Файл: Правовые основы организации нотариата (Конституционные основы деятельности нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма имеет непосредственное отношение к нотариату, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая будет обеспечиваться в социальном государстве, в свое содержание включает наряду с материальной обеспеченностью, благополучием также и обеспечение нотариальной защиты прав граждан. В той мере, в какой проблемы нотариата затрагивают интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное решение этих проблем в интересах человека и общества с помощью нотариата является инструментом создания в России социального государства [25, c.126].

Одна из наиболее существенных основ конституционного строя России связана с закреплением принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применительно к сфере нотариата это деятельность по формированию современного законодательства о нотариате и нотариальном процессе, обеспечению его реализации. Соответствующие ветви при этом являются независимыми.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Однако роль нотариата как института по защите прав гражданина в Конституции четко не определена. Исследователи считают, что ч. 1 ст. 48 Конституции, где говорится о гарантиях права на получение квалифицированной юридической помощи, подразумевает деятельность адвокатов и нотариусов.

Между тем из самой сути Конституции вытекает более значительная роль нотариата в развитии гражданско-правовых отношений, который способствует их стабильности и защите прав граждан и юридических лиц.

Возложив на себя конституционную обязанность по защите прав и свобод граждан, государство тем самым возлагает на себя и другую обязанность - создание соответствующих механизмов. В полном объеме функцию такой защиты выполняли и выполняют нотариусы, удостоверяя гражданско-правовые акты и договоры, свидетельствуя определенные факты и документы [27, c.87].

К сожалению, ГК РФ и Основы законодательства РФ о нотариате не способствуют развитию этого нужного гражданам нашей страны института. Между тем реализация функции защиты прав и законных интересов граждан и иных участников гражданского оборота нотариусом лежит прежде всего в плоскости гражданско-правовых отношений.


Важно определить на федеральном уровне предоставление права субъектам Федерации осуществить переход на единую организационную форму нотариата, исходя из того, что нотариус имеет отношение ко всему комплексу гражданско-правовых отношений, регламентированных ГК РФ и ГПК РФ. Это может быть достигнуто путем распространения норм ст. 71 Конституции РФ на нотариат и нотариальный процесс, которые должны определить исключительные полномочия Федерации по вопросу о нотариате и нотариальном процессе, предусмотрев систему федерального нотариата, обеспечивающего специальный федеральный статус нотариуса, включающий не только уровень его федеральных нотариальных полномочий, но и систему ответственности нотариусов и их сообществ, контроля государства за осуществлением нотариального процесса и т.д. [13, c.32]

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства о нотариате и нотариальном процессе. При характеристике Конституции как источника нотариального права нужно обратить особое внимание на специальные нормы о нотариате. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности.

Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи. В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами и лицами, которым в установленном порядке разрешено заниматься этим видом деятельности, возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично - правовой институт [12, c.231].

Выполнение нотариусом данной функции не ограничивается сообщением заинтересованным лицам информации о действующем законодательстве по конкретному вопросу, а включает в себя обязательное проведение правовой экспертизы всех условий сделки, выяснение обстоятельств дела, разъяснение участникам смысла, значения и правовых последствий сделки, проверку соответствия содержания сделки действительным намерениям сторон и требованиям законодательства, принадлежности прав на недвижимость, правоспособности юридического лица, полномочий сторон и их представителей, установление личности обратившихся за совершением нотариального действия, проверку дееспособности физических лиц. При подготовке проектов нотариальных документов нотариус должен следить за тем, чтобы не возникло ошибок, не были ущемлены интересы участников процесса. При этом правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, так как при возникновении сомнения относительно соответствия сделки закону или истинным намерениям сторон нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия либо отложить (приостановить) его совершение.


Таким образом, реформа нотариата должна идти в русле развития конституционного процесса. В свою очередь институт нотариата дает государству возможность реализовать во всей полноте свою конституционную обязанность по обеспечению и защите прав граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация является правовым государством, устанавливающим высокие требования к обеспечению законности правоотношений в области гражданского оборота, защиты собственности, обеспечения наследственных и семейных прав.

Институт нотариата в правовом государстве исторически призван занимать важное место в обеспечении режима законности и правопорядка.

В настоящее время нотариат - это один из основных элементов современной правоохранительной системы государства, призванный, в первую очередь, обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путем правильного, единообразного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и юридических обязанностей.

Роль нотариата в современном обществе заключается в предоставлении каждому заинтересованному лицу юридических гарантий при совершении им юридических действий, преимущественно в частноправовой сфере. Гражданин при обращении к нотариусу получает признаваемые всеми юридические гарантии соответствия закону совершаемых им юридических действий.

К российскому нотариату сегодня предъявляются высокие требования. Нотариат должен обеспечивать современные потребности общества в урегулировании частноправовых отношений. О необходимости совершенствования законодательства о нотариате разговоры ведутся уже давно. Для этого есть несколько причин. Действующие Основы законодательства о нотариате, определяющие правовые основы деятельности нотариата, были приняты еще в начале 1993 г., т.е. до принятия новой Конституции России. Они соответственно разрабатывались и принимались исходя из установок, содержавшихся в ранее действовавшем и на сегодняшний день уже во многом устаревшем законодательстве. Гражданский кодекс РФ как основа для совершения нотариальных действий был разработан и принят позднее. Сегодня мы говорим об усложнении гражданского оборота в российском обществе, появлении совершенно новых видов частноправовых отношений, применительно к которым необходимо определить роль нотариата.


Полноценное развитие гражданского законодательства невозможно без четкого законодательного закрепления места и роли нотариата как одного из важнейших институтов обеспечения стабильности гражданского оборота и формирования цивилизованных деловых отношений в обществе.

Реформирование гражданского законодательства и законодательства о нотариате в сфере определения статуса нотариуса полностью отвечает интересам гражданского оборота. В настоящее время в Министерстве юстиции дорабатывается проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности».

Принятие федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» потребует от нотариального сообщества активного включения в реализацию новых функций, возлагаемых на нотариат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Резолюция Европейского парламента №А3-0422/93 «О положении и организации нотариата в 12 государствах - членах Сообщества»

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

3. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Российская газета. - №233. - 28.11.2001

5. Уголовный кодекс РФ №63-ФЗ от 31 июня 1996. // Собрание законодательства. - 1996. - №25. – ст.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №38-ФЗ // Российская газета. - №220. - 20.11.2002

7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) // Российская газета. – 1993. – № 49.

8. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ // Российская газета. - №140. -21.07.1995

9. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. №767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов» // Российская газета. - №135. - 25.07.2002

10. Приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. №91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. - №4. - 2000

11. Бегичев А.В. Соотношение правового статуса государственных и частных нотариусов // Евразийская адвокатура. – 2017. – №2 (27). – С.83-86.


12. Борисова Е.А. (ред.) Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник. – М.: Юстицинформ, 2016.– 480 с.

13. Воронюк Е.П. О влиянии нотариальных действий на реализацию конституционных прав граждан // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – №4 (36). – С.28-33.

14. Куленко Н.И. Проблемы действующей системы нотариата в Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. – 2013. – №27 (318). – C.76-80

15. Лях С.М., Попова Н.Ю., Яценко Т.С. (отв. ред.) Российский нотариат: проблемы теории и правоприменения. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 340 с.

16. Нотариат в Российской Федерации: Учеб. пособ. / О.Н. Макаренко. - Ростов н/Д, 2015. – 340 с.

17. Малько А. В., Богатырев Н. В. Реформирование института нотариата в контексте усиления охранительного воздействия права // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. – №3 (29). – С.7-16.

18. Нотариат: Учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной. М., 2015. – 298 с.

19. Нотариат в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Г.Г. Черемных. - М., 2013. – 310 с.

20. Погосян Е.В. Действие принципов доказывания в нотариальном производстве // Нотариус. – 2017. - №2. – С.29-32

21. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. – М.: Юстицинформ, 2016.– 480 с.

22. Ралько В.В. Нотариат: учебник / В.В. Ралько. – М.: Юстиция, 2016. – 214 с.

23. Романовская О.В. Гарантии нотариальной деятельности // Наука. Общество. Государство. – 2013. – №2 (2). – С.143-150.

24. Романовская О.В. О понятии нотариата // Известия вузов. Правоведение. - 2014. - №5. - С. 11-18.

25. Садина О.В., Черная Т.Н. О некоторых проблемах и перспективах гарантирования нотариатом права человека на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации // Социально-политические науки. – 2012. – №3. – С.123-126.

26. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный).  – М.: Деловой двор, 2015. – 480 с. 

27. Ярошенко Т.В. Нотариат в Российской Федерации: актуальные проблемы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – №9. – С.81-87.