Файл: Правовые основы организации нотариата (Конституционные основы деятельности нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также непросто обстоит ситуация с применением по отношению, к нотариусам, прежде всего частнопрактикующим, термина "должностное лицо". В российском законодательстве отсутствует общее определение должностного лица, однако в примечании 1 к ст. 285 УК РФ должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Конечно, данное определение создано для нужд исключительно уголовного законодательства и не может считаться универсальным нормативным определением должностного лица, однако никаких правовых оснований для отнесения частнопрактикующих нотариусов к должностным лицам в российском законодательстве не встречается. К тому же в самом Уголовном кодексе РФ [5] существует отдельная норма об ответственности частнопрактикующих нотариусов (ст. 202 УК РФ), что свидетельствует о том, что в рамках УК РФ нотариус точно не воспринимается как должное лицо.

В Основах законодательства РФ о нотариате [7] указана возможность совершения нотариальных действий должностными лицами консульских учреждений в других государствах, а также главами администрации поселения и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселения или главами администрации муниципального района и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципального района, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса. Однако эти должностные лица не могут быть отнесены к системе нотариата, хотя и совершают в исключительных случаях нотариальные действия. Частно-публичная модель нотариата не позволяет отнести нотариуса, занимающегося частной практикой, ни к должностным лицам государства, ни к частным предпринимателям. Это особая модель организации и деятельности [13, c.28].

Исходя из изложенного, можно дать следующее определение нотариата.

Нотариат в Российской Федерации - это система, включающая в себя нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе или занимающихся частной практикой, а также органы нотариального самоуправления, которые призваны обеспечить в соответствии с законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации и совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.


Данное определение включает в систему нотариата также органы нотариального самоуправления, к которым относится Федеральная нотариальная палата, а также нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. Несмотря на то, что эти органы не совершают напрямую нотариальные действия, они играют системообразующую роль в рамках нотариата, выполняя организационно-управленческие и нормотворческие функции, уточняя и детализируя правила работы нотариусов, а также активно взаимодействуют с государством в вопросах совершенствования нотариального законодательства и правоприменительной практики [14, c.78].

1.2. Принципы нотариальной деятельности.

Деятельность нотариата основывается на принципах, закрепленных в правовых нормах и отражающих наиболее существенные черты деятельности нотариальных органов [15, c.189].

К этим принципам относятся:

а) принцип законности. Данный принцип подразумевает, что именно закон является основополагающим нормативным актом как в сфере организации, так и в деятельности нотариата. В частности, этот принцип подразумевает, что сам институт нотариата организован на основании закона, также нотариусы обязаны точно и неукоснительно следовать предписаниям норм законодательства РФ, а за нарушение норм закона предусмотрена соответствующая ответственность;

б) принцип независимости. Как мы уже описывали, этот принцип является важнейшим для нотариата. Нотариус независим в принятии своих решений и исходит из вышеуказанного принципа законности. Независимость нотариуса от капитала и рынка обеспечена фиксированным государством нотариальным тарифом. А независимость нотариата от государства обеспечивается особым порядком его назначения и прекращения полномочий, а также самостоятельным источником дохода. В разные времена использовались разные инструменты обеспечения независимости нотариусов, однако сам принцип независимости оставался неизменным везде, где существовал свободный нотариат [18, c.105];

в) принцип государственного языка. Ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов Российской Федерации;

г) принцип конфиденциальности. Соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. За разглашение этих сведений нотариус несет ответственность в соответствии с законом.


Современный российский нотариат по своей правовой природе и сущности является прямым продолжателем многовековых социально-правовых традиций развития института нотариата в целом [20, c.30].

1.3. Задачи и функции нотариата в России

Основные задачи нотариата сформулированы в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате и заключаются в охране собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укреплении законности и правопорядка, предупреждении правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ, удостоверении договоров и сделок, оформлении наследственных прав, совершении исполнительных надписей и иных нотариальных действий [16, c.210].

Суть деятельности нотариальных органов состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и закрепить их в установленной юридической форме. В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством РФ и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий.

С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче гражданину свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников. Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций либо прокурору [19, c.245].

Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер. В случае спора в суде нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав, так как содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официально подтвержденные нотариальным органом, являются бесспорными и достоверными.


Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличие от судебной, предметом которой по преимуществу являются споры о праве [26, c.290].

Весьма распространенным является мнение о том, что задачей нотариата как института гражданского общества является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц, основанная на критерии бесспорности.

Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения. Тем самым он снижает количество гражданско-правовых споров, облегчает их рассмотрение в суде, поскольку, во-первых, нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, во-вторых, более достоверны и отражают действительную волю сторон. Как известно, институт нотариата выполняет и публичную функцию в интересах общества и государства; учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересованным в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан с помощью государственно-правовых механизмов, наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.

В научной литературе существует множество различных определений и классификаций нотариальных функций [27, c.85].

С точки зрения видов и классификации нотариальных функций существует следующая позиция [22, c.134]:

1) социальные функции, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России, к ним относят предупредительно-профилактическую, правореализационную, правоохранительную, фискальную функции;

2) содержательные, отражающие характер нотариальной деятельности - охранительная, юрисдикционная, правоустановительная, удостоверительная.

Публичными функциями нотариата являются прежде всего охрана права и осуществление так называемого предотвратительного или превентивного правосудия.

В частной сфере выделяют такие функции нотариата, как юридическое обслуживание граждан и организаций, разъяснение им возможностей использования правовых норм в тех или иных интересах, предотвращение разногласий между субъектами потенциального правового спора.

В рамках так называемой латинской модели нотариата, по мнению Т.В.Ярошенко, не следует ограничиваться возложением на нотариусов только удостоверительных функций; на его взгляд, все более актуальной становится задача по комплексному оказанию юридической помощи всем заинтересованным участникам гражданского оборота» [27, c.87].


В этом плане латинский нотариат по сравнению с государственным нотариатом в значительной степени основывается на общественном доверии. Достижение же такого доверия вряд ли возможно, если нотариус будет целиком сосредоточен на осуществлении публичных функций.

2. Правовые источники нотариального производства

2.1. Источники нотариального права

В юридической науке существует дискуссия относительно целесообразности выделения нотариального права в отдельную самостоятельную отрасль права.

Можно выделить следующие признаки, которые могут охарактеризовать нотариальное право как самостоятельную (комплексную) отрасль права [25, c.123]:

- во-первых, наличие кодифицированного правового акта - Основ законодательства РФ о нотариате;

- во-вторых, наличие общего предмета регулирующего воздействия - отношений, связанных с совершением нотариальных действий;

- в-третьих, это комплексный характер нотариального права, ибо оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права;

- в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим.

По своему характеру нотариальное право является как процессуальным (процедурным), так и материальным, ибо как регулирует общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, их юридические последствия. Материальные нормы нотариального права обеспечивают его регулятивные и охранительные функции, регулируют реально складывающиеся отношения, регламентируют реализацию их субъектами своих прав и обязанностей. Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми понимаются нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата [14, c.78].