Файл: Понятие «затраты», «расходы», «издержки» (Управление затратами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятием, так как в условиях динамизма внешней среды, возрастания конкуренции, хозяйствующим субъектам становится все сложнее эффективно организовывать свою деятельность.

С целью поддержания постоянного совершенствования производства в соответствии с изменениями конъюнктуры рынка, обеспечения устойчивого финансового состояния, современная практика хозяйствования должна строиться на повседневной работе с затратами, направленной на их оптимизацию.

Управление затратами — необходимая часть экономической работы на предприятии. В настоящее время оно выступает в качестве действенного инструмента, позволяющего предугадывать возможные изменения рыночной ситуации, планировать желаемые результаты деятельности организаций и определять наиболее эффективные пути их достижения.

Цель курсовой работы состоит в изучении вопросов, касающихся понятий «затраты», «расходы», «издержки».

Исходя из поставленной цели сформированы задачи курсовой работы:

- изучить взаимосвязь перечисленных в теме курсовой работы понятий;

- раскрыть основные вопросы организации учета затрат на предприятии;

- определить значение управления затратами на предприятии.

Курсовая работа состоит из трех разделов, введения, заключения и списка использованных источников.

1. Определение понятий «затраты», «расходы», «издержки»

1.1 Понятие «затраты» в хозяйственной деятельности предприятия

Затраты – это использованные ресурсы для производства и сбыта продукции в денежном эквиваленте. При этом ресурсы могут быть природными (вода, газ, электричество), материальными (сырье, полуфабрикаты, топливо, стройматериалы, запчасти), трудовыми (живой и овеществленный труд) и финансовыми. То есть затратами можно считать любые платежи компании за использование экономических ресурсов.

Рассмотрим основные особенности затрат[1]:


- Всегда связаны с приобретением, переработкой и хранением ресурсов. Затраты показывают, что было использовано и сколько;

- Непременно выражаются в единицах стоимости. Так разные ресурсы обретают сопоставимость и могут суммироваться (иначе как объединить килограммы с киловаттами и человеко-часами?);

- Всегда привязаны к конкретным целям (на производство товаров, работ, услуг; на обслуживание структурного подразделения). Затраты принято сравнивать с результатами производственной деятельности;

- Считаются активами предприятия. Если затраты полностью не списываются на конкретную продукцию (работу, услугу), то они превращаются в запасы. Так формируются производственные запасы, незавершенное производство и готовая продукция на складе;

- Относятся к определенному временному (отчетному) периоду (месяц, квартал, год).

- Затраты возникают, когда один актив обменивается на другой равновеликий: один увеличивается, а другой уменьшается на одну и ту же сумму. Как исключение, рассматривают начисление зарплаты. В этом случае один актив увеличится за счет одновременного и равновеликого увеличения обязательства перед работниками. Но собственный капитал затраты никогда не задевают.

Затраты отражают в учете в момент производственного потребления. Они не образовывают финансовый результат, а только накапливаются, что называется калькулированием[2]. Только в будущем они трансформируются в фактическую себестоимость продукции (услуг, работ). Они не уменьшают капитал предприятия.

Различают множество направлений классификации затрат. Но мы остановимся на тех, что наиболее характеризуют сущность понятия.

По степени возникновения и отнесения на результат производства затраты бывают:

- Капитализируемые – первичное поступление и отражение в балансе ресурсов (производственные запасы, товары, основные средства);

- Рекапитализируемые – повторное отражение в балансе ранее приобретенных ресурсов; формирование новой группы активов за счет ранее отображенных ресурсов (незавершенное производство, готовая продукция);

- Декапитализируемые – уменьшение финансового результата вследствие непродуктивного использования ресурсов (порча, утрата);

- Текущие – административные и сбытовые (коммерческие) затраты.

1.2 Понятие «расходы» в бухгалтерском учете


Расходы (согласно ПБУ 10/99) – это когда уменьшается экономическая выгода по причине выбытия денежных или иных активов и (или) возникают обязательства, что влечет за собой уменьшение капитала компании, кроме уменьшения вкладов по решению учредителей (собственников).

Расходы (согласно НК РФ, глава 25) – это обоснованные (т.е. экономически оправданные и имеющие денежное выражение) и документально подтвержденные (прямо или косвенно) затраты. Получается, что налоговое законодательство рассматривает расходы как частный случай затрат.

Затраты в бухгалтерском учете становятся расходами, когда:

- Нет образования актива;

- Имеющиеся оборотные активы списались на непроизводственные нужды;

- Внеоборотные активы списались по любой причине[3].

Из-за принципа соответствия расходов и доходов, расходы в конкретном отчетном периоде всегда связаны одновременно с производством и продажей. Именно в момент реализации продукции признаются три ключевых показателя:

Доходы (через реализационную цену);

Расходы (через себестоимость);

Прибыль/убыток («Доходы» минус «Расходы»).

Учет расходов начинается определенных событий.

Например: Отгрузка продукции – готовая продукция (актив) выбывает по себестоимости, которая меньше цены реализации. То есть сформировавшаяся дебиторская задолженность будет больше стоимости выбывшего актива.

Признание штрафов – обязательства увеличиваются, но никакие активы на баланс не поступают.

Списание безнадежной дебиторской задолженности – активы уменьшаются, но обязательства не сокращаются. Возникает убыток – уменьшение собственного капитала.

Признание отрицательной курсовой разницы – обязательства увеличатся без какого-либо прироста активов.

Любые затраты с целью получения дохода могут считаться расходами. Расходы в бухгалтерском учете отражаются в момент платежа, при этом платежом считается и реальная покупка, и покупка в рассрочку (расчет векселем вместо денег или путем возникновения обычной кредиторской задолженности). Они формируют финансовый результат и потому отражаются в соответствующем финансовом отчете.

Рассмотрим классификацию расходов по видам деятельности[4].

- Обычные – это расходы, связанные с основной, финансовой, инвестиционной и прочей уставной деятельностью предприятия;

- Чрезвычайные – это расходы, связанные с форс-мажорными ситуациями из-за влияния непреодолимой природной силы (стихийные бедствия) либо спровоцированные деятельностью/бездеятельностью людей (пожар, война, техногенная авария).


Учет чрезвычайных расходов ведется в таких направлениях:

Ликвидация последствий (если вред поправимый);

Потеря активов (если вред непоправимый);

Прочие потери, спровоцированные остановкой производства.

Далее рассмотрим, каким образом затраты и расходы соотносятся между собой.

Возможны три ситуации соотношения двух категорий:

Затраты ˂ Расходы – средства потрачены, но актив не поступил в производственное потребление. Потраченные средства могут рассматриваться как расходы будущих периодов, особенно, когда речь идет об освоении нового производства или авансовые платежи за аренду помещения;

Затраты = Расходы – средства потрачены и приобретенный актив полностью использован во время производства и продажи продукции. Сформирована как производственная, так и полная себестоимость. Это идеальный вариант совпадения, упрощающий учет;

Затраты > Расходы – актив, находящийся в запасе или в резерве, используется в производстве, и включается в себестоимость. Или начислена зарплата рабочим за прошлый период. Но реализации продукции не было.

1.3 Понятие «издержки»

Издержки производства – расходы, сопутствующие созданию продукции. Фактически это оплата за различные производственные факторы. Издержки напрямую влияют как на стоимость, так и на себестоимость продукции[5].

Классификация. Издержки могут быть частными и общественными. Частными они будут в том случае, если данный показатель относится к определенной фирме. Общественные издержки – это показатель, относящийся ко всему социуму.

Различают также следующие базовые формы издержек предприятия:

Постоянные. Траты в рамках одного цикла производства. Могут рассчитываться для каждого из производственных циклов, длину которых предприятие определяет самостоятельно.

Переменные. Полные затраты, переносимые на готовый продукт.

Общие. Затраты в рамках одной производственной стадии.

Для того чтобы узнать общий показатель, требуется сложить постоянные и переменные показатели.

Альтернативные издержки. Данная группа объединяет в себе ряд показателей.

Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки (БИ) – затраты на применяемые предприятием ресурсы. При расчетах фигурируют фактические цены, по которым были куплены ресурсы. БИ равны явным издержкам[6].


Экономические издержки (ЭИ) – это стоимость продуктов и услуг, сформированная при наиболее оптимальном альтернативном применении ресурсов. ЭИ равны сумме явных и неявных издержек. БИ и ЭИ могут быть как равными, так и разными.

Явные и неявные издержки. Явные издержки (ЯИ) рассчитываются на основании суммы трат компании на внешние ресурсы. Под внешними ресурсами понимаются резервы, не принадлежащие предприятию. К примеру, фирме приходится закупать сырье у стороннего поставщика. К перечню ЯИ относится:

- Зарплата сотрудникам.

- Приобретение или аренда оборудования, помещения.

- Транспортные траты.

- Коммунальные платежи.

- Приобретение ресурсов.

- Внесение средств в банковские учреждения, страховые компании.

Неявные издержки (НИ) – это затраты, при которых принимается во внимание стоимость внутренних ресурсов. По сути, это альтернативные траты. К ним могут относиться:

- Прибыль, которую получало бы предприятие при более эффективном использовании внутренних ресурсов.

- Прибыль, которая появилась бы при вложении капитала в иную сферу.

Фактор НИ не менее важен, чем фактор ЯИ.

Возвратные и невозвратные издержки. Существует два определения невозвратных издержек: широкое и узкое. В первом значении это траты, которые предприятие не может вернуть себе при завершении деятельности. Например, компания вложилась в регистрацию и печать рекламных листовок. Все эти затраты вернуть нельзя, ведь руководитель не будет собирать и продавать листовки для получения средств обратно. Этот показатель можно считать платой предприятия за вход на рынок. Избежать их невозможно. В узком значении невозвратные издержки – это траты на ресурсы, у которых нет альтернативного применения.

Возвратные издержки – это те траты, которые можно вернуть частично или полностью. К примеру, компания в начале своей работы приобрела служебное помещение и оргтехнику. Когда фирма завершит свое существование, все данные объекты можно реализовать. От продажи помещения можно даже извлечь некоторую выгоду.

Постоянные и переменные издержки. На протяжении краткосрочного времени одна часть ресурсов будет неизменной, а другая – корректируется с целью уменьшения или увеличения совокупного выпуска. Траты краткосрочного периода могут быть постоянными и переменными. Постоянные издержки – это те траты, на которые не влияют объемы производимых предприятием товаров. Это издержки постоянных факторов изготовления продукции. Они включают в себя следующие затраты: