Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда. /Шарль Монтескье/.

Под цивилизованным обществом понимают общество с высоким уровнем жизни, то есть с развитой инфраструктурой, культурой, политико-правовой и социальной системой.

Можно выделить два аспекта влияния налогов на формирование и стабилизацию цивилизованного общества: влияние на человека для создания самой основы цивилизованного общества и влияние на само общество для поддержания достигнутого.

Функции налогов, определяющие их сущность, являются производными от функций финансов и выполняют те же задачи, но в сравнительно более узких рамках. [8]

Функции налогов можно сгруппировать в два блока: основные и дополнительные.

Группа основных функций включает сущностную функцию налога (фискальную) и две обще - финансовые (регулирующую и контрольную). Налоговый механизм строиться исходя из этих функций. Эти совместные действия составляют цельный комплекс.

Дополнительные функции детализируют главные цели, реализуемые через подсистему основных функций. Следует отметить, что основные функции обязательны для всех видов налогов, а дополнительные имеют оттенок факультативности и не обязательно представлены во всех налогах. [9]

Центральные функции налога:

1. Важнейшей функцией налогов является фискальная (лат. fiscus -государственная казна). В соответствии с этой функцией налоги выполняют свое основное назначение - насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества.

На первый взгляд наиболее обобщающей функцией налогов, с которой связано их возникновение и развитие, является фискальная. Но это только на первый взгляд. Она носит временный характер, выступает этапной и реализует насыщение бюджета на определенный период.

2. Регулирующая функция служит своеобразным дополнением фискальной и затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления (например, косвенные налоги). При этом регулирующий механизм существует объективно и его влияние на плательщиков осуществляется независимо от воли государства.

3. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. Эта функция оценивает рациональность, сбалансированность налоговой системы и каждого рычага в отдельности. Проверяет, в сложившейся ситуации, насколько налоги соответствуют реализации поставленной цели. [9]


Дополнительные функции налога:

1. Распределительная функция - своеобразное отражение фискальной: наполнить казну и впоследствии распределить полученные средства. Но на стадии распределения эта функция очень тесно связана с регулирующей функцией.

2. Стимулирующая (или дестимулирующая) функция создает ориентиры для развития или свертывания производства (деятельности). Она может быть связана с применением механизма льгот, как и регулирующая, изменением объекта налогообложения, уменьшением налогооблагаемой базы. Иногда эта функция рассматривается как подвид регулирующей.

3. Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания налога на доходы физических лиц и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере.

4. Накопительная функция - своеобразное обобщение всех предыдущих функций. С позиций реализации целей государства в налоговой системе - это главная функция. [8]

Благодаря налогам происходит финансирование государства. Как известно, государственный бюджет - это сводный перечень доходов и расходов государства за определенный период. За счет налоговых поступлений формируется порядка 70% доходной части государственного бюджета.

Как расходуются налоговые поступления? На финансирование бюджетных учреждений, создание общественных благ, поддержание обороноспособности страны, развитие инфраструктуры, предоставление дотаций и так далее. Всё это создает основу благополучной жизни в обществе, обществе развитым со всех сторон общественной жизни, то есть в цивилизованном обществе.


Дания, по данным рейтинга 2019 года, - страна с одним из самых высоких показателей уровня жизни - ярчайший пример цены за [17] общество. Передовые технологии в здравоохранении, развитая правовая система, низкий уровень преступности и одно из престижнейших образований. Система налогообложения в Дании представлена несколько иным образом, нежели у нас. НДФЛ имеет очень высокую ставку не только по европейским меркам, но и по общемировым показателям. Величина его может достигать более 50% от доходов. В России налог на доходы физических лиц составляет 13%. По уровню жизни Россию ставят на 59-ое место. То есть, благодаря налоговым поступлениям, из которых и формируются все перечисленные блага, страна действительно способна развиваться и создавать замечательные условия для жизни своих граждан.

Налоги с физических лиц призваны обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами и содействовать решению социально - экономических проблем в обществе.

Потенциал налогов с физических лиц в современной налоговой системе России реализован не полностью. Они еще не стал ведущим источником формирования доходов бюджетной системы, не оказывают существенного воздействия на процессы перераспределения валового внутреннего продукта в России, слабо влияют на регулирование имущественного расслоения населения, устранение острых социальных проблем в стране: безработицы, низкой рождаемости граждан, высокой доли граждан, получающих доходы ниже прожиточного минимума. [3]

Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд проблем, которые должны быть устранены в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан существенно не изменил имеющиеся недостатки законодательства.

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.
Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет, являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц. [19] Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих около 90% поступлений в федеральный бюджет России.


Табл. 1

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет

За 2016-2018 г. (млрд. руб.)

Показатель

2016

2017

2018

Налог на прибыль организации

2 770,2

2 850,6

4 954,4

Налог на доходы физических лиц

3 017,2

2 530,5

2 976,4

Налог на добавленную стоимость

2 657,4

2 607,9

2 847,6

Акцизы

1 297,2

1 259,0

1 262,2

НДПИ

2 929,3

3 295

3 512,0

Имущественные налоги

1 116,9

1 034,6

1 181,5

Диаграмма 1. Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2016-2018 г. (млрд. руб.)

Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи. К таким задачам относятся: обеспечение достаточных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и структуры личного потребления и сбережения граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; своевременная помощь наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения. [10] С помощью системы льгот позволяет выбор объекта и ставок налогообложения. Обладает стимулирующей составляющей для развития предпринимательской деятельности. Обеспечение стабильных доходов в бюджет за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.

Предмет данной работы - налоговая система Российской Федерации в части налогообложения физических лиц.

Цель работы - выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

Задачи - раскрытие налогов с физических лиц в экономической системе общества; исследовать порядок исчисления и уплаты налогов, рассмотреть проблемы и перспективы налогообложения физических лиц.


1. Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

1.1 Понятие, сущность и признаки налогов, принципы налогообложения

Согласно статьи 8 НК РФ налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [11]

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть валового внутреннего продукта для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

Цель взимания налога - обеспечение деятельности государства и муниципальных образований, а так же стимулирование или сдерживание процессов производства и обращения.

Признаки налога:

- обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций;

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, но всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения;

- индивидуальная безвозмездность налога.

Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений;