Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Анализ поведения человека в рабочем коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сотни лет человек менялся, развивая в себе навыки и умения, но заложенное проотцами наследие поведенческих привычек всегда остается на генетическом уровне. Манеры поведения, интонации, мимика и жесты- все это помогает лучше понять человека без слов, распознать лжеца, вникнуть в истинные мотивы. Благодаря этому мы можем выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов, либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Наука психофизиологии помогает в раскрытии тайных знаков нашего тела, помогает понять собеседника более глубоко.

Существуют ситуации, когда человек намеренно скрывает определенные факты своей жизни, так например, в этой работе будет изучено поведение человека в условиях приема на работу (собеседование) и дальнейшей адаптации в коллективе.

Интервью с потенциальным кандидатом определенно должно показать моменты, где человек пытается скрыть какие-то факты, другие моменты, наоборот преподнести более эффектно.

Адаптация так же является интересным моментом для изучения, ведь взаимодействие сложившегося коллектива с новым человеком -это работа двух фронтов, где нужно отслеживать поведение и новичка, и сторожил офиса.

Сбор подобной информации поможет руководителю в своей деятельности, он сможет определить ответственных, исполнительных и инициативных работников на этапе собеседования. Работодатель должен владеть информацией об истинных побуждениях, стимулах, которые заставят сотрудника делать все с максимальной отдачей, для этого нужно распознавать истинные мотивы поведения и присутствия на интервью.

Грамотный подбор кадров имеет много составляющих, так например, отношения внутри коллектива, кадровая политика, социально-психологические принципы управления являются основными известными всем руководителям константами. Умение «с порога» распознать хорошего сотрудника, установить контакт с коллегами и подчиненными – главное условия слаженной работы, ведь объединив людей в группу, руководитель закладывает основы сплоченности.

Объектом исследования является психология поведения персонала в организации.

Предмет исследования – невербальное проявление эмоций во время собеседования и работы в коллективе.

Цель курсовой работы направлена на изучение организации ООО «ДЕЗ», анализ поведения людей на собеседовании и первые недели трудоустройства. В ООО «ДЕЗ» анализируется деятельность за период 2017 - 2018 гг. Данные для исследования выявлены путем использования первичной и вторичной информации, метод наблюдения.


Исходя из поставленных целей, сформулированы и решены следующие задачи:

  • изучение процесса приема новых сотрудников на предприятия;
  • анализ литературы по проблеме исследования;
    • определение факторов, которые необходимо учитывать при трудоустройстве.
    • проведение оценки кадров, взаимодействие работников ООО «ДЕЗ»;
    • анализ взаимодействия в коллективе ООО «ДЕЗ» и создание эмоционально оптимальных условий туда.

Актуальность данного исследования - изучение поведения человека помогает не только в работе, но и в повседневной жизни. Помогает распознать на первоначальном этапе негативные, либо нежелательные аспекты личности и избежать ошибок кадровой политики.

Структура работы обусловлена целью и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, поставлена цель и задачи исследования, выделены объект и предмет исследования, определен объект наблюдения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты невербального поведения человека. Во второй главе представлен анализ кадровой деятельности организации ООО «ДЕЗ», дана оценка состояния организации на сегодняшний день, выявлены сильные и слабые стороны в понимании человеческих эмоций со стороны руководства и коллектива. В третьей главе даются рекомендации и предложения по совершенствованию методов создания дружеской атмосферы работников предприятия. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам исследования.

Методы исследования, использованные в работе это- анализ литературы по теме исследования, наблюдение, опрос, анализ анкетирования, составление графических материалов (таблиц, графиков, моделей).

В помощь по написанию данной работы были использованы литературные источники зарубежных и отечественных авторов Горелов И.Н., Ахьямова И. А. Должникова С. А., А. Маслоу, К. Альдерфера, Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, Э. Лока, С. Адамса, Д. Мак-Грегора, К. Аргириса, Е.П. Ильина, А.Я. Кибанова, И.В. Мишуровой, В.П. Пугачева и другие.

1. Психофизиология как наука о поведении человека


1.1. Теория изучения невербального поведения

Большинство зарубежных исследований, посвященных аспектам невербального поведения и невербальной коммуникации, английского и североамериканского происхождения. Во второй половине XIX в. Дельсарт предпринял одну их первых попыток описать и расшифровать как «культуру голоса», так и телодвижения и жесты, определить различные формы языка тела. Одной из самых влиятельных работ, давших толчок современным исследованиям выражений лица, была книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшая в 1872 г. и носившая описательный характер.[9, с. 185]

Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами. [1, с. 15]

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. [4, с. 38]

В настоящее время потребность в знаниях и практических навыках работы с невербальным поведением становится все более актуальной в прикладной социологии. Это связано, в первую очередь, с тем, что исследователи ставят перед собой все более сложные задачи в процессе изучения человека, пытаются все глубже проникнуть в его личностно-психологическую сферу, мотивацию, ценностные установки, потребительские привычки. [10, с. 19]

Невербальное поведение (позы, мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи) содержит в себе огромную информацию о человеке, обладающую высокой степенью достоверности, поскольку сознательно его контролировать чрезвычайно сложно, а то и совсем невозможно. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различными культурой и традициями. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами. Невербальное поведение практически не осознаваемо и поэтому обладает высокой степенью достоверности. Конечно, некоторые жесты и позы можно сымитировать, но существует масса поведенческих признаков, которые не поддаются сознательному контролю. Именно поэтому по невербальным признакам наиболее точно можно судить об истинных целях и намерениях респондента. Зачастую непроизвольный жест или тон сказанного намного правдивее произнесенных слов. [11, с. 56]


Существенной особенностью невербальной коммуникации является независимость ее от семантики речи. Практически это проявляется в тех случаях, когда слова означают одно, а информация голоса — совсем другое. В принципе между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:

• неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словесно, подчеркивается отталкиванием, увеличением дистанции);

• неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом сдвигает брови, морщит лоб, раздувает ноздри);

• неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером).[12, с. 96]

Одним из главных видов невербальной коммуникации является выражение лица, которое передает определенные эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему, которую назвали «Кодировочная система выражения лица» (КСВЛ). Таким образом они попытались внести определенную ясность в ту сферу, которая сейчас имеет множество непоследовательных и противоречивых интерпретаций, поскольку существует весьма много взглядов на то, как нужно идентифицировать и классифицировать эмоции. [1, с. 16]

Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров выделяют два невербальных языка, из которых первый – соматический, второй – «язык привычного поведения». Соматический язык подразумевает биологические, заложенные в психике человека средства общения, а язык привычного поведения – выработанные, обусловленные культурой, внешним окружением, обстоятельствами невербальные средства общения и правила их использования. [9, с. 46]

В работах ученых есть четкое пояснение значений наших жестов, движения понятные всем - соматика. Таблица составлена по книге Л.А. Семенковой «Жесты и соматические речения в русском языке» Источник: Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика, 2015, № 2 . [17, с. 19]

Жесты и соматические речения

Значение, передаваемое жестом

Соматические речения, описывающие жест

1

одобрение, положительная оценка.

похлопать по плечу, поднять вверх большой палец

2

отсутствие удачи, неуспех

махнуть рукой

3

согласие, дружба, мир

сплести пальцы рук

4

выражение дружеской поддержки, ободрение

рукопожатие, похлопать по плечу

5

желание утешить кого-либо

положить руку на плечо собеседника

6

удивление, изумление

развести руками, всплеснуть руками

7

страх

закрыть лицо руками

8

наесться досыта

провести ребром ладони под подбородком

9

призыв прекратить к действию

вытянуть руку (руки) вперед

10

отказаться, отвергать

отталкивание рукой (руками), одновременно качая головой; качать рукой из стороны в сторону

11

задумчивость, раздумье

подпереть рукой щеку, голову положить голову на сложенные руки

12

требование тишины

поднести палец к губам

13

беспокойство, нервное состояние, тревога

руки трясутся

14

негодование, возмущение сильный гнев

всплеснуть руками, сжать кулаки, размахивать кулаками

15

выражение скорби, печали

закрыть лицо рукой, руками

16

желание убедить в правоте своих доводов(сопровождает высказывание)

скандировать рукой (руками); размахивать руками в такт речи

17

радость, восторг

всплеснуть руками

18

стыд

закрыть лицо руками


Есть различие и в жестах разных народов.

Поднятый вверх указательный палец в Германии значит «прекрасно», французская официантка этот жест примет за заказ одного фужера вина.

Два поднятых вверх пальца означают:

  • в Германии – победа
  • во Франции – мир
  • в Великобритании – 2
  • в Греции – отправляйся в ад, к чёрту.

Поднятые вверх пять пальцев руки имеют значение:

  • в западных странах – 5
  • повсюду – стоп!
  • в Турции – пойди прочь
  • в других странах – поверьте, я говорю правду!

Поднятый вверх мизинец и указательный палец:

  • в средиземноморье – твоя жена тебе изменяет
  • на Мальте и в Италии – знак оберегающий от опасности и дурного глаза

Поднятый вверх указательный и большой палец:

  • в Европе – 2
  • в Великобритании – 1
  • в США – обслужите меня пожалуйста, принесите счёт
  • в Японии – оскорбление.

Поднятый вверх мизинец:

  • во Франции – оставьте меня в покое!
  • в Японии – женщина
  • в средиземноморских странах – сексуальный намёк [18, с. 196]

Поднятый вверх большой палец:

  • в Европе – 1
  • в Греции – ругательство
  • в Японии – мужчина, 5
  • в других странах – прекрасно сделано, хорошо, знак для остановки транспорта на дороге.

Указательный и большой палец соединены другие пальцы подняты вверх:

  • в Европе и Северной Америке – хорошо, прекрасно
  • в Средиземноморье, России, Бразилии, Турции – ругательство, сексуальное оскорбление,
  • в Тунисе, Франции – 0

Поднятый вверх мизинец и в сторону отведённый палец:

  • в Голландии – как по поводу того, чтобы выпить?
  • на Гавайях – никакой паники! Успокойтесь! [15, с. 369]

Согласно исследованиям, по степени влияния на собеседника или аудиторию лидируют жестово-мимические средства выразительности, на которые приходится 55% воздействия, в то время как естественному языку принадлежит лишь 7%. А на так называемый «параязык» (интонации, паузы, вздохи и т.д.) приходится 38% влияния.

В то же время наши невербальные посылы зачастую опровергают то, что мы говорим. Когда наши слова противоречат нашей жестикуляции и прочим деталям поведения, доверие, которое собеседник мог питать в начале разговора, может попросту исчезнуть, потому что большинство опытных и внимательных интервьюеров доверяют манерам больше, чем словам. [20, с. 246]

Руки говорят о многом. Например, потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев обычно применяется для обозначения денег. Этот жест может также быть бессознательным и указывать на серьезные материальные ожидания кандидата. «Шпилеобразное» положение рук, в свою очередь, сигнализирует об абсолютной уверенности в себе; этим жестом часто пользуются лица, занимающие руководящие должности. [19, с. 183]