Файл: Понятие и признаки государства (Государственная власть как форма выражения публичной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что власть государства и власть иных публичных образований (субъектов) – власть одинакового характера и одного социального типа. Оба они характеризуются общим термином – публичная власть. А одной из разновидности публичной власти является суверенная государственная власть.[31]

В литературе встречается и другая точка зрения – термин «публичная власть» совпадает с понятием «власть народа». Однако не стоит ставить знак равенства между ними. Во-первых, исторически публичная власть возникла раньше народовластия; во-вторых, понятие «публичная власть» позволяет более четко и конкретно определить самые существенные признаки власти, с точки зрения его официальности и легитимности, и отличающейся от обычной социальной власти.[32]

В Российской Федерации после принятия Конституции 1993 г. «публичная власть» стал употребляться в качестве обобщающего понятия, который включает в себя государственную власть РФ и местную власть.

Государственная власть реализуется как на федеральном уровне, так региональном уровнях. Местная власть реализуется в городских, сельских поселениях и на территории других муниципальных образований. Стоит отметить, что государственная власть распространяется на местную власть, но не подменяет и не исключает самостоятельность местного самоуправления. В литературе справедливо отмечается, что усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться в направлении усиления роли государства в координации всех процессов направленных на развитие муниципальных образований, а не на участие в решении местных вопросов.[33]

В.Е. Чиркин выделяет несколько разновидностей публичной власти в современном мире: 1) суверенная государственная власть; 2) государствоподобная власть субъекта федерации; 3) автономна публичная власть; 4) муниципальная публичная власть; 4) общинно-родовая власть в публично-правовых образованиях коренных малочисленных народов.[34]

Таким образом, стоит заметить, что государственная власть в системе публичной власти играет главенствующую роль.

Выделяют следующие подходы к пониманию государственной власти:

1) конфликтологический. Его сторонники приводят борьбу за ограниченные ресурсы, где существует внутреннее напряжение, подрывающее политическую жизнь;[35]


2) функционалистский. Его сторонники придают главное значение формам сотрудничества, где политическая система представляется как целостная система.[36]

Для сторонников конфликтологический точки зрения государственная власть: 1) представляет с собой концентрированное выражение воли экономически господствующего класса; 2) ей свойственны суверенность и осуществление управления обществом; 3) обладает особым аппаратом соответствующей системой органов и учреждений.

С точки зрения представителей функционалистского подхода, власть отображает интересы всего общества и присуща эта организация взаимоотношений с государством с высоким уровнем демократизации.[37] В рамках функционалитского подхода Т. Парсонс, в отличие от К. Маркса, придавшего значение борьбе между классами за распределение ресурсов, усматривал основное назначение государственной власти в координации политической жизни общества.[38]

Однако, несмотря на различия этих двух подходов, существует одна общая черта – оба мыслителя считали, что государственная власть преследует конкретные ценности. Т. Парсонс считал, что государственная власть преследует ценности всего общества, а К. Маркс утверждал, что государственная структура выражает позиции тех, кто стоит у самой власти.

Исследователи в области философии права проводят концептуальную классификацию государственной власти, различая две группы: силовая (формула властвования основывается на силе, принуждении, убеждении, манипуляции и авторитете): «функционально-коллективная» (коллективный ресурс как способность достичь какого-то общественного блага, подчеркивая легитимный характер власти, ее принадлежность не отдельным индивидам или группам, а коллективам людей или обществу в целом, власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях, трактует власть как «достижение общего блага», власть может осуществляться к всеобщей выгоде вследствие достижения консенсуса).[39]

Основоположники марксизма характеризовали государственную власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого».[40]

Государственная власть играет огромную роль в жизнедеятельности людей. Именно с государственной властью становилась и развивалась человеческая цивилизация. Государственная власть, отражая общую волю всех граждан, еще и оказывает организующее влияние на все общество. Ст. 3 Конституции Российской Федерации установлено, что «единственным источником власти в РФ является его многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, можно сделать два вывода о состоянии государственной власти: 1) государственная власть воплощает в себе волю, цели, интересы и потребности граждан; 2) государственная власть обеспечивает развитие общества и управляет общественными процессами.


Необходимо выделить основные свойства и признаки государственной власти на основе различных научных взглядов исследователей разных времен.

Но прежде, стоит отметить, что всю историю человечества происходила борьба за овладение и совершенствование государственной власти. Она осуществляется через государственные органы и должностные лица государства.

Г.В. Мальцев справедливо отмечал, «власть – это стержень политики, и права; через власть дано их единство…». Единство государственной власти означает, что она, во-первых, единственная государственная власть в данном обществе; во-вторых, единая по своему социальному характеру; в-третьих, имеет единые общие цели и задачи; в-четвертых, характеризуется организационно-правовым единством; в-пятых, выполняет в разных формах и различными методами единую функцию государственного управления.[41]

Ведущие ученые в своих работах акцентируют так же внимание на суверенности государственной власти. Например, В.Е Чиркин не признает двух суверенных состояний государственной власти в одном государстве. Государственная власть субъекта Российской федерации не суверенна и его следует признать публичной негосударственной властью, имеющей некоторые политические и государственные элементы.[42]

Итак, можно выделить признаки государственной власти: суверенность, единство и осуществление в разных формах и разными методами.

Очень точно определяет государственную власть А.Е. Елистратов: «Организуя общество, государственная власть не оставляет незатронутой ни одной стороны общественной жизни, ни одного сколько-нибудь значащего уголка этой жизни».[43] По мнению И.А. Ильина, выделяется шесть аксиом государственной власти: 1) государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия; 2) в пределах каждого политического союза должна быть едина; 3) должна осуществляться «лучшими людьми»; 4) преследует общие интересы; 4) программа власти должна включать в себя только осуществимые меры и реформы; 5) принципиально связана распределяющей справедливостью.[44]

В.Е. Чиркин отмечает, что государственная власть не только едина и суверенна, но и верховна, обладает регулятивными функциями по отношению ко всему обществу, действует во внешнеполитических отношениях и обладает всем комплексом мер легального принуждения во внутренних отношениях, складывающихся в обществе. Публичная власть, разновидностью которой выступает государственная власть – «это руководство, обладающее правом на легальное и легитимное принуждение», – отмечает ученый. Таким образом, можно вывести следующие свойства государственной власти: верховенство и верховность власти на вверенной ему территории, законность в использовании принуждения.


В.Е. Чиркин акцентировал внимание и на наличии психологической связи между субъектом и объектом власти. «Для власти в организованном коллективе людей необходимы понимание субъектом и объектом наличия между ними властных отношений, осознание возможности внешнего принуждения, возможности повелевать и необходимости подчиняться» пишет ученый.[45] Получается, власть должна обладать еще и свойством признания и подчинения со стороны управляемых субъектов. И если нет подчинения, то нет и власти, даже если властвующий субъект обладает мощными средствами принуждения.

Н.А. Шевчик поддерживает позицию В.Е. Чиркина, и утверждает, что в современном обществе существуют властные отношения, основанные не на подчинении управляемого субъекта управляющему, а на добровольном признании его власти над собой.[46]

Наиболее обстоятельно провел анализ государственной власти Е.О. Старостин. Он привел следующие признаки государственной власти: власть осуществляется открыто и гласно; только власть может применить правовое принуждение в масштабах всего общества; обладает фактическим и юридическим верховенством в обществе; все другие виды социальной власти по отношению к государственной носят подчиненный характер; власть обладает суверенностью, а именно верховенством и независимостью; имеет право и возможность устанавливать общеобязательные налоги и сборы; власть имеет преимущественное право нормотворчества; легальность и легитимность власти.[47] Таким образом, Е.О. Старостин определяет государственную власть, как «социально-правовую категорию, отличающуюся от других видов публичной власти совокупностью властных полномочий, осуществляемых законодательно от имени государства его органами или народом непосредственно.[48] Многогранность понятия государственной власти и существование различных точек зрения очевидна.

Кроме того, государственная власть в системе публичной власти отличается следующими признаками:

- официальный характер государственной власти (регламентируется законом);

- аппарат власти имеет свою структуру; - решения, принимаемые в процессе осуществления государственной власти, имеют общеобязательный характер;

- право на легитимные методы принуждения;

- возможность регламентировать деятельность негосударственных политических объединений, отменять их решения и постановления;


- исключительное право в виде установления законных налогов и сборов.[49]

3.2. Легитимность и легальность государственной власти

Одним из первых ученых, который внес вклад в теоретическую разработку термина «легитимность» был Макс Вебер. Он считал что понятие «легитимность» характеризует два признака. С одной стороны, это – признание власти, а с другой – обязательность индивидов ей подчиняться. Определяющим признаком, характеризующим легитимность, является фиксация представления о власти в человеческом сознании. Особое внимание ученый уделял так же трем формам легитимации государственной власти:[50]

- традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью, базируется на традиционных представлениях и ценностях о сущности власти, например, монархическая власть;

- харизматическая легитимация обусловлена особыми качествами выдающихся людей. Она базируется на личной преданности вождю людей, убежденных в их исключительности или необычном даре;

- рациональная легитимация основана на разуме: население поддерживает или отвергает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой этой власти. Она основывается так же, на практической деятельности государственной власти, работа органов государства во благо населения, открытый и четный диалог власти с населением, умение признавать свои ошибки, изменить, хотя бы частично, свою деятельность под влиянием доводов своих оппонентов.[51]

Стоит отметить, что ни одна из указанных форм легитимации не существует в чистом виде. Они действуют в определенных сочетаниях различных типов и вариаций. Каждому государству, в зависимости от его исторического развития, соответствует то или иное сочетание форм легитимности.[52]

Итак, о легитимности власти говорят, когда общество, население не только признает эту власть, но и подчиняется ему. Таким образом, важно рассмотреть условия, которые влияют на признание власти той или иной частью населения. П.П. Баранов к этим условиям относит идеологические установки граждан, касающиеся справедливого характера власти; степень привязанности граждан к основным механизмам государственной власти, которые ассоциируются с наиболее правильными и эффективными; степень преданности к конкретному лидеру; качественная воспитательная работа, проводимая силами политической и экономической элиты.