Файл: Субъекты малого предпринимательства (Классификация субъектов малого и среднего предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключая договор о субсидировании предпринимательской деятельности, бизнесмен должен знать, что он возлагает на себя ряд обязательств. Главное из них состоит в предоставлении отчетности.

В течение трех месяцев после получения денежных средств от государства, предприниматель должен предоставить в Центр занятости населения отчет с подтверждающими документами об использовании субсидии. В качестве подтверждения могут быть представлены фискальные и товарные чеки, счета и оплаченные платежные поручения, квитанции и иные документы.

Отчет должен соответствовать пункту бизнес-плана, в котором указано целевое использование средств. В случае частичного или полного не подтверждения, предприниматель обязан вернуть государству сумму субсидии в полном объеме. Еще одна особенность субсидирования зафиксирована в условиях договора. Согласно договоренности, деятельность финансируемого государством бизнеса должна продлиться не менее года. Таким образом, государство исключает существование фирм-однодневок.[10]

Имущественная поддержка заключается в специальном порядке предоставления в аренду государственного и муниципального имущества субъектам малого и среднего бизнеса. На основании ч. 1 ст. 18 закона № 209-ФЗ в пользование и/или владение передаются:

  1. Земельные участки.
  2. Нежилая недвижимость.
  3. Средства производства (оборудование, инвентарь, транспорт и т. п.).

Правила предоставления состоят в следующем:

  1. Указанное имущество вносится в перечни, которые публикуются на сайтах соответствующих органов власти.
  2. Возмездность или безвозмездность предоставления имущества устанавливается федеральными, региональными или муниципальными правовыми актами. Так, подп. «б» п. 4 Постановление Правительства РФ от 21.08.2010 № 645 (ред. от 01.12.2016) «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» установлены сниженные арендные ставки на владение и пользование федеральным имуществом.[18]
  3. Срок договора не может быть менее 5 лет.

Согласно нормам закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» от 22.07.2008 № 159-ФЗ, срок действия госпрограммы поддержки малого бизнеса 2018 года по преимущественному выкупу арендованного государственного и муниципального имущества истекает 01.07.2018.

Устанавливается специальный щадящий порядок выплат по договору. Так, в силу ст. 5 указанного выше закона предприниматель сам выбирает, будет ли он единовременно или в рассрочку выплачивать выкупную сумму. Срок, на который может быть отсрочен платеж, устанавливается региональными законами, но не может быть менее 5 лет.


Неинформированность предпринимателей о программах поддержки малого и среднего бизнеса является большой проблемой. В связи с этим в соответствии со ст. 19 закона № 209-ФЗ и приказом Министерства экономического развития РФ от 27 июля 2015 г. № 505 «Об утверждении требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на всех уровнях (в том числе в интернете) создаются специальные площадки по распространению сведений о подобных мероприятиях.[19]

Кроме того, на основании ст. 20 закона № 209-ФЗ на региональном уровне решается вопрос о консультационной поддержке предпринимателей. Она осуществляется:

  1. Путем создания профильных центров, где организации могут получить бесплатную или льготную финансовую и юридическую поддержку.
  2. Посредством субсидирования подтвержденных затрат на консультации по вопросам бизнеса.

Для осуществления кадрового обеспечения также принимаются различные программы, которые, в соответствии со ст. 21 закона № 209-ФЗ:

  1. Создают условия для подготовки и переподготовки работников.
  2. Предоставляют доступ к учебным и научным материалам.
  3. Нормативно-правовые меры по развитию малого и среднего бизнеса.
  4. Налоговые каникулы

В силу п. 4 ст. 346.20 и п. 3 ст. 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2017) каникулы предоставляются только индивидуальным предпринимателям.[2] Суть данной льготы — установление налоговой ставки в размере 0% на первые 2 налоговых периода, при условии что:

  1. Индивидуальный предприниматель работает по упрощенной или патентной системе налогообложения.
  2. Деятельность ведется в социальной, бытовой, производственной или научной сфере.
  3. В регионе принят соответствующий закон (действие его распространяется только на тех предпринимателей, которые зарегистрировались после вступления закона в силу).

Что касается бухгалтерского учета, то здесь имеются следующие преференции:

  1. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017). Индивидуальные предприниматели, пользующиеся специальным режимом налогообложения, могут не вести бухучет вообще[14].
  2. Малые предприятия и некоторые средние организации (потребительские кооперативы и участники проекта «Сколково») имеют право ограничиться ведением финансовой документации упрощенным способом (ч. 4, п. 3 ч. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ).
  3. Руководитель среднего бизнеса может не тратить средства на наем бухгалтера и возложить эту обязанность на себя (ч. 3 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

Упрощение статистической отчетности (ст. 5 закона № 209-ФЗ) заключается в подаче более простых форм при совершении сплошных (раз в 5 лет) и выборочных (ежемесячно, ежеквартально и ежегодно) статистических наблюдений. Вопрос облегчения ведения кассовых операций подробно раскрыт в указаниях Банка России от 11.03.2014 № 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».[20] Однако важно понимать, что эти послабления касаются только индивидуальных предпринимателей, и малого бизнеса. Так, по условиям абз. 10 п. 2 Указаний названные субъекты могут не определять лимит остатка в кассе и не сдавать его в банк. По предписаниям же абз. 4 п. 4.1 и абз. 9 п. 4.6 Указаний, индивидуальные предприниматели освобождаются от оформления кассовых документов.

Обеспечение рынка сбыта для товаров, работ и услуг малого и среднего бизнеса (п. 5 ст. 7 закона № 209-ФЗ) производится путем применения законодательно установленных квот при проведении государственных закупок. Например, ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) предписывает не менее 15% общего годового объема закупок осуществлять у малого бизнеса.[15]

Надзорные каникулы введены п. 6 ст. 1 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 13.07.2015 № 246-ФЗ и действуют до конца 2018 года. Положения данной статьи распространяются только на малые предприятия и. По смыслу названной статьи указанные предприниматели временно освобождаются от плановых проверок.[16]

Итак, государственные программы поддержки малого бизнеса, в общем, не претерпели изменений. При этом все больше мероприятий осуществляются на региональном и муниципальном уровне. Информация о них размещается на официальных сайтах соответствующих органов.

2.2. Актуальные проблемы осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства

Деятельность малого и среднего бизнеса является важной частью российской экономики. В настоящее время доля малого и среднего бизнеса составляет 20% в ВВП России. Правительством планируется этот показатель удвоить к 2030 г. Стоит отметить, что в США и других развитых странах, доля малого бизнеса в ВВП доходит до 50%. В экономике РФ количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства составляет 25% от общей численности занятых, что также ниже показателя развитых стран, где в нем задействовано почти половина занятых в экономике. Малый и средний бизнес помогает развить конкуренцию, насыщает рынок необходимыми товарами и услугами, поддерживает занятость населения, внедряет технологические инновации и активно использует местные ресурсы.


Инвестиционная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, имеет следующие преимущества:

  1. Малые предприятия являются стартом на пути к созданию крупных и средних компаний.
  2. Малые и средние предприятия более точно приспосабливаются к потребностям потребителей и поставщиков на рынке.

В условиях стремительного внедрения достижений научно-технического прогресс в развитии экономики страны огромное значение приобретает инновационная деятельность. Необходимо учитывать, что инновации этих видов предпринимательства существенно отличаются от применения инноваций крупными компаниями. Так, для осуществления инвестиционных проектов крупным компаниям необходимо большое количество финансов и значительный период времени. Насыщенность рынка товарами и услугами надлежащего качества прямо зависит от состояния малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса быстрее приспосабливаются к изменчивым условиям на рынке и сглаживают структурные изменения, помогают развивать отдаленные от центра регионы и вводить технологические инновации.

Несмотря на важность роли субъектов малого и среднего предпринимательства, по данным Росстата, в 2016 году число малых предприятий сократилось и составило 172,8 тыс., в то время как в 2015 году их было 242,6 тыс.[1] Это предварительные цифры. Более точно проследить динамику сокращения малых и средних предприятий нет возможности. Этот факт объясняется тем, что «Постановлением правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» были в два раза увеличены показатели для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса». «В итоге, большую часть малых предприятий отнесли к микробизнесу, а средних - к малому бизнесу, поэтому пока нет точных данных о том, сколько предприятий было закрыто за это время, а сколько открылось новых».[2] При распределении инвестиционных средств малому и среднему бизнесу российских предприятий отводится лишь малая часть, поэтому финансирование остается самой главной проблемой. Проводимая Минэкономразвития программа поддержки малого и среднего бизнеса реализуется во всех субъектах РФ и предлагает финансовую поддержку в виде субсидий, а также создание определенной инфраструктуры (имущественная, производственная, финансовая, инновационная).

В 2015 году финансовая поддержка по предоставлению субсидий некапитального характера составила 16,903 млрд. рублей. В Федеральном бюджете на финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства выделяется все меньше средств: в 2017 г. планируется выделить 7,5 млрд. рублей, в 2018 - 5,7 млрд. рублей, в 2019 - 4,2 млрд. рублей. В связи с сокращением, их необходимо рассредоточить на конкретные проекты, эффективность реализации которых, несомненно, принесет результат. «Проблема развития малого и среднего предпринимательства довольно остра в экономическом положении России, поэтому решать ее необходимо как можно быстрее. Это поможет устранить диспропорции не только в экономике, но и в обществе».[2]


Малые и средние предприятия имеют важные социально - экономические функции:

    1. Влияют на занятость населения.
    2. Помогают увеличить спрос на материалы, оборудование.
    3. Внедряют инновации.

Слабое инвестирование субъектов малого и среднего предпринимательства связано с высоким кредитным риском. «Это связано с тем, что у малых и средних предприятий нет возможности предъявить стопроцентные гарантии своих обязательств, кадры обычно не соответствуют требуемым профессиональным качествам, поэтому предлагаемые инвестиционные проекты слабо проработаны или же слишком дорогостоящие».[9]

Состояние малого и среднего бизнеса на рынке бывает нестабильным, поэтому банки относят их к рисковым заемщикам. Ссуды им выдаются с завышенным процентом и дополнительными гарантиями, что существенно ограничивает возможности кредитования.[9] Доступ малых и средних предприятий к финансовым ресурсам с целью развития бизнеса остается сложным. В 2015 году доля малых и средних предприятий в общем кредитном портфеле юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составила 16,9%. По данным Банка России за 2015 г. объем выданных малому и среднему бизнесу кредитов сократился на 28,2%, при этом спрос на кредиты с их стороны продолжает расти.[3]

Для стабильного роста производственной деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса нужна поддержка со стороны государства. «Должны быть созданы гарантии, которые будут обеспечивать их стабильную работу, стимулировать их деятельность по производству отечественных товаров на уровне мировых стандартов, а также сельскохозяйственной продукции».[9] В 1995 году была создана без ограничения срока действия «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», деятельность которой направлена на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса. Основные направления финансовой поддержки Корпорации:

    1. Гарантийная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса путем выдачи гарантий и поручительств.
    2. Финансирование кредитных организаций, которые оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству.
    3. Использование других форм финансовой поддержки: лизинг, факторинг.

В течение всего 2015 года АО «Корпорация малого и среднего бизнеса» предоставила гарантии на сумму 19,2 млрд. рублей, и кредиты с гарантией корпорации на сумму 41,7 млрд. рублей.[4] В 2015 году корпорация вместе с Минэкономразвития и Банком России разработала и запустила программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса для снижения процентной ставки по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства за счёт инструментов гарантийной поддержки. Поэтому процентная ставка составила 10% и 11 %. «В условиях программы было оговорено, что для участия в ней полная стоимость инвестиционного проекта должна быть не меньше 50 млн. рублей и не больше 1 млрд. рублей».[4]