Файл: Цель и задачи налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможно просто заменить бухгалтерский учет налоговым, то есть вести учет с использованием бухгалтерского Плана счетов, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Бухгалтера предприятий преподносят свою позицию тем, что их деятельность контролируют только налоговые органы, которых интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии предприятия ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» все предприятия обязаны составлять бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для НУ дополнительно вводимые «налоговые» счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

2.3. Особенности ведения налогового учета индивидуальным предпринимателем

Согласно статье 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, к ним неприменимы положения об учетной политике. Статьей 221 части второй НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с извлечением доходов. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ. В то же время законодательно необходимость или возможность выбора индивидуальными предпринимателями правил НУ в целях налогообложения налогом на доходы физических лиц не установлены.


2.4. Требования Налогового кодекса Российской Федерации к системе налогового учета

В Российском законодательстве, а именно статьей 315 НК РФ предусмотрено, что расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных НУ нарастающим итогом с начала года.

Основными требованиями ведения НУ определяют:

- объекты учета;

- правила группировки доходов и расходов;

- порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

- методы налогового учета;

- требования к составлению регистров налогового учета.

Основные правила составления отчетности определяют:

- налоговый и отчетный период;

- ставки налога;

- алгоритм расчета налоговой базы.

Объектами НУ выступают, прежде всего, объекты налогообложения, которыми, согласно новой редакции пункта 1 статьи 38 НК РФ, являются:

- реализация товаров (работ, услуг); имущество;

- прибыль;

- доход;

- обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

В НУ применяются два метода учета полученных доходов:

- метод по начислению;

- кассовый метод.

В НУ предприятие ограничено возможностью выбора метода определения реализации. Кассовый метод могут использовать только те предприятия, у которых совокупная выручка в среднем за четыре квартала не превышает одного миллиона рублей, без учета налога на добавленную стоимость за каждый квартал (четыре миллиона за год). Остальные предприятия должны выбрать метод по отгрузке.

По кассовому методу датой получения дохода признается день поступления имущества (работ, услуг) или прав, либо погашения задолженности иным способом. В целях НУ датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг). Поэтому в целях НУ предприятия должны включать полученные авансы в налогооблагаемую базу, как доход в момент их получения.


Расходами предприятия признаются затраты после их фактической оплаты.

При методе по начислению доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг).

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты.

НУ организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Организация системы НУ подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах НУ, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Частично и кратко рассмотрим основные регистры системы НУ, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых, по мнению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ.

Показатели регистров должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Перейдем к рассмотрению самих регистров.

  1. Регистр - расчет Формирование стоимости объекта учета.

Регистр ведется для формирования стоимости объекта учета, которая используется затем при формировании Регистра учета расходов будущих периодов и соответствующих регистров - расчетов в соответствии с порядком, установленным главой 25 НК РФ.

  1. Регистр - расчет амортизации нематериальных активов.

Регистр предназначен для определения суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам, учитываемой в составе прочих расходов для целей налогообложения текущего отчетного (налогового) периода.

  1. Регистр - расчет стоимости списанных сырья / материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

Регистр формируется для расчета цены единицы списания сырья / материалов по методу ФИФО (ЛИФО) в соответствии с пунктом 6 статьи 254 НК РФ.

  1. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

Инвентаризация проводится налогоплательщиком в конце предыдущего отчетного (налогового) периода (статья 266, пункт 4).

  1. Акт инвентаризации кредиторской задолженности на отчетную дату

 Регистр формируется для обобщения информации о наличии сумм кредиторской задолженности, подлежащей списанию в связи с истечением срока исковой давности либо подлежащей списанию по иным основаниям, необходимым для формирования данных о суммах внереализационных доходов и расходов отчетного (налогового) периода. [20]

Рассмотрим также систему документирования при ведении НУ.

Система документирования НУ аналогична системе регистрации при ведении бухгалтерского учета. В соответствии со статьей 313 НК РФ подтверждением данных НУ являются следующие документы.

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), служащие основанием ведения бухгалтерского учета, а также документы, предусмотренные для оформления операций законодательством о налогах и сборах.

2. Аналитические регистры НУ — это измененные регистры бухгалтерского учета либо самостоятельные регистры, которые формируются и ведутся по аналогии с регистрами бухгалтерского учета, но без применения двойной записи.

3. Расчет налоговой базы можно представить как документ синтетического НУ, аналогичный по функциям синтетическим регистрам бухгалтерского учета, таким как главная книга, журналы-ордера.

Система НУ служит обеспечению порядка первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации фактов и формированию показателей налоговой декларации.

В соответствии со статьей 316 НК РФ доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности.

В соответствии со статьей 317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора.

В соответствии со статьей 319 НК РФ оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.


В соответствии со статьей 324.1 НК РФ налогоплательщик, принявший решение о равномерном учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовав объект курсовой работы, было изучено множество литературы и материала на тему: «Налоговый учет». По мере исследования объекта, могу сделать вывод переход экономики РФ на рыночные отношения потребовал пересмотра содержания понятий и категорий, ранее используемых в административно-командной экономике, вызвал появление новых категорий и понятий, которые ранее были применимы только в странах с рыночной экономикой. Значительными источниками доходов бюджета являлись платежи из прибыли, государственные налоги с населения, подоходный налог с предприятий и организаций. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется НУ, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры, для формирования налоговой базы. Как следует из ст. 313 НК РФ, система НУ организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил НУ. Формы регистров и их заполнение на основании ст. 314 НК РФ разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и прилагаются к учетной политике предприятия. Данные НУ должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Рекомендуется в учетной политике для целей налогообложения закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения. В рамках осуществления налогового контроля изъятие документов производится только при проведении налоговых проверок в форме выемки документов.