Файл: Основные функции в системе менеджмента (Организация как функция управления. Мотивация как одна из основных функций менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Мотивация как одна из основных функций менеджмента

В нынешних условиях рыночной экономики одной из важнейших целей каждой страны является обеспечение должной конкуренции на рынке. Подобная политика вынуждает организации придерживаться такой стратегии, которая поможет предприятию приобрести стабильное положение, укрепить свои позиции и развиваться в условиях гибкой и динамичной конкуренции. Каждая организация всегда стремится привлекать таких сотрудников, которые смогут достичь всех целей организации, наиболее эффективно используя умственные и физические возможности.27

Ни одна система управления не будет работать с максимальной эффективностью, если она не будет включать в себя действующую систему мотивации. Мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения организации в направлении реализации её стратегии и упрочения её положения на рынке в целом. Сотрудники - это самый важный ресурс любого предприятия. Именно на них основывается общий успех предприятия и именно их результаты являются ключевыми. Эффективность работы любого предприятия зависит от того, насколько его сотрудники заинтересованы в достижении результатов. Если у сотрудников предприятия нет заинтересованности, то достичь больших результатов будет очень трудно. Сущность функции мотивации как функции управления персоналом сводится к тому, чтобы сотрудники предприятия выполняли свои обязанности эффективно и качественно, в соответствии со своими интересами и целями. В настоящее время мотивация является частью кадровой политики и системы, стимулирующих к повышению качества труда мер.

Мотивация - функция управления, реализующая комплекс воздействий, направленных на изменение системы ценностей и соответственно иерархии мотивов деятельности работников организации[2].

В деятельности человека мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности, как усилия, старания, настойчивость, добросовестность и нацеленность. Для того, чтобы работники хотели хорошо и эффективно работать нужно их мотивировать на труд. Существуют внешние и внутренние стимулы, побуждающие к работе. К внешним стимулам относят зарплату, комфортные условия работы, социальные гарантии, надёжность предприятия, признание руководством заслуг работника и многое другое. К внутренним стимулам относят желание выполнять работу, чувство ответственности за работу, желание видеть результат своей работы, интерес к своей работе, чувство справедливости. Мотивацию сотрудников можно подразделить на материальную и нематериальную[3].


Материальная мотивация- это очень эффективный способ поощрения сотрудников к тому, чтобы они стремились к выполнению своих заданий качественно и быстро. Именно материальная мотивация персонала считается самой лучшей у нас в стране, так как другие способы не приносят нужных результатов. Центральная роль в системе материального стимулирования труда принадлежит заработной плате. Она остаётся для большинства работников основным источником доходов, а значит, заработная плата будет и в перспективе наиболее мощным стимулом повышения результатов деятельности предприятия. Для того чтобы получить реальную отдачу от сотрудника, размер ожидаемого вознаграждения должен быть существенным, иначе это может вызвать еще большее нежелание выполнять свои служебные обязанности. Одним из самых распространенных способов материальной мотивации являются квартальные или ежемесячные премии, а также премия за выслугу лет. Некоторые предприятия, также делающие ставку на квалификацию своих сотрудников, в качестве материальной мотивации предусматривают иной способ - премию за профессионализм. Это поощрение назначается по результатам аттестации, оценивающей результаты работы сотрудника и его соответствие занимаемой должности.

Следует отметить, что при всей эффективности и универсальности денежных поощрений, ограничение только материальной мотивацией не принесет желаемого результата. Члены любого коллектива - это люди с разными жизненными ценностями и установками, к тому же выдачей премий и бонусов способствовать сплочению коллектива достаточно проблематично. Более того, материальные поощрения рассчитываются на основании результатов выполненной работы и могут варьироваться даже у людей, занимающих одинаковое положение в служебной иерархии. Все это нередко вызывает недовольство и мало способствует созданию здоровой атмосферы в коллективе. Во многих случаях просто необходима некая моральная компенсация и уравновешивающий фактор, в роли которого выступают методы нематериального поощрения.

Нематериальная мотивация - это не денежная мотивация, а предоставление каких-либо услуг. К примеру, инспектору по кадрам нужно выдавать социальный пакет, в который входят фитнес, мобильная связь, оплата проезда к месту работы, питание, повышение квалификации за счёт работодателя; проводить корпоративные мероприятия, совместный отдых; возможность участия в благотворительных программах; выдавать билеты в театр.


Часто на предприятиях можно заметить, что сотрудники недовольны своей работой. Чтобы этого избежать можно использовать некоторые сценарии и реакции на это, с целью поддержания сотрудника:

  • сценарий - сотрудник постоянно жалуется на большую нагрузку. Причина - желание признания собственной значимости. Руководитель должен подчеркнуть значимость сотрудника и похвалить его за успехи.
  • сценарий - сотрудник утверждает, что никто его не понимает. Причина - личностные комплексы и жизненные проблемы. В этом случае руководителю необходимо посочувствовать сотруднику, подтвердить, что в жизни часто имеет место непонимание.
  • сценарий - сотрудник заранее утверждает, что с заданием не справится. Причина - низкая самооценка сотрудника. Тогда руководителю нужно поблагодарить сотрудника за его прогнозы, предложить ему попробовать выполнить задание и успокоить на случай возможных ошибок.

Также для более эффективной работы предприятия можно проводить мотивационные мероприятия, такие как тренинги по командообразованию, общие сборы, сообщения по СМИ, поздравления и награждения, представленные в таблице 2.1. Эти мероприятия - важное средство обучения и передачи информации, проверки результатов и управления мнением работников.

Таблица 2.1 - Мотивационные мероприятия для работников

Мероприятие

Цель

Результат

Тренинги по командообразованию

Объединить людей, помочь наладить общение

Сотрудникам проще взаимодействовать друг с другом

Общие сборы

Совместить решение рабочих задач с отдыхом

Налажены связи между отделами, решены важные задачи

Сообщения по СМИ

Сообщить о событиях в компании, выразить признания коллегам

Налажены каналы внутренних коммуникаций, уделено внимание отдельным сотрудникам

Поздравления, награждения

Мотивировать сотрудника на достижения

Сотрудник лоялен компании, стремится проявить себя

Эти мероприятия помогут работникам при одном условии, если они осознают необходимость проведения таких мероприятий, но для этого конечно потребуется время.

Таким образом, мотивация представляет собой сложный механизм, требующий постоянного обновления. Если руководитель хочет, чтобы его предприятие работало эффективно и приносило как можно больше прибыли, то ему необходимо подобрать правильный подход к сотрудникам, постоянно проводить мотивационные мероприятия, а также применять по отношению к работникам поощрительные методы.


2.4 Функция контроля

Однако, по мнению автора, функция контроля имеет особое содержание и специфический характер в процессе управления. Так как может осуществляться как самостоятельно, так и быть неразрывно связанной с другими функциями управления.

Рассмотрим данную связь подробнее.

Причиной непрерывности планирования и контроля является постоянная неопределенность будущего. В процессе выполнения плана контроль позволяет заблаговременно обнаруживать отклонения фактических результатов хозяйственной деятельности от плановых. Реагируя на изменение текущей экономической ситуации, контроль стимулирует корректировку плановых задач на эффективное использование резервов и ресурсов, достижение оптимальных результатов работы и является одним из важных условий сбалансированности и качества планов.

Функция организации представляет собой формирование или совершенствование структуры объекта и субъекта управления. А оптимальная организация деятельности субъектов контроля позволяет не только определить суть нарушения, их место и адресат исправления, но и повысить эффективность контроля и соответственно производительность труда.

Действие контроля значительно усиливается, когда он тесно взаимосвязан с функцией мотивации. Отсутствие отклонений позволяет стимулировать деятельность моральными или экономическими методами, а при их наличии - добиваться этих же целей административным воздействием.

Таким образом, смысл контроля как функции управления состоит в том, чтобы нацелить его на предотвращение и решение проблем, возникающих во внешней и внутренней среде организации, а также на эффективное использование благоприятных возможностей ситуационного управления.

Следует отметить, что контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обратную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, правомочие, атрибут и т.д., что является следствием подхода к данному вопросу с точки зрения интересов представителей различных научных направлений.

Рыночные отношения способствуют повышению потребности в достоверной информации о финансово- хозяйственной деятельности субъектов. Поэтому особая роль в управлении принадлежит именно контролю. При этом можно выделить следующие причины усиления внимание к контролю со стороны субъектов хозяйствования в современных условиях:


  • повышение нестабильности внешней среды, а также необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избежанию кризисных ситуаций;
  • усложнение системы управления предприятием;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внутренней среде предприятий;
  • информационный бум;
  • общекультурное стремление к интеграции различных областей деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе контроль играет определяющую роль в процессе развития и функционирования предприятий.

Для понимания сущности контроля как важной управленческой категории необходимо рассмотреть виды и формы контроля (Таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Классификация видов контроля[4]

Классификационный признак

Виды контроля

Период проведения

Предварительный Текущий Последующий

Полнота охвата

Комплексный Выборочный Тематический

Вид информационного обеспечения

Документальный Фактический

Сфера деятельности

Бухгалтерский Финансовый Валютный Налоговый Таможенный Денежный и т.д.

Отношение к организации

Внутренний Внешний

Проверяющий субъект

Государственный Ведомственный Общественный Индивидуальный Самоконтроль

Аудит

Анализ

Ревизия

Метод и форма реализации

Мониторинг

Тематическая проверка

Инвентаризация

Экспертиза

Визуальный

Аналитический

Вид используемых средств

Инструментальный

Комбинированный

Автоматизированный

Разнообразие форм контроля говорит о его многоаспектности и широте применения. Однако проведенный анализ позволяет выделить схожие элементы контроля независимо от формы его проявления:

  • наличие субъекта и объекта контроля;
  • временная и экономическая оценка результатов контроля;
  • система критериев оценки состояния объекта;
  • ответственность за результаты контроля.