Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Теоретические основы налога на имущество организаций)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкретная дата, до которой нужно заплатить авансовый платеж, определяется региональным законом (п. 1 ст. 383 НК РФ). Срок уплаты авансовых платежей исчисляется в рабочих днях, если в законе субъекта РФ не установлено иное.

Срок и порядок уплаты налога за год определяются региональным законодательством (п. 2 ст. 372 НК РФ). При этом срок уплаты налога исчисляется в рабочих днях, если в законе субъекта РФ он прямо не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

2.2. Налоговый регистр по налогу на имущество организаций

Обязательные формы аналитических налоговых регистров для ведения налогового учета по налогу на имущество организаций пока не предусмотрены, поэтому формы аналитических налоговых регистров для ведения налогового учета по налогу на имущество организаций налогоплательщики могут разрабатывать для себя сами.

Аналитические налоговые регистры предназначены для систематизации и накопления информации о налогооблагаемом и льготируемом имуществе, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для дальнейшего отражения в налоговой декларации по налогу на имущество организации. Аналитические налоговые регистры ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях или в электронном виде на любых машинных носителях[18].

Таким образом, налог на имущество организаций исчисляется на основе данных аналитических налоговых регистров, которые составляют второй уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учета по объектам налогообложения налогом на имущество, полученных из первичных учетных документов. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную НК РФ.


Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах, аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы.

Согласно ст.314 НК РФ аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета[19].

В случае, когда бухгалтерский и налоговый учет основных средств ведутся в организации таким образом, что данные бухгалтерского учета полностью совпадают с данными налогового учета, у налогоплательщика нет необходимости вести отдельные регистры налогового учета основных средств.

2.3. Учет налога на имущество организаций

Организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, признаются плательщиками налога на имущество организаций, что обязывает их исчислять и уплачивать данный налог[20].

В бухгалтерском балансе обязательства по данному налогу отражаются в составе краткосрочных – так же как кредиторская задолженность по вышеперечисленным налогам, поскольку экономическая сущность задолженности по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль, к примеру, одинакова: это долг, который организация должна погасить перед бюджетом в ближайшее время.

Подтверждает это и Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). Обязательством согласно п. 7.3 Концепции считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Обязанность по уплате налога на имущество возникает исходя из требований налогового законодательства, а значит, это обязательство. Причем оно является текущим, поскольку подлежит погашению в сроки для уплаты налога и авансовых платежей по налогу, установленные законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ). А они обычно определены в пределах трех месяцев после окончания налогового периода и одного месяца после окончания отчетных периодов[21].


При введении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) начисление налога на имущество стало сопровождаться проводкой:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», Кредит 91-2 – начислен налог на имущество.

Следование предписанному относило расходы по уплате данного налога к прочим.

В конце же нулевых годов Минфин России, сославшись на Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н), согласно которому расходы организации, связанные с изготовлением продукции и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг и отвечающие определению расходов организации, являются расходами по обычным видам деятельности, посчитал, что суммы налога на имущество организаций, уплаченные (подлежащие уплате) налогоплательщиком, формируют его расходы по обычным видам деятельности (Письмо Минфина России от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16).

Начисленную организацией по налоговой декларации (расчету) сумму налога (авансового платежа) на имущество предлагалось отражать в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество» - начислен налог на имущество (авансовый платеж по налогу).

Выбор счета учета косвенных расходов вполне логичен, тем более если у организации имеется разное облагаемое имущество, используемое как для производственных целей, так и для общих нужд и управления предприятием. Ведь общехозяйственные расходы распределяются между счетами основных производств и объектами калькулирования, и это позволяет вполне объективно распределить суммы налога.

Торговые организации вместо счета 26 для учета сумм налога на имущество вправе использовать счет 44 «Расходы на продажу», на котором обобщается информация обо всех издержках обращения, связанных с основными видами деятельности:

Дебет 44 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество» - начислен налог на имущество (авансовый платеж по налогу).

Использование при начислении налога на имущество счета 26 позволяет их отнести к управленческим расходам. Управленческие же расходы организации могут ежемесячно (п. п. 9, 20 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов):

  • списываться в качестве условно постоянных в дебет счета 90-2;
  • либо включаться в себестоимость продукции, работ, услуг[22].

При втором варианте они списываются в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Выбранный вариант их учета прописывается в учетной политике организации.

2.4. Формы отчетности, декларация

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию по налогу на имущество организации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Порядков их заполнения» (Приказ № ММВ-7-11/895)[23].

Если на территории субъекта Российской Федерации установлены отчетные периоды и предусмотрена уплата авансовых платежей, то по истечении каждого отчетного периода налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговый расчет по авансовым платежам по налогу (п. 2 ст. 379, п. 1 ст. 386 НК РФ).

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Форма налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждена Приказом № ММВ-7-11/895. Этим же Приказом утвержден и Порядок заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Налоговую декларацию и налоговый расчет по авансовым платежам налогоплательщик, руководствуясь п. 1 ст. 386 НК РФ, обязан представлять в налоговые органы:


  • по своему местонахождению;
  • по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога), по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом[24].

Под отдельным балансом для целей применения гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ согласно Письму Минфина России от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27 «О формировании отдельного баланса подразделения организации» следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс:

  • по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);
  • по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

В отношении имущества, находящегося в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами ее территории (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации). При этом в отношении имущества, указанного в абз. 1-3 п. 24 ст. 381 НК РФ, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не представляются.

Налоговая декларация на основании п. 3 ст. 80 НК РФ представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ).