Файл: Общее понятие о гражданском праве (Гражданское право как отрасль права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической науке существует представление о предпринимательстве как одном из видов деятельности, в рамках которого про­исходит создание (производство) и/или реализация товаров путем продажи. По своему экономическому содержанию торговая (торгово-посредническая, тор­гово-закупочная) деятельность включается в стадию обмена продуктами. Частично предпринимательство – это торговая деятельность, которая состоит в продвижении то­варов от производителя к потребителю путем реализации това­ров за деньги. Торговлей называется деятельность предпринимателей, обособившаяся в самостоятельную отрасль экономи­ки.

Функцией торговли является продвижение товаров от про­изводителя к потребителю методом покупки товаров и их по­следующей продажи.

Право предпринимательского (торгового) оборота формировалось постепенно. Этот процесс был вызван необходимостью объединения торговых обы­чаев и правил сословного характера в особое «коммерческое пра­во». Торговое право возникло в условиях феодального государ­ства, с развитием и усложнением торговой деятельности. Право торгового оборота первоначально по кругу субъектов распростра­нялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев (jus mercaturae) . Затем обычаи торговцев начали использоваться и для урегулирования отношений не только между лицами тор­гового сословия, но и другими лицами, постепенно происходило превращение права торговцев в торговое право.

Осуществление коммерческих реформ в России, процессы приватиза­ции, демонополизации привели к существенному обновлению законодатель­ства, регулирующего отношения в сфере экономики. Переход к рыночным отношениям, коренные изменения роли государства в регулировании эконо­мики потребовали создания новых правовых основ функционирования участников экономических отношений, базирующихся на равенстве всех ор­ганизационно-правовых форм юридических лиц, участвующих в имуще­ственном обороте.

М.И. Брагинский напоминает, что возрождение коммерческого права связано с переходом России к ры­ночным отношениям. Однако при наличии самостоятельной учебной дисциплины «Предпринимательское право», которая также отражает потреб­ности регулирования рыночной экономики, необходимо определиться с кате­гориями и сущностью отношений, являющихся предметом регулирования коммерческого права, кругом субъектов-участников возникающих отноше­ний, а также установить совокупность нормативных правовых актов, состав­ляющих правовую базу коммерческого права. При этом следует учитывать, что существует довольно устоявшаяся позиция, которая рассматривает пред­принимательское право в качестве «законного наследника ранее существо­вавшего хозяйственного права».


К сожалению, в юридической науке не достигнуто единомыслия по во­просу разграничения предмета коммерческого и предпринимательского пра­ва. Различные точки зрения по указанному вопросу, прежде всего, основаны на позиции законодательства, смешивающего понятия «предприниматель­ство» и «коммерция». В ст. 2 ГК РФ указано, что предпринимательство есть любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Тогда как в ст. 50 ГК РФ все предпринимательские организации называются уже коммерческими организациями. Кроме того, российское коммерческое законодательство развивается таким образом, что особенности правового ре­гулирования предпринимательской деятельности находят свое отражение в ГК РФ и ряде специальных нормативных правовых актов, по своей природе также относящихся к гражданско-правовым актам. Хотя следует отметить, что в юридической литературе и в законодательной практике уже наметилась тенденция обособления формирования законодательного материала, относя­щегося к сфере торговой деятельности.

В связи с вышеизложенным необходимо рассмотреть две позиции опре­деляющие соотношение коммерческого и предпринимательской права.

Первая позиция, нашедшая закрепление в работах ученых Санкт- Петербургского университета, основана на том, что коммерческое право — это и есть предпринимательское право. Отсюда и обоснование указанной по­зиции: коммерческие отношения — это предпринимательские отношения. Все предприниматели — коммерсанты.

Вторая позиция имеет в качестве основы понимание коммерческой пра­ва не как всякого предпринимательства. Предпринимательство в данном слу­чае понимается гораздо шире коммерции. Предпринимательство — это всякая деятельность, направленная на получение прибыли, а коммерция по­нимается только как торговая деятельность. Буквальный перевод commerci- um (лат.) — торговля. По довольно устоявшейся в экономической литературе позиции торговля - это вид предпринимательской деятельности, охватыва­ющий товарообмен, куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупа­телей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

Следует согласиться со второй позицией, поскольку предпринима­тельским правом является также самостоятельное право, регулирующее об­щественные отношения в сфере предпринимательской деятельности вообще, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отно­шения по государственному регулированию.


Однако содержание коммерческого права также требует уточнения, по­скольку коммерческое право не просто торговое право. Торговое право в со­временном понимании предусматривает правовое регулирование торговой отрасли — управление торговлей, ее финансирование, регулирование правил торговли и т.д. Другими словами, торговое право в сложившихся в России правопорядке и практике преподавания — комплексное право, включающее в себя отношения, регулируемые как частным, так и публичным правом. Кроме того, в отношения, регулируемые собственно торговым правом, вхо­дят различные по своей природе отношения: административные, гражданс­кие, трудовые, финансовые и другие, складывающиеся только в процессе торговли.

По мнению В.А. Хохлова, «недопустимо отождествление коммерческой и торговой деятельности, коммерческого и торгового права. «Торговая дея­тельность» — это профессиональная деятельность на основе договора купли- продажи, и договоров, примыкающих к нему. «Предпринимательская дея­тельность» — термин, характеризующий более широкий спектр отношений». И, на наш взгляд, следует согласиться с тем, что «в таком случае в предпри­нимательское право должны быть включены вопросы, связанные с фигурой предпринимателя (создание, регистрация, ликвидация, банкротство и пр.), отношения по сертификации производства, стандартизации продукции, ли­цензированию и т.д. (вопросы «статики»). Тогда как к коммерческому праву будут отнесены вопросы «динамики» — отношения по достижению прибы­ли: активные действия предпринимателя, представленные, прежде всего, со­ответствующими договорами...» [5, с. 108].

2.2 Частное и публичное право

А.А. Гончаров указывает, что деление права на частное и публичное обусловлено:

• природой регулируемых общественных отношений,

• характером и способами воздействия на них нормами права.

Очевидно, например, что публичные отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности их участников, поскольку изначально они возникли как отношения власти и подчинения. Вместе с тем, право является публичным не потому, что им обязывается или управомочивается государство как носитель властных полномочий, а потому каков характер заинтересованности государства в соблюдении каждого конкретного права. О публичной природе правовых отношений следует говорить лишь тогда, когда государство проявляет «заинтересованность» в ненарушимости каждого отдельно взятого права либо его осуществлении. Это происходит оттого, что даже единичное нарушение права представляют собой «действия во зло» государству и в целом гражданскому обществу. Нарушения чужих прав запрещены законом и, установив запреты, государство контролирует их соблюдение силой своего авторитета. Факт нарушения в этом случае является посягательством на публично-правовые установления, и государство реагирует на эти факты Деятельностью специально созданных органов публичной власти. Именно государство в этих отношениях требует от своих граждан предписанного поведения, а граждане обязаны соблюдать предписания и запреты государственной власти.


В частноправовых (гражданских) отношениях:

• право требования определенного поведения обязанных лиц принадлежит не государству непосредственно, а лицам, наделенным субъективными правами,

• право требования выступает, не как веление правомочного субъекта, а лишь как его притязание на должное поведение лица обязанного.

Эти отношения формируются по инициативе их участников. При этом участники гражданско-правовых отношений преследуют свои собственные (частные) интересы и соотносятся между собой как юридически равные, имущественно обособленные и организационно самостоятельные субъекты [8, с. 51].

Юридическое равенство субъектов гражданско-правовых отношений
выражается в том, что это отношения равенства сторон, не основанные на
властном или ином каком-либо подчинении друг другу. Стороны данных
правоотношений - лицо правомочное и обязанное. При этом правомочное
лицо вправе рассчитывать на поведение обязанного субъекта, условия и
порядок которого стороны правоотношения согласовали самостоятельно и
добровольно. Это поведение для другого лица существует как его обязанность,
возложив которую на себя, лицо тем самым породило субъективное право
другой стороны правоотношения. Иногда такая обязанность возникает в силу
закона, например, в случаях причинения вреда, но и здесь право правомочной
стороны выступает как притязание, но не веление. Сторона
обязательственного деликтного правоотношения, также как и в других
гражданских правоотношениях, не наделяется возможностью давать
обязательные для исполнения указания и приказы. Она лишь может
рассчитывать на такое поведение лица обязанного, содержание которого
определено законом.

Имущественная самостоятельность и организационная
обособленность субъектов гражданско-правовых отношений проявляется в
том, что по общему правилу они являются собственниками имущества либо
титульными держателями иных прав на него. Обладая этим имуществом, лица,
так или иначе, участвуют им в гражданском обороте. Совершая сделки и иные
юридически значимые действия, участники гражданских отношений
выступают от своего имени; самостоятельно, а не подчиненно формируют свою волю руководствуясь при этом не чьим-то указаниями, а собственными интересами и требованиями закона.

И возникают общественные отношения, к регулированию которых призвано гражданское право, по общему правилу по воле их участников. При этом воля субъектов формируется автономно, что означает самостоятельность принимаемых решений, их независимость от мнений и желаний иных лиц.


Автономия воли означает, что субъекты действуют по своему усмотрению, принимают решения в своих интересах, на свой риск и под самостоятельную имущественную ответственность. Более того, содержание своих взаимосвязей, порядок и последствия их изменения и прекращения участники гражданских правоотношений определяют сами. Государство на этой стадии отношений в обществе не вмешивается в этот процесс, предоставляя субъектам возможность саморегулирования отношений. Оно лишь обеспечивает их охрану от злоупотреблении недобросовестных лиц и возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав.

В любом обществе основу частного права составляет право гражданское, поскольку именно оно призвано регулировать подавляющее большинство отношений, возникающих в сфере частных интересов граждан и юридических лиц.

Следует учитывать, что общие нормы и принципы гражданского права могут применяться для регулирования любых отношений, входящих в частно­правовую сферу, если эти отношения специально не регулируются отраслевым законодательством. Стало быть, нормы и принципы гражданского права применяются к иным не гражданским, но частным отношениям в субсидиарном или восполнительном порядке. Иногда это получает прямое закрепление в законе. Так, например, в статье 4 Семейного кодекса РФ об этом указано прямо. В иных отраслевых источниках прямое указание может и не содержаться, но судебная практика исходит из того, что нормы гражданского права применимы при правовом регулировании трудовых правоотношений частного характера, а также отношений, затрагиваемых институтами природоресурсного, экологического права [10, с. 53].

Заключение

Широк круг социальных связей современного человека, велика зависимость его от государства и общества, и, следовательно, высока вероятность претерпевания человеком многочисленных вариации гражданских правоотношений на своем жизненном пути.

Формирование правового государства вклю­чает в себя сложный и достаточно длительный процесс утверж­дения законности и правопорядка, роста и совершенствования правосознания всех граждан нашей страны.

Правовое государство призвано развить не только высшие социальные ценности социалистического общества в целом: де­мократию, гуманизм, справедливость, но и стать практическим инструментом, обеспечивающим реализацию организациями и гражданами своих прав, а также их защиту в случае наруше­ния.