Файл: Организация и управление процессами товародвижения на рынке (НК «Роснефть»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура управления персоналом в ОАО «Роснефть» представлена на рисунке 1.

Совет директоров

Генеральный директор

Заместитель генерального директора по персоналу

Начальник службы управления персоналом

Отдел мотивации

Специалисты по социальным вопросам

Отдел кадров

Отдел развития

Специалисты в филиалах

Специалисты в филиалах

Специалисты в филиалах

Рисунок 1 - Организационная структура управления персоналом в НК «Роснефть»

Такие отделы как отдел мотивации и отдел развития так же находятся в непосредственном подчинении у начальника управления персоналом. Их функциональными обязанностями являются:

1.Разработка и реализация положений о материальном и моральном мотивировании персонала организации;

2.разработка и введение прогрессивных норм производства;

3.привлечение работников к управлению организацией;

4.пощрение работников за эффективное выполнение работы и проявление творческого потенциала в работе;

5.обучение и переподготовка кадров организации.

2.2 Анализ численности и структуры человеческих ресурсов в НК «Роснефть»

Численность персонала в компании «Роснефть» показано в таблице 1.

Таблица-1

Год

2014

2015

2016

2017

Персонал, чел

248 900

261 500

295 800

318 000

Изменения

+9%

+5%

+13%

+11%

Анализируя изменения в количестве персонала, за последние 4 года, можно сказать, что самый большой прирост персонала наблюдается в 2016 год, а самый маленький в 2015, это свидетельствует о резком скачке в изменении количества персонала, а значит и в самом большом увеличение рабочих мест на предприятии в данный период (2015-2016 год).

Структура персонала по показателям на конец года, % в ОАО «Роснефть» демонстрируется в таблице 2.

Таблица-2

Показатель

2014

2015

2016

2017

Рабочие

57,1%

55,8%

57,7%

58,1%

Специалисты и служащие

30,1%

31,6%

29,8%

30,7%

Руководители

12,8%

12,6%

12,5%

12,2%


Анализируя распределение персонала в период с 2014 по 2017 год, можно сделать вывод, что количество руководящих должностей с каждым годом сокращается, а количество рабочих должностей и специалистов и служащих растет.

Наибольший удельный вес приходится на рабочие должности(58,1%), средний на специалистов и служащих (30,7%), минимальный на руководителей (12,2%), поэтому можно сказать, что рабочие составляют наибольшую часть производственного персонала ( 58,1%, по итогам 2017 года).

Распределение персонала ОАО «Роснефть» по стажу работы в %, представлено в таблице 3.

Таблица-3

2014

2015

2016

2017

До 5 лет

11%

9%

15%

14%

5-10 лет

44%

43%

42%

42%

Более 10 лет

45%

48%

43%

44%

Рассмотрев таблицу 3, можно сделать вывод, что большая часть персонала в ОАО «Роснефть» имеет стаж работы более 10 лет (44% на 2017 год).

Распределение персонала в ОАО «Роснефть» по половому признаку отображено в таблице 4.

Таблица-4

2014

2015

2016

2017

Женщины

34%

34%

33,5%

33,3%

Мужчины

66%

66%

66,5%

66,7%

Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что количество мужчин в организации преобладает над количеством женщин. Так же количество мужчин с каждым годом постепенно увеличивается ( за последние 4 года оно выросло на 0,7%).

2.3. Анализ товародвижения НК «Роснефть»

Деятельность НК «Роснефть» в области сбыта сырой нефти и нефтепродуктов направлена на обеспечение максимальной доходности поставок сырья за счет оптимизации использования различных логистических направлений, доступных Компании.

НК «Роснефть» проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированности каналов монетизации нефти, в том числе переработки на собственных нефтеперерабатывающих мощностях в России, Германии, Индии, реализации на экспорт по долгосрочным контрактам и на основе спотовых продаж в ходе проводимых тендеров, а также реализации на внутреннем рынке.

Компания на постоянной основе осуществляет мониторинг экономической эффективности каналов монетизации нефти, что позволяет максимизировать долю высокомаржинальных каналов в общей структуре продаж.


На 2018 год реализация нефти в России составила 4%, что на 92% меньше, чем реализация нефти за рубежом (Рисунок 2), реализация нефтепродуктов и продуктов нефтехимии на 2018 год составило61% за рубежом, 34% в России, 2% составила продукция нефтехимики и 3% бункеровочное топливо (Рисунок 3).

Основная часть экспортных поставок Компании осуществляется через мощности компании «Транснефть», представленные магистральными трубопроводами, и порты. В отчетном году экспортные поставки осуществлялись в основном с использованием следующих транспортных маршрутов:

  • трубопроводным транспортом — около 103,1 млн тонн, что составило 84,7% от общего объема реализации нефти в страны дальнего и ближнего зарубежья. 48,4 млн т из данного объема были экспортированы через порты, а около 54,7 млн т — посредством трубопровода в направлении Китая, Белоруссии, Центральной и Восточной Европы
  • железнодорожным и смешанным транспортом — 2,2 млн т, или 1,8% от общего объема экспортных поставок без учета эффекта по приобретённым активам. В основном это поставки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и по железной дороге в Китай через Монголию.

Весь добытый газ Роснефть реализует только на внутреннем рынке, так как монопольным правом на экспорт газа обладает Газпром. Основную часть добываемого газа Компания продает непосредственно Газпрому. Оставшаяся часть реализуется независимым региональным газовым трейдерам и независимым промышленным потребителям через Единую систему газоснабжения и другие трубопроводы, контролируемые Газпромом

Рисунок 2- Реализация нефти, млн. т на 2018 год

Рисунок 3-Реализация нефтепродуктов и продуктов нефтехимии, млн. т на 2018 год

Из Рисунка 4 видно, что наибольшая реализация газа приходится на Россию, второе место занимает зарубежье и 4% отводится на собственные нужды.

Рисунок 4- Реализация газа, млрд. куб. м на 2018 год

Рисунок 5- География поставок НК «Роснефть» млн.т на 2018 год

Самая большая часть поставок из Рисунка 5 приходится на Азию и составляет 46%, однако Европа и другие направления меньше всего на 3 незначительных процента, в отличии от СНГ куда отводится лишь 7%.

Рисунок 6-Экспорт нефти из России в Китай, млн. т

Отдельное внимание стоит уделить экспорту сырья (нефти в Китай). На период с 2016 по 2018 год экспорт увеличился на 19,36 млн.т.

Изевстно, что с 2017 года начало действовать Дополнительное соглашение между «Роснефтью» и «Китайской национальной нефтегазовой корпорацией» (КННК) об увеличении поставок нефти в Китай транзитом через территорию Казахстана и продлении срока действия работающего с 2013 года контракта до конца 2023 года. В соответствии с Соглашением, объем поставок в данном направлении достигнет 91 млн тонн за 10-летний период, что позволит и дальше планово осуществлять поставки по одному из стратегических для «Роснефти» направлений. Совокупный объем поставок в адрес КННК в 2017 году составил 30,0 млн тонн, включая 10 млн тонн транзитом через территорию Республики Казахстан.


В течение 2017 года Компания продолжила сотрудничество с конечными потребителями. Экспортные поставки нефти в адрес конечных потребителей в 2017 году составили свыше 65 млн тонн, что соответствует аналогичному показателю 2016 года. В рамках укрепления сотрудничества с конечными потребителями на 2017 год были перезаключены Договоры с компаниями Shell, Eni на поставку нефти по нефтепроводу «Дружба» в направлении Германии.

2.4. SWOT-анализ НК «Роснефть»

SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):

  • сильные стороны (strengths) — преимущества организации;
  • слабости (weaknesses) — недостатки организации;
  • возможности (opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • угрозы (threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

При анализе рынка в целом и положения на нём организации, ее ресурсов и конкурентных возможностей исследуются пять параметров:

  • эффективность действующей стратегии;
  • сильные и слабые стороны, возможности и угрозы;
  • конкурентоспособность по ценам и затратам;
  • устойчивость конкурентной позиции по сравнению с основными соперниками;
  • стратегические проблемы.

Задачей SWOT-анализа как внутреннего инструмента принятия решений для организации, работающей на рынке с плотной конкуренцией, является выявление проблемных полей по сравнению с конкурентами, а также возможностей и угроз внешней среды. Результаты данного анализа являются, прежде всего, базой для разработки ведущими специалистами организации взаимосвязанного комплекса стратегий, мероприятий по конкурентной борьбе, оптимизации бизнес-процессов и т. д.

Таблица-5

S – сильные стороны:

W – слабые стороны:

  • компания является лидером российской нефтяной отрасли по объёмам добычи нефти;
  • один из самых высоких уровней восполнения доказанных запасов углеводородов;
  • выгодное географическое положе- ние НЗП компании;
  • внедрение современных техноло- гий;
  • высокое качество нефтепродуктов;
  • наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке и Архангельске;
  • развита система бонусов и скидок для постоянных клиентов розничной сети.
  • наличие низкоэффективных АЗС.
  • Весь добытый газ Роснефть реализует на внутреннем рынке, так как монопольным правом на экспорт газа обладает Газпром;

Продолжение таблицы 5.

О – возможности:

Т – угрозы:

  • повышение глубины переработки и мощности нефтеперерабатывающих заводов;
  • увеличение объёмов реализации высококачественных товаров и услуг на АЗС;
  • Увеличение реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю;
  • освоение новых запасов нефти и газа.
  • изменение политической ситуации в стране, и, как следствие, нарушение экономического баланса системы.
  • Изменения в налоговом законодательстве;
  • выход на рынок новых конкурентов;

Следует отметить, что SWOT-анализ в маркетинге проводится с целью определения проблем и возможностей организации на рынке и расширения возможностей взаимодействия с внешней средой. В процессе SWOT-анализа для компании НК "Роснефть" были выявлены сильные и слабые стороны сбытовой деятельности, а также возможности и угрозы. Было установлено, что преобладают сильные стороны, что можно объяснить вхождением компании в число крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира.

Данный SWOT-анализ указывает на то, что за счет внедрения новых инновационных технологий можно увеличить реализацию собственной продукции и освоить новые месторождения нефти и газа.

3. Предложения и рекомендации по совершенствованию сбытовой деятельности НК «Роснефть»

 Учитывая сильные стороны и возможности компании, мы можем предложить следующие рекомендации по совершенствованию ее сбытовой деятельности:

  • увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов с целью дальнейшего повышения количественных и качественных показателей переработки нефти;
  • увеличение доли компании на динамично развивающемся российском розничном рынке нефтепродуктов за счет расширения собственной сети АЗС;
  • необходимо оптимизировать портфель розничных торговых активов путем вывода низкоэффективных АЗС и модернизации перспективных станций.
  • в целях увеличения объемов реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке компания должна одновременно осуществлять реализацию качественных сопутствующих товаров и услуг, то есть расширять сеть АЗС с торговыми площадями, кафе, автомоек и автосервисов;
  • реализация проектов освоения месторождений на основе соглашений с зарубежными партнерами о совместном финансировании, что позволит минимизировать риски и снизить капитальные затраты компании;
  • необходимо расширять сеть АЗС в регионах, где расположены нефтеперерабатывающие заводы и нефтебазы компании, а также на быстро развивающихся рынках Москвы и Санкт-Петербурга;
  • необходимо увеличить объемы экспорта нефти через морские терминалы, так как экспортные терминалы компании имеют выгодное географическое положение и водный транспорт дешев.
  • Внедрить ИТ-системы, служащие для автоматизации процессов и упрощения процессов коммуникации.
  • Сократить штат центрального аппарата на 15-20% (так как за последний год он увеличился на 30%, а эффективность управления не изменилась).
  • Передать непрофильные функции в аутсорсинг.
  • Изменить маркетинговую политику в сторону клиентоориентированности и повышения репутации на международном рынке.
  • Возможно объединить 2 госкорпорации (Газпром и Роснефть) в одну, с проведением крупномасштабных изменений в сфере управления