогам анализа оценивается качественная и количественная деятельность торгового предприятия и при необходимости принимаются целенаправленные меры.

Для определения экономического эффекта торгового коммерческого предприятия используется экономических показателей, которые необходимо рассматривать более подробно. Система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия, включает: обобщавшие показатели эффективности деятельности предприятия, показатели эффективности использования основных фондов и собственного капитала, материально-оборотных средств, рабочей силы, эффективности текущих затрат, представленных в таблице 3.

Таблица 3 - Система показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия[20]

*S- общая торговая площадь магазина, м2

**Зср - средние товарные запасы

***ЧР - численность работников

Предложенные методики не исследуют углубленно влияние коммерческой работы на результаты деятельности предприятия и не могут в полной мере оценить эффективность коммерческой деятельности. Профессором Николаевой Т.И. была разработана наиболее полная комплексная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. На данный момент она является одной из самых совершенных. Предлагаемые методы оценки апробированы на практике в Свердловской области в период адаптации торговли к рынку (начиная с 1995 г.).

Коммерческая работа на предприятии подразделяется на крупные блоки:

- ассортиментная политика;

- товарная политика;

- формирование спроса;

- экономическая эффективность.

Показатели, оценивающие эффективность коммерческой деятельности, представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Система показателей оценки коммерческой работы предприятий торговли[21]

Первый блок в системе оценки коммерческой деятельности -- «Ассортимент товаров и его формирование» -- состоит из четырех показателей. Коэффициент обновления ассортимента свидетельствует о развитии и характере хозяйственных связей торговли как с отечественными, так и зарубежными партнерами, а также о работе предприятий по обновлению ассортимента. Коэффициент устойчивости ассортимента характеризует видовой состав предлагаемых товаров в товарной группе (подгруппе). Этот блок особенно важен для оценки работы предприятий, реализующих товары предусмотренного ассортиментного перечня.


В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих торговых предприятий. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак группировки товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплексность спроса, взаимная дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия. На данный момент предприятия торговли не занимаются анализом спроса, и соответственно не имеют сведений о предпочтительном ассортименте товаров.

Второй блок показателей - «Планирование товарного предложения и обеспечение товарами» - состоит из восьми показателей, отражающих планируемый рост товарооборота предприятий, изменение в его структуре на основе товарного предложения, объем планируемого валового дохода, товарных запасов, товарооборачиваемость, качество товара. Эти показатели составляют основу планов закупки товаров, выбора поставщиков, определения условий поставки, ассортимента, сроков, партионности поставки, цен и расчетов с поставщиками и т.д. Чем выше индексы этих показателей, тем эффективнее хозяйственные связи. Здесь значение имеют долгосрочность, степень постоянства хозяйственных связей и, особенно, выполнение договорных обязательств.

На данный момент наибольшая эффективность коммерческой деятельности наблюдается на крупных предприятиях торговли, так как доверие поставщиков к ним выше и с ними заключаются долговременные хозяйственные связи, что дает возможность регулировать цены, закупать большие партии товаров.

Группу показателей третьего блока -- «Формирование и стимулирование спроса» -- целесообразно использовать при оценке соответствия объема и структуры спроса товарному предложению. Предлагаемые показатели рассчитываются по предприятию исходя из ассортимента, его широты, данных о спросе населения и факторов, влияющих на степень завершенности покупок.

Этот блок неразрывно связан с первыми двумя и здесь важное место принадлежит рекламе и информационному обеспечению.

Четвертый блок -- «Экономическая эффективность коммерческой деятельности» -- характеризует результативность управления коммерческой работой как конкретного предприятия, так и совокупности предприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности.

В торговом предприятии коммерческая деятельность непосредственно влияет и на его экономические результаты, и на социальную эффективность торговли в целом. Экономическая и социальная эффективность торговли находятся в тесной взаимосвязи. Экономическую эффективность коммерческой деятельности следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены); показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров.


Эффективность управления торговлей оценивается прежде всего с позиции качества торгового обслуживания и рентабельности предприятий. Составляющие эффективности управления во многом зависят от организации коммерческой деятельности и ее результатов, так как при осуществлении коммерческих операций формируются товарооборот, доходы предприятия, ассортимент товаров, проверяется их качество.

При всем многообразии подходов к оценке эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия важно применять такие методики, которые позволят углубить исследования и выявить большее количество резервов для успешного, конкурентного развития предприятия в будущем.

2.3 Факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности

Значение комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства. Математическое моделирование факторной системы хозяйственной деятельности основывается на определенных экономических критериях выделения факторов как элементов факторной системы причинности, достаточной специфичности, самостоятельности существования, возможности учета и количественного измерения.

Так, выделяют факторы внутренние и внешние. К внутренним относят факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют работу коллектива.

К внутренним факторам относятся:

- материально-технические (использование прогрессивных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

- организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решений);

- экономические факторы (финансовое планирование деятельности предприятия, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

- социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работником).


К внешним относятся факторам, независящие от деятельности предприятия, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия. Здесь надо заметить, что, например, социальные факторы могут быть и зависимы от деятельности производственного коллектива, поскольку они входят в орбиту планирования социального развития предприятия. То же касается природных и внешнеэкономических условий.

К внешним факторам относятся:

- рыночно - конъюнктурные факторы[22] (диверсификация деятельности предприятия, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);

- хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Внутренние факторы подразделяются на основные и неосновные. Основные факторы, определяют результаты работы предприятия. Неосновные факторы, хотя и определяют работу производственного коллектива, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе продукции, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины.

2.4 Повышение эффективности коммерческой деятельности предпринимательства путем расширения ассортимента УП "ЭЛТЕХПРИБОР"

В связи с узостью ассортимента УП "ЭЛТЕХПРИБОР" целесообразно его расширить. Это позволит привлечь новых клиентов, создать благоприятные условия постоянным покупателям, и, соответственно, увеличить объем продаж и прибыль.

Изучение информации о предложениях поставщиков и специфике деятельности покупателей позволяет предположить, что достаточно выгодным для УП "ЭЛТЕХПРИБОР" будет включение в ассортимент такого вида товара, как цифровой мультиметр. Данный товар пользуется достаточно стабильным спросом и не требует особых условий перевозки и хранения. Существует несколько разновидностей цифровых мультиметров, однако целесообразно закупить пробную партию одной из разновидностей, например, цифровой мультиметр М 832. Данная модель достаточно распространена, однако рынок не перенасыщен ею, а его сравнительно невысокая цена позволяет минимизировать риск.


Существует два потенциальных поставщика цифровых мультиметров - ЧУП «Технология измерения» и ООО «ЭлТ-мастер». Проведем сравнительный анализ условий, предлагаемых двумя поставщиками в таблице 5

Таблица 5 - Анализ условий приобретения цифровых мультиметров М 832 у поставщиков ЧУП «Технология измерения» и ООО «ЭлТ-мастер».

Таким образом, ЧУП «Технология измерения» предлагает цифровые мультиметры по более низкой цене, а также производит доставку товара в пределах Минской области. Данный поставщик не предоставляет скидки, однако при расчетах возможен любой способ оплаты. Цена единицы аналогичного товара, установленная ООО «ЭлТ-мастер», выше на 159 руб., однако при покупке от 100 ед. предусмотрена скидка в размере 1 %, от 150 ед. - 2 %. При этом доставку товара данный поставщик не осуществляет, а максимальная отсрочка платежа - 15 дней.

Для того чтобы определить наиболее выгодный вариант сотрудничества, произведем расчет стоимости заказа при объемах 50, 100 и 150 единиц у обоих поставщиков с учетом скидок и стоимости доставки. Средняя цена транспортных услуг по г. Минску при почасовой оплате составляет 10 000 руб./час. Следовательно, стоимость доставки товара по г. Минску составит в среднем 15 000 руб. независимо от количества единиц, так как количество товара, используемое при расчете, потребует одинаковых временных затрат.

По результатам расчета, представленным в таблице 3.7, можно сделать вывод, что выбор более выгодного партнера будет зависеть от объема приобретаемой партии. Так, при объеме до 150 единиц выгоднее работать с ЧУП «Технология измерения», а при объеме свыше 150 единиц - с ООО «ЭлТ-мастер».

Таблица 6 - Расчет стоимости заказа при различных вариантах сотрудничества.

Существенную роль при этом играет доставка, так как при рассмотрении данных вариантов без учета ее стоимости обнаруживается, что более выгодным сотрудничество с ООО «ЭлТ-мастер» становится уже при покупке 100 единиц товара.

Информация о спросе на цифровые мультиметры М 832 позволяет предположить, что ежемесячный объем реализации составит 110 единиц. Таким образом, целесообразно заключить договор на приобретение данного товара с ЧУП «Технология измерения». В пользу выбора этого поставщика говорит не столько более низкая стоимость закупки - 2 949 430 руб. (разница с учетом транспортных расходов составит 2 821 руб. с одной партии), сколько отсутствие дополнительных транспортных затрат, рост которых повлечет увеличение удельного веса затрат в валовом доходе, а следовательно, уменьшение суммы прибыли. Также достаточно большое значение при реализации нового для УП "ЭЛТЕХПРИБОР" товара имеет возможность оплаты с отсрочкой 30 дней.