Файл: Правовое положение унитарного предприятия (Участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Государственные и муниципальные предприятия являются важнейшей составляющей российской экономики. Опыт многих стран мира подтверждает, что непосредственное участие государства в экономической жизни необходимо любому современному обществу, тем более нашей стране, в которой государство длительное время занимало основные позиции в экономике. Однако по поводу размеров государственного сектора, способов решения проблем, связанных с организацией и деятельностью государственных и муниципальных предприятий, возникают многочисленные вопросы, причем не случайно. Государственные (муниципальные) предприятия, зачастую не справляясь с выполнением социальных задач, в тоже время демонстрируют низкую экономическую эффективность. Поскольку государственные (муниципальные) предприятия, прежде всего, участники имущественных отношений, то и решение проблем, связанных с их организацией и деятельностью, лежит в основном в плоскости гражданско-правового регулирования. Перед системой гражданско-правового регулирования стоит и иная задача - сделать государственные (муниципальные) предприятия более предсказуемыми участниками имущественных отношений для других субъектов гражданского оборота.

Значимость рассматриваемой темы и масштаб проблем, связанных с ее разработкой, предопределяют актуальность исследований по вопросам регулирования правового положения унитарных предприятий.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с созданием, ликвидацией, реорганизацией унитарных предприятий, их участием в отношениях по поводу приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Предметом работы являются нормы гражданского права Российской Федерации, регулирующие правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия, его права и обязанности.

Цель работы – охарактеризовать гражданско-правовое положение государственных, муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации.

Нормативной основой работы стали нормативные акты Российской Федерации: Конституция РФ, Гражданский и гражданский процессуальный кодексы, Федеральные законы, а так же указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых в области гражданского права, муниципального управления и др. дисциплин. Положения работы отражены в трудах следующих ученых: Сергеева А.П., Толстого Ю.К., Суханова Е.А., В.А. Белова., Гринкевич А., Дойников И.В., Ершова И.В., Садикова О.Н., Коробкин Н.А., Крохина Ю. А., Косякова И.И., Кряжевских К.П. и др.


Степень разработанности темы. В разные годы данную тему исследовали С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, С.И. Асканазий, О.С. Иоффе, С.И. Корнеев, Ю.К. Толстой. Они раскрыли сущность государственных предприятий, их правовую природу, провели важные исследования в области организационных, имущественных основ деятельности государственных предприятий, их гражданской правосубъектности. Работы данных основоположников отечественной цивилистической науки имеют огромное значение. Однако труды указанных ученых созданы в советское время. Разработок, отражающих изменения, произошедшие в социально-экономической и правовой системах российского общества, явно недостаточно, и назрела необходимость в проведении широких исследований в указанной сфере. Следует отметить, что до сих пор не сложилось единого подхода к проблемам унитарных предприятий. Часть исследователей вообще призывают отказаться от использования унитарных предприятий как организационно - правовой формы, другие предлагают сохранить ее на ближайший период, третьи считают, что она будет объективно необходима в течение неопределенного времени. Это указывает на недостаточную разработанность проблемы.

Работа соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя: введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица

В п. 1 статьи 113 Гражданского кодекса РФ дается законодательное определение унитарного предприятия. Это коммерческая организация, которая не наделена на закрепленное имущество за ней собственником правом собственности. Имущество унитарного предприятия представляется неделимым и не может распределяться по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Стоит отметить, что данная форма организации предприятий сохранена гражданским кодексом лишь для муниципальной и государственной собственности.

Легальное определение унитарного предприятия можно объяснить тем, что фигура юридического лица, который не является собственником своего имущества, не свойственна нормальному товарообороту, у которого участниками всегда являются самостоятельные собственники. Наличие юридических лиц в нашем имущественном обороте, которые не являются собственниками, но выступающих в качестве его самостоятельных участников, является прямым следствием переходного характера данного оборота, сохранения в нем элементов государственной экономики, к числу которых можно отнести так же названные виды юридических лиц.


Собственниками своего имущества не являются данные предприятия, но в определенной мере самостоятельно участвуют в гражданских правоотношениях. Тем не менее собственник утверждает их уставы, определяет объем и характер их правоспособности, назначает органы управления, но не отвечает перед их контрагентами по обязательствам предприятия.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ невозможность существования унитарного предприятия с использованием другой, помимо муниципальной и государственной, форм собственности предопределила принятие нормы п. 5 ст. 6 Водного закона, в соответствии с которым индивидуальные частные предприятия, и предприятия, которые сформированы товариществами и хозяйственными обществами, религиозными и общественными организациями, благотворительными фондами, объединениями, и иные, которые не находятся в муниципальной и государственной собственности предприятия, которые основаны на аналогичных имущественных правах, подлежат преобразованию в кооперативы, товарищества и хозяйственные общества либо ликвидации в судебном порядке по требованию органа, который осуществляет государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, прокурора либо налогового органа.

До ликвидации либо преобразования к этим предприятиям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность унитарных предприятий, которые основаны на праве оперативного управления. Кредиторы данных предприятий могут к собственникам имущества предъявить иск, несущие ответственность по долгам данных предприятий.

Решение о ликвидации, реорганизации и формировании федеральных государственных унитарных предприятий, которые основаны на праве хозяйственного ведения, принимается правительством РФ.

Форма унитарного предприятия предполагает наличие у данной коммерческой организации определенного уставного фонда, у которого размер не может быть меньше пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

У муниципального предприятия размер уставного фонда должен составлять не меньше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, которые установлены федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия .

У такого юридического лица единственным учредительным документом является устав. Кроме сведений источников создания и размере его уставного капитала в уставе в обязательном порядке должны содержаться сведения о целях и предмете его деятельности. Так как унитарное предприятие представляет собой единственный вид коммерческих организаций, которые имеют специальную, а не общую правоспособность.В чем заключается их специальная правоспособность?


В ст. 113 Гражданского кодекса РФ содержаться общие положения, которые характеризуют указанные юридические лица.

Во-первых, имущество унитарного предприятия представляется неделимым и не может распределяться по вкладам, в том числе между работниками предприятия.

Во-вторых, устав является учредительным документом унитарного предприятия.

Наряду с уставом некоторые авторы относят к учредительным документам решение собственника о создании предприятия . Такую позицию, как считает Г.Б. Леонова, стоит признать ошибочной как не соответствующую действующему законодательству .

В-третьих, руководитель является органом унитарного предприятия, назначающийся собственником или органом, который уполномочен собственником и им подотчетен.

В-четвертых, до государственной регистрации предприятия, которое основано на праве хозяйственного ведения, уставной фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Несмотря на то, что Гражданский кодекс РФ не распространяет данное правило на предприятия, которые основаны на праве оперативного управления, представляется, что по отношению к последним должны действовать такие же требования.

Унитарное предприятие по своим обязательствам отвечает всем имуществом, которое ему принадлежит, вплоть до банкротства. Это не исключает действия общих правил Гражданского кодекса о возможной дополнительной ответственности собственника – учредителя по долгам, сформированной им организации в случаях, когда данная организация стала банкротом в следствии выполнения обязательных указаний собственника для нее.

Действуют и создаются в России следующие виды унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, которые основаны на праве оперативного управления.

- унитарные предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения – муниципальное предприятие, государственное предприятие субъекта РФ и федеральное государственное предприятие.

Как Вы относитесь к этим изменениям в ГК с 01.09, что стало их причиной. Нужно дать более развернутую характеристику каждому из видов и сравнить их друг с другом.

Неразрывно связан анализ правового положения унитарных предприятий с исследованием вопроса об определении собственника имущества, на базе которого формируется предприятие, а так же органа, который уполномочен выступать от имени собственника при формировании, ликвидации и реорганизации предприятия, а в некоторых случаях и при осуществлении им субъективного права. В этой сфере есть специальное правовое регулирование.


Трех публичных собственников выделяет действующее законодательство: муниципальные образования, субъекты РФ, Российская Федерация. Собственник некоторого имущества определяется согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, областей, краев, автономных областей, автономных округов, городов Санкт-Петербург и Москва и муниципальную собственность». Положением об определении по объектного состава муниципальной, государственной и федеральной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп .

По общему правилу муниципальное, государственное и федеральное имущество подлежит регистрации в соответствующем реестре муниципальной, государственной и федеральной собственности. Документом, который подтверждает право собственности на отдельные объекты, является свидетельство о внесении в реестр федерального имущества или соответствующий реестр муниципальной и государственной собственности. Таким документом до момента внесения объектов в реестр является перечень объектов, который составлен согласно Указу Президиума РФ от 22 декабря 1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп.

Глава 2. Создание, реорганизация и ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, органы управления

2.1 Порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий

В соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" решения об учреждении федеральных, региональных, муниципальных унитарных предприятий принимается уполномоченными органами исполнительной власти.