Файл: Мотивация и ее теории(Понятие мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одной из ключевых функций менеджмента является мотивация. В современном мире для того что бы сотрудники предприятий трудились с большим желанием и отдачей, не достаточно фиксированной оплаты труда. Перед менеджерами стоит задача мотивировать работников различными способами, такими как – материально вознаграждение, улучшение условий труда, возможность сотрудника развиваться и реализовывать профессиональные навыки и многих других.

Несмотря на то что, на сегодняшний день разработано больше количество теорий мотивации, единственно верного способа нет и перед менеджерами стоит задача найти эффективные методы мотивации каждого подчиненного, основываясь на его личных качествах и потребностях, при этом не отступая от стратегических целей всего предприятия.
В рамках данной работы рассматривается понятие и сущность мотивации, а также понятия стимулирования, потребность, вознаграждение. А также основные теории мотивации, содержательного, акцентирующие внимание на потребностях сотрудников, и процессуального направления, предполагающие подход к процессам мотивации.

Для рассмотрения темы, как источники, используются учебники по теории менеджмента, так как мотивация является одним из направлений менеджмента. Издания 2014-2015 дают наиболее актуальную информацию. Кроме того, используется учебник «Мотивация трудовой деятельности» - как источник наиболее развернутого ответа на стоящие вопросы. «Менеджмент. Вызовы XXI века» П. Друкера одного из самых популярных теоретиков в области менеджмента и управления) используется в качестве нестандартного взгляда, помогая понять суть вопроса более полно.

1. Мотивация и ее понятия

1.1 Понятие мотивации

Благодаря мотивация, как одна из основных функций менеджмента, обеспечивается активизация деятельности персонала, желание эффективно трудиться для достижения целей организации. Изначально понятие мотивации предполагало, в первую очередь, наличие материального вознаграждения за труд. На современном уровне развития экономики в менеджменте определение мотивации включает в себя более емкое понятие.


Менеджмент, или управление предприятием – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того что бы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей.
Мотивация – это одна из основных функций деятельности любого менеджера и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия. (Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. С.10-11)

Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Основные задачи мотивации:

  • Формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
  • Обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
  • Формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. (Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика и управление» / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С.142)

При этом, несмотря на определенную схожесть, между понятиями «мотивация» и «стимулирование» существует значительная разница.

Мотивация – процесс формирования внутреннего мотива на получение желаемого, следствием реализации которого является цель.
Стимулирование – внешнее воздействие на объект управления с целью пробудить или подкрепить в нем мотив на совершение действия для достижения целей организации.
Таким образом, мотивация представляет внутренний процесс, а стимулирование – внешнее воздействие с целью вызвать этот процесс, т.е. мотивацию. (Авдиенко Н. О., Феклистов А. Г. Менеджмент: учеб. Пособие. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010 (Серия «Непрерывное образование»). С. 137)

Мотивация – это одна из основных функций менеджмента, посредством которой обеспечивается активизация деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации. С помощью этой функции менеджмент создает такие условия, в которых становится выгодно и удобно работать всему коллективу. Таким образом, объектом мотивации в организации является персонал – сотрудники, а субъектом – менеджер, руководитель. (Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014. С. 196)


Мотивация занимает важнейшее место в структуре личности человека и определяет поведения и действия. Только зная какие мотивы лежат в основе трудовой деятельности сотрудника, можно добиться эффективного управления трудовыми процессами.
Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом, как личностная необходимость. (Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. С.12)

Мотивы формируются на основе потребностей. Каждый человек испытывает потребности: физические, материальный, социальные и т.д. На основе своих потребностей человек ставит перед собой цели, достижение которых удовлетворяет потребности. Кроме того, достигнув определенной цели человек может быть удовлетворен или нет, либо не полностью удовлетворен результатами, в случае чего начнет вновь реализовывать цели определенным путем. В зависимости от вида потребности у человека формируются различные мотивы поведения.

Рис. 1. Схема мотивации через потребности

Из такого понимания процесса мотивации через потребности вытекает т.н. закон результата, который гласит: «Степень удовлетворения потребностей, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах». (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012 (Серия «Непрерывное образование»))

Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация (самомотивация) – это самоосознание человеком необходимости и целесообразности действовать определенным образом. Внешнюю мотивацию часто называют стимулированием от слова «стимул» (лат. – stimulus) – побудительная причина к действию. (Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2014. С. 198)

1.2 Первичные и вторичные потребности

Человека побуждает к активным действиям необходимость удовлетворения потребностей. Выделяют первичные и вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать. Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и общении. (Авдиенко Н. О., Феклистов А. Г. Менеджмент: учеб. пособие / Н.О. Авдеенко, А.Г. Феклистов. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010 (Серия «Непрерывное образование»). С. 138)


Потребность – это ощущение человеком физиологического или психологического недостатка чего-либо. (Михненко П.А. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Университет», 2012 (Серия «Непрерывное образование»))

Применительно к трудовой деятельности, потребность – это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования. (Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 15-16)

Первичные потребности заложены в нас генетически. А вторичные накладываются личностные качества человека и приобретенные им опыт, в следствии чего вторичные потребности наиболее различны у разных людей.

При этом именно мотивы, как следствие потребностей, вносят различия. У разных людей может быть одна потребность, но реализовываться она будет через разные мотивы.

Количество и разнообразие потребностей огромно. Их невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности и становятся формой их проявления. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив деятельности индивида. (Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 16).

Вознаграждение – это все, что человек считает ценным для себя.

Поскольку в результате деятельности, вызванной потребностью, человек стремится к конечному результату, который его удовлетворит, вознаграждение будет служить хорошим стимулом для эффективной деятельности.

Вознаграждения подразделяют на внешние и внутренние.

Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения какого-либо действия.

Внешние вознаграждения – это выгоды, предоставляемые человеку организацией. (Авдиенко Н. О., Феклистов А. Г. Менеджмент: учеб. пособие / Н.О. Авдеенко, А.Г. Феклистов. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010 (Серия «Непрерывное образование»). С. 141)

Внутренней вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполненной работы, самоуважения. Дружба между членами одного трудового коллектива и просто общение с коллегами, возникающее в процессе работы, так же рассматриваются, как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.


Внешнее вознаграждение – это такой тип поощрения, который чаще всего приходит на ум, если слышится слово «вознаграждение». Оно возникает не от самой работы, а дается организацией. С мотивационной точки зрения его можно определить, как стимулирование труда. (Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. С. 19).

2. Теории мотивации. Содержательные теории мотивации

При всей объемности и сложности вопроса мотивации сложно определить точно, что именно побуждает человека трудиться. Однако исследования, которые проводились в этой сфере, дают возможность сформировать основные модели мотивации сотрудников. На сегодняшний день разработано большое количество теорий мотивации, их делят на две группы: содержательные и процессуальные.

Содержательный подход дает представление о том какие потребности побуждают человека быть активным в трудовой деятельности.

Процессуальный подход предполагает, что мотивация возникает и изменяется в процессе труда, инициируется этим процессом, ожиданиями человека и изучением ситуации.

Содержательные теории:

  • теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу;
  • теория Дэвида Мак-Клелланда;
  • двухфакторная теория Фредерика Герцберга.

Процессуальные теории:

  • теория ожидания Виктора Врума;
  • теория справедливости (равенства) Джона Стейси Адамса;
  • модель Портера–Лоулера.

Содержательные теории мотивации дают представление о потребностях человека, которые являются мотивами, на основании которых возникает действие.

2.1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу (1907 – 1970) был одним из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии. Из его работ руководители во многих отраслях человеческой деятельности узнали о сложностях человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию личности человека. Создавая свою теорию мотивации, Маслоу шел не обычным путем. Он не был экспериментатором, не прибегал к использованию анкет и интервью. У него был свой метод – библиографический; он изучал истории жизни, биографии великих людей.