Файл: Заключение договора (Особенности договора контрактации и ответственность сторон в УИС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правительство РФ определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют государственных заказчиков для формирования региональных фондов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Государственными заказчиками могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы)[20].

Учреждения и органы ФСИН России осуществляют выбор товаропроизводителей (поставщиков) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; определяют конкретных потребителей (покупателей) и сроки закупок и поставок; согласовывают с потребителями (покупателями) ассортимент, объемы и сроки поставок; гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) оплату по ценам и в сроки, которые определяются договорами.

УИС может на конкурсной основе и при условии заключения договоров передавать выполнение части своих функций по формированию и размещению заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиям, организациям и учреждениям независимо от форм собственности.

Наряду с конкурсом проводят дополнительный отбор участников в целях выявления поставщиков, которые составляют требования к участникам установленным организатором. Извещение о проведении предварительного отбора организатор публикует в средствах массовой информации. По итогам предварительного отбора организатор уведомляет каждого поставщика, подавшего заявку на участие в предварительном отборе, о результате такого отбора.

Извещение о проведении открытого конкурса организатор также публикует в средствах массовой информации. Для принятия решения о победителе конкурса создается конкурсная комиссия. Председатель конкурсной комиссии на заседании вскрывает конверты с заявлениями на участие в открытом конкурсе. Комиссия рассматривает и оценивает заявления, в целях определения победителя. Победителем признается участник, в заявке на участие которого предложены лучшие условия поставок товара для государственных нужд. Организатор открытого конкурса в течении 3-х дневного срока направляет победителю уведомляет в письменной форме о признании его победителем.


Конкурс может проводиться открытым, закрытым и двухэтапным. Рассмотрим следующие из них[21].

Закрытый конкурс проводится в случае, если предметом государственного контракта является поставка товара для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющая государственную тайну РФ, а также технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков. При проведении закрытого конкурса приглашение принять участие в конкурсе направляется каждому поставщику лично, а не через средства массовой информации.

Открытый конкурс в сфере госзакупок — один из конкурентных способов определения производителя сельхоз продукции , участие в котором может принять любой поставщик, правильно составивший заявку (и имеющий лицензию - в случае лицензионных видов деятельности).

Как и в случае проведения электронного аукциона, в открытом конкурсе:

  • Сведения о закупке публикуются открыто и доступны неограниченному кругу лиц на всех этапах.
  • Ко всем участникам Заказчик предъявляет единые требования.
  • Победителем признается участник, который предложил самые выгодные для заказчика условия исполнения контракта.

Существенным условием договора является срок поставки, если в договоре нет условия о сроке поставки, договор считается незаключенным. Срок в договоре определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок (обычное условие) в пределах этого срока произвольно устанавливается самими сторонами договора.

Поставка производится по рыночным ценам, за исключением товаров, по которым сохранено государственное регулирование цен. Стороны госконтракта определяют цены, установленных государственным заказом, либо в соответствии с результатами конкурса на принятие заказа. Способы определения контрактных цен (фиксированные, скользящие, биржевые цены) подробно урегулированы законодательством и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара[22]. Договор на закупку сельхозпродукции для государственных нужд заключается до начала года и действует по тем ценам, которые были определены на момент его заключения. Он не может быть в последующем расторгнут одной из сторон на основании несогласия с установленной ценой, хотя предусмотренные в договоре на момент расчета цены на закупаемую продукцию индексируются с учетом уровня инфляции[23]. Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, только в случаях, прямо предусмотренных законом. Такой случай предусматривает, например, п. 4 ст. 8 ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", устанавливающий возможность для государственного заказчика отказаться от сельскохозяйственной продукции в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала. Приведенное правило вполне оправдано, поскольку договоры с производителями сельхозпродукции, в силу требований закона, заключаются до начала года (часть 4 п. 8 ст. 6 ФЗ "О закупках..."), и впоследствии (например, к началу периода сбора урожая) ситуация может сильно измениться.


Сельхозпроизводители традиционно пользуются экономическими льготами. Их виды, размеры и порядок предоставления устанавливаются еще до заключения договоров законодательными и исполнительными властями РФ и ее субъектов в пределах их компетенции. Сюда относятся льготы по налогообложению, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях и т.п.

В практике отношений по государственным закупкам сельскохозяйственной продукции государственный заказчик (покупатель), чаще всего, не обладает собственными, необходимыми для вывоза ресурсами, главным образом транспортными, а хранение сельскохозяйственной продукции осуществляется, зачастую, не у государственного заказчика, а в специально предназначенных для этого хранилищах (например, на элеваторах, хлебоприемных предприятиях и др.). Как следствие этого, в договорах, опосредующих закупку для государственных нужд сельскохозяйственной продукции, обычно предусмотрено, что доставка сельхозпродукции к месту хранения (к месту, определяемому государственным заказчиком) осуществляется самим поставщиком. Это не противоречит требованиям п. 1 ст. 536, поскольку он сформулирован как диспозитивный и вместе с тем нивелирует для практики отличия договора контрактации от договора поставки.

2.2 Ответственность по договору контрактации в УИС

Ответственность по договорам закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - сельскохозяйственной продукции) для государственных нужд (Уголовно Исполнительной Системы) установлена ст. 8 Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (далее Закон). Сторона, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим образом обязательства, предусмотренные договором закупки или поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки и уплатить неустойку (штраф, пеню) в порядке, определенном Законом и самим договором.

Закон устанавливает определенные особенности ответственности сторон за нарушение договорных обязательств. В частности, особенностью является то, что уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено договором.


Однако законодатель не достаточно четко изложил смысл данной нормы. Так, при ее буквальном толковании можно прийти к выводу, что несмотря на полное возмещение убытков, виновная сторона все равно обязана исполнить договорные обязательства. Получается, что виновная сторона будет нести двойные затраты - возместит убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду) и исполнит обязательства за неисполнение которых уже выплачена компенсация (взысканы убытки). А противоположная сторона в этом случае получает двойную компенсацию. В данном понимании такая ответственность является слишком жесткой и противоречит одному из основных правил гражданско-правовой ответственности, заключающемуся в соответствии (адекватности) размера ответственности размеру причиненных убытков[24].

Более правильным представляется, что при определении размера убытков, подлежащих возмещению, суду следует снижать сумму убытков на размер обязательств, которые виновная сторона обязана будет исполнить в натуре.

В ст. 8 Закона закреплена не только обязанность виновной стороны уплатить неустойку, но и определяется ее размер и форма. Однако размер неустойки установлен лишь применительно к определенным нарушениям обязательств.

Так, за неисполнение договорных обязательств по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку (штраф) в размере 50% от стоимости недопоставленной или не принятой продукции (п. 3 ст. 8 Закона). Таким образом, определена законная неустойка, которая будет применяться не зависимо от указания ее в договоре. Неустойка закреплена в форме штрафа (процента от объема продукции). Размер штрафа не зависит от промежутка времени между неисполнением обязательства и взысканием неустойки. В данном случае размер штрафа зависит только от количества недопоставленной или не принятой продукции.

Указанная неустойка применима и к поставщикам (товаропроизводителям), и к покупателям (потребителям). Товаропроизводители обязаны выплатить неустойку в случае, если в определенный договором срок они не смогут поставить сельскохозяйственную продукцию в полном объеме. А у потребителей такая обязанность возникает, если они в установленный срок не смогут принять всю поставленную им продукцию.

Однако следует учитывать, что у государственного заказчика имеется право на отказ полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, предусмотренной договором для государственных нужд, в том случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала. При этом государственный заказчик обязан возместить товаропроизводителю все причиненные таким отказом убытки в полном объеме (п. 4 ст. 8 Закона).


Неустойка за неисполнение обязательств по объему закупок и поставок сельскохозяйственной продукции является «зачетной», так как убытки могут быть взысканы с виновной стороны только в части, непокрытой неустойкой (п. 3 ст. 8 Закона). В этом смысле данная норма соответствует общему правилу соотношения неустойки и убытков, установленному в п. 1 ст. 394 Гражданского кодекса РФ.

Иной размер неустойки установлен за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. В случае такого нарушения обязательств уплачивается неустойка в форме пени в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%.

Из законодательной формулировки ясно следует, что ответственность в виде неустойки за несвоевременную оплату сельскохозяйственной продукции возлагается только на покупателя (потребителя). А взыскание производится в пользу товаропроизводителей (поставщиков).

По общему диспозитивному правилу (т.е., если иное не установлено в договоре) расчеты между покупателями и поставщиками сельскохозяйственной продукции производятся посредством инкассовой формы расчетов. При этом под своевременной оплатой понимается оплата в течение 10 дней, а по скоропортящимся продуктам - пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика. При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственную продукцию должны осуществляться посредством обязательных платежей не реже трех раз в месяц[25].

В случае нарушения покупателем указанных сроков у поставщика возникает право взыскания неустойки в размере, установленном в п. 7 ст. 8 Закона. Важное значение для обеспечения реализации этого права товаропроизводителя является норма, согласно которой взыскание пени производится в безакцептном порядке.

Размер неустойки, установленной п. 7 ст. 8 Закона представляется достаточно высоким. Однако это объясняется значимостью отношений по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. В обычных коммерческих договорах размер пеней за просрочку платежа в среднем колеблется от 0.1% до 1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки. Повышенный размер рассматриваемой пени подтверждается и сравнением с пеней, установленной за несвоевременную оплату произведенной и поставленной сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров не для государственных нужд. Указом Президента РФ «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» от 22 сентября 1993 г.10 предусмотрено, что в данном случае покупатели уплачивают пеню в пользу поставщика в размере 1% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа.