Файл: Заключение договора (Особенности договора контрактации и ответственность сторон в УИС).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неустойка (пеня) предусмотренная за несвоевременную оплату сельскохозяйственной продукции, также применяется и за несвоевременное авансирование продукции растениеводства. Авансовая оплата должна осуществляться в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных договором, в том числе 25% - после заключения договора и 25% - после завершения сева (п. 4 ст. 6 Закона). Учитывая, что согласно ст. 6 Закона, договоры на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд должны заключаться до начала года, первый авансовый платеж в размере 25% от стоимости объема поставок товаропроизводители должны получать еще до начала года[26]

На практике обязательства по авансовой оплате очень часто не выполняются государственными заготовителями, а если и выполняются, то не своевременно. Что в свою очередь весьма негативно сказывается на результатах деятельности товаропроизводителей. Потому что авансовые платежи в первую очередь необходимы для осуществления всех мероприятий по производству сельскохозяйственной продукции (приобретение высококачественного семенного и посадочного материала, племенных животных, средств защиты растений и животных, технических средств и т.д.). Однако товаропроизводители крайне редко пользуются правом взыскания неустойки, предусмотренной ст. 8 Закона.

Законом предусмотрена возможность освобождения сторон от ответственности. Согласно п. 6 ст. 8 Закона, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по договору в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Как видно, в качестве примеров приведены форс-мажорные обстоятельства природного характера, которые могут освободить от ответственности товаропроизводителей. Что касается заготовителей, то наиболее частой причиной неисполнения ими своих обязательств по оплате продукции является отсутствие целевых дотаций из соответствующего бюджета. Однако сложно сделать однозначный вывод о том, могут ли такие обстоятельства служить основанием для освобождения покупателя от ответственности. Это подтверждается отсутствием единого подхода к решению данного вопроса в судебной практике. Представляется, что и в случае несвоевременной оплаты поставленной сельхозпродукции по причине отсутствия своевременных целевых дотаций бюджета товаропроизводители должны получить полную компенсацию за понесенные затраты в виде взыскания неустойки и возмещения убытков.


Следовательно, ссылки покупателей на неполучение целевых дотаций из соответствующего бюджета не могут служить основанием для их освобождения от ответственности. В частности, эта позиция основана на специфичности отношений по закупке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Эта позиция подтверждается тем, что закупка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд по заключенным договорам гарантируется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 5 ст. 3 Закона). К тому же, согласно ст. 401 Гражданского кодекса РФ к обстоятельствам непреодолимой силы (чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам) не может относиться отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Обобщая вышеизложенное можно сказать, что Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» устанавливает законную неустойку, применяемую к товаропроизводителям только в одном случае. С товаропроизводителей взыскивается штраф в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции при неисполнении обязательств договора по объему. С заготовителей (покупателей) законная неустойка может быть взыскана в трех случаях: 1) 50 процентный штраф за непринятие всей поставленной продукции (неисполнение обязательств по объему); 2) пеня за несвоевременную оплату закупленной и поставленной продукции. В размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%; 3) пеня за несвоевременную выплату авансовых платежей товаропроизводителям продукции растениеводства.

Очевидно, что установлен очень узкий круг случаев, когда возможно применение неустойки, определенной Законом. Так, не может быть применена законная неустойка за не предоставление, не полное или несвоевременное предоставление товаропроизводителям материальных и финансовых ресурсов государственными заказчиками, хотя такая обязанность для государственных заказчиков предусмотрена п. 3 ст. 7 Закона. Также не предусмотрена ответственность за невыплату дотаций из соответствующего бюджета товаропроизводителям продукции животноводства (п. 4 ст. 6 Закона). Следовало бы установить Законом ответственность и за нарушение сторонами других важных обязательств. Это позволит создать дополнительные стимулы для надлежащего исполнения сторонами своих обязательств.

На сегодняшний момент ответственность за нарушение обязательств по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, не рассмотренных ст. 8 Закона, должна определяться товаропроизводителями, потребителями и государственными заказчиками при заключении соответствующих договоров[27]. Законная неустойка, предусмотренная за нарушение обязательств по закупке и поставке сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, может применяться и к отношениям по договору контрактации. Для этого сторонам необходимо сделать в договоре контрактации оговорку о применении соответствующей нормы закона, в частности ст. 8 Закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд». Такая оговорка может быть сделана и в договоре контрактации не для государственных нужд. В этом случае ст. 8 Закона должна будет применяться при определении размера неустойки, так как будет считаться, что стороны согласовали неустойку в размере, предусмотренном в ст. 8 Закона.


Ответственность в сфере госзакупок сельхозпродукции предполагает применение довольно жестких штрафных санкций на фоне полного возмещения убытков. Так, при неисполнении договора в части объема закупок и поставок продукции в установленный срок виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной или непринятой продукции. За несвоевременную оплату закупленной продукции, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства покупатели уплачивают пеню в пользу производителей в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%.

Уплата штрафных санкций и возмещение убытков не освобождают виновную сторону от исполнения обязательства в натуре. Для производителя, нарушившего договор, может наступить такое негативное последствие, как лишение его права на получение льгот.

Заключение

Значение договоров контрактации в современных условиях, для процесса многогранной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - очень велико. Не исключением является и УИС, таким образом нормы современного российского законодательства позволяют в наибольшей степени сократить количество нарушений обязательств и других правонарушений имеющих место в рамках государственных закупок ФСИН России.

Важность таких договоров для сельхозпроизводителей в наше непростое время очевидна, это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести семена, горюче-смазочные материалы, необходимые запчасти и т.д.), определить наиболее выгодные (а значит и наиболее необходимые для потребителя) направления своей деятельности, расширить производство и т.д.

В рамках общего понятия купли - продажи законодатель выделяет ее отдельные разновидности. Перечень разновидности купли - продажи по ГК РФ не является исчерпывающим, поэтому заключение договоров, которые не относятся ни к одному из перечисленных в кодексе особых видов (розничная купля-продажа, поставка, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятий), также возможно.

Специфика сельскохозяйственного производства серьезно повлияла на юридическое нормирование ответственности сторон договора. В отступление от общего правила об ответственности предпринимателей за нарушение обязательств на началах риска, т.е. независимо от вины, законодатель уравновесил повышенный риск нарушения договора производителем (от случайных причин) принципом его ответственности только за вину.


Таким образом, производитель, доказавший отсутствие свой вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора, освобождается от ответственности. Не несет производитель ответственности и тогда, когда в неисполнении или ненадлежащем исполнении имеется вина заготовителя или когда обязательства не исполнены вследствие просрочки заготовителя в исполнении встречных обязательств.

Заготовитель, напротив, обычно отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей, т. е. его ответственность строится на началах риска.

В заключении хотелось бы подчеркнуть особую роль договора контрактации для УИС. На сегодняшний день в рамках мирового экономического пространства Российская Федерация ограничена рядом санкций. Органы и учреждения ФСИН России до недавнего времени осуществляли закупки сельхоз продукции у зарубежных партнеров. Это было обусловлено рядом причин: дешевизной продукции, большой ассортимент на рынке товаров, и определенное качество. Но на сегодняшний день в связи со сложившейся ситуацией данная операция по ряду объективных причин невозможна. Таким образом, для осуществления функционирования УИС, остается возможность закупать только товары у отечественных сельхоз производителей. Вследствие чего особый вектор развития и функционирования получит договор контрактации.

Список литературы

Нормативно правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Редакция от 13.07.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015)
  2. Указа Президента РФ от 22 сентября 1993 г. N 1401 "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары" // САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3598.
  3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) Ст. 6.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) Ст. 24.

  1. (Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов, утв. Письмом Минэкономики РФ от 17.07.1995г. №ИМ-663/02-93// Вестник ВАС РФ1995г. №11).
  2. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" Ст. 6
  3. п. 2 Указа Президента РФ от 22 сентября 1993 г. N 1401 "Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары" // САПП РФ. 1993. N 39. Ст. 3598.

Научная литература:

  1. Батура С.П. Гражданское и Гражданско-процессуальное право Республики
  2. Батычко В.Т. Гражданское право (Часть II) в вопросах и ответах. Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. С.234.
  3. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. С. 150.
  4. Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004 - С.83
  5. Гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004 - С.171.
  6. Гражданское право России. Обязательственное право / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2004. С. 161 (автор соответствующей главы - Н.И. Клейн).
  7. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 121 (автор главы - Н.И. Клейн).
  8. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 78, 79.
  9. Дикарёв С.В. Ответственность по договорам поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. //Государство и право 2002г. №7, с.112.
  10. Коваленко С.П. Договор контрактации как элемент системы закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Дисс. … к.ю.н. Волгоград, 1998. 158 c.
  11. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая /под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2004 - С.78-79.
  12. Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов, утв. Письмом Минэкономики РФ от 17.07.1995г. №ИМ-663/02-93// Вестник ВАС РФ1995г. №11).
  13. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского Кодекса РФ /под ред. А.М. Эрделевского М.: ЮРАЙТ, 2003 - С.109.
  14. Предпринимательское право Российской Федерации /под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М.: Юрист, 2003 - С.184.
  15. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.
  16. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник / В 3 т. Т. 2. М.: Проспект (ТК Велби), 2010. 589 с.
  17. Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам, связанным с исполнением договора контрактации // Адвокатская практика. 2010. № 1. С. 32-34.
  18. Суханов Е.А. Гражданское право. Том III. Обязательственное право. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 380 с.
  19. Хозяйственное право / под ред. М.И.Брагинского. М.: ИНФРА-М, 2005 - С.288; Экономика сельского хозяйства /под ред. В. В. Кузнецова. Ростов на Дону, Феникс, 2004 - С.166.
  20. Ядевич Н.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в системе АПК. Минск: БГУ, 2009. 230 с.
  1. Гражданское право России. Обязательственное право / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2004. С. 161 (автор соответствующей главы - Н.И. Клейн).

  2. Указа Президента РФ от 22 сентября 1993 г. № 1401 «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» п. 2// САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3598.

  3. Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2013. 496 с.

  4. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 78, 79.

  5. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. С. 150.

  6. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. С. 148.

  7. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. С. 149.

  8. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. С. 149.

  9. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. С. 121 (автор главы - Н.И. Клейн).

  10. Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004 - С.83

  11. Постатейный научно-практический комментарий части второй Гражданского Кодекса РФ /под ред. А.М. Эрделевского М.: ЮРАЙТ, 2003 - С.109.

  12. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ ( ст. 507 ГК РФ). Часть вторая /под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина - М.: Юрайт-Издат, 2004 - С.78-79.

  13. Ядевич Н.И. Договорные отношения сельскохозяйственных предприятий в системе АПК. Минск: БГУ, 2009. 230 с.

  14. Коваленко С.П. Договор контрактации как элемент системы закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. Дисс. … к.ю.н. Волгоград, 1998. 158 c.

  15. Батура С.П. Гражданское и Гражданско-процессуальное право Республики Беларусь. Курс лекций. В 2-х ч. Часть 1 Гражданское право с. 89

  16. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник / В 3 т. Т. 2. М.: Проспект (ТК Велби), 2010. 589 с.

  17. Суханов Е.А. Гражданское право. Том III. Обязательственное право. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. 380 с.

  18. Симонова О.А. Комментарий к арбитражной практике по делам, связанным с исполнением договора контрактации // Адвокатская практика. 2010. № 1. С. 32-34.

  19. Батычко В.Т. Гражданское право (Часть II) в вопросах и ответах. Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. С.234.

  20. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) Ст. 6.

  21. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) Ст. 24.

  22. (Основные виды контрактных цен, применяемых при заключении государственных контрактов, утв. Письмом Минэкономики РФ от 17.07.1995г. №ИМ-663/02-93// Вестник ВАС РФ1995г. №11).

  23. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" Ст. 6

  24. Хозяйственное право / под ред. М.И.Брагинского. М.: ИНФРА-М, 2005 - С.288; Экономика сельского хозяйства /под ред. В. В. Кузнецова. Ростов на Дону, Феникс, 2004 - С.166.

  25. Гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004 - С.171.

  26. Дикарёв С.В. Ответственность по договорам поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд. //Государство и право 2002г. №7, с.112.

  27. Предпринимательское право Российской Федерации /под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно М.: Юрист, 2003 - С.184.