Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Особенности реализации собственниками правомочий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, осуществление права собственности публично-правовыми образованиями также имеет особенности: цели его осуществления связаны с перераспределением, накоплением имущества и использованием его на социальные и публичные нужды общества; объекты права публичной собственности весьма разнообразны, включая объекты, изъятые из оборота; формы осуществления права собственности различны, в зависимости от того, является ли имущество распределенным или нераспределенным; от имени публично-правовых образований при осуществлении права собственности выступают государственные органы, в этом случае наличие статуса юридического лица правового значения не имеет.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, существующая система управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимости; отсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостью; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени; права государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке (это касается и объектов недвижимости, находящейся за рубежом).

Во-вторых, специфической для государственных и муниципальных образований является такая форма распоряжения собственностью, как приватизация. Государственное имущество, бывшее предметом разграничения, стало и объектом последующей приватизации. Причем приватизация, с одной стороны, это основание прекращения права государственной или муниципальной собственности, а с другой, одно из оснований возникновения права частной собственности. Приватизация как способ разгосударствления собственности в РФ существует в этом качестве уже более двадцати лет.

В-третьих, первый опыт приватизации в России показал, что отчуждение муниципальной собственности часто осуществлялось стихийно и непродуманно. Так, часто муниципальные образования, не успев стать собственником, по распоряжению сверху должны были произвести отчуждение своей собственности. Приватизация осуществлялась в условиях, когда невозможно было определить подлинную цену отчуждаемых объектов, что являлось неоправданным расточительством.


Полученные от приватизации муниципальной собственности средства оказались недостаточными не только для долгосрочных инвестиций, но и для решения неотложных текущих социальных проблем. Таким образом, многие муниципальные образования оказались и без собственности, и без финансовых ресурсов.

Для обеспечения правовой стабильности основных принципиальных подходов к управлению и распоряжению собственностью в стране целесообразно рассмотреть вопрос о принятии Федерального закона «Об общих принципах управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности в РФ», стержнем которого должна стать Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

В этом Законе более подробно закреплен порядок формирования государственной и муниципальной собственности и определено понятие управления и распоряжения собственностью, определены категории объектов государственной и муниципальной собственности и их правовые режимы. Кроме того, необходимо предусмотреть порядок управления и распоряжения объектами государственной казны. И наряду с этим важно закрепить общие принципы организации системы управления и распоряжения собственностью. В частности, требует конкретизации компетенция представительных органов власти в области управления и распоряжения собственностью.

Полагаем, что закреплением на уровне федерального закона таких положений будет устранена почва для конфликтов по разграничению полномочий между органами власти и управления, что позволит гораздо быстрее разрешить вопрос разграничения собственности в стране.

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно, то есть они самостоятельно осуществляют все правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства.

Так, в частности, не прописан механизм участия населения в гражданском обороте. Необходимо в законодательном порядке закрепить полномочия населения — собственника муниципального имущества, в каких случаях население может выступать в гражданско-правовых сделках непосредственно, а в каких опосредует свое право через представительный орган.


Список использованных источников

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 23, 25 ноября 1995 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 4 февраля 1997 г.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
  4. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества // (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
  5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс, 2019
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях» // Консультант Плюс, 2019
  7. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 20.03.2008, с изм. от 16.10.2010) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1994. №1.

Специальная литература

  1. Бугаев И.Е. Об особенностях права собственности субъектов Российской Федерации // Гражданское право. №3. 2009.
  2. Виницкий А.В. Административно-правовое регулирование перераспределение публичной собственности // Административное и муниципальное право. №8. 2010.

Выдрин И.В. Муниципальное право России М., 2008.

  1. Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Актуальные проблемы права собственности: Материалы научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся. М., 2007.
  2. Гатин А.М. Гражданское право: учебное пособие. М.: Дашков и К., 2008.
  3. Гражданское право: учебник / под ред. С.С.Алексеева. М.: ТК Велби, 2007.
  4. Гражданское право: Учеб. Том I / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н. Садикова. М., 2006.
  5. Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений // Консультант Плюс, 2019.
  6. Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9.
  7. Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения // Российская юстиция. № 6. 2008.

Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5.

  1. Иванов А.А. Об основных направлениях совершенствования законодательства о вещных правах // Вестник гражданского права. 2008. № 4
  2. Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика. 2007. № 9.
  3. Кодина Е. Вопросы формирования и управления муниципальной собственностью // Муниципальная власть. №2. 2008.
  4. Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006.

Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008.

  1. Корнеева И.Л. Гражданское право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005.
  2. Короткова О.И. Нормативный правовой акт как правовой рычаг построения системы управления государственной собственностью // Законодательство и экономика. №3. 2009.
  3. Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью // Современное право. 2011. №3.

Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007

  1. Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы. М., 2004.
  2. Малько А.В., Корсакова С.В. Муниципальное право России. М.: Изд-во Юрайт, 2011.
  3. Малько А.В. Муниципальное право России. М.: Изд-во Юрайт, 2010.
  4. Муниципальное право России / Под ред. А.С.Прудникова, И.А.Алексеева. М., 2009.
  5. Модин Н.А. Муниципальная казна как объект муниципальной собственности: сравнительное исследование // Современное право. 2007. №3.
  6. Модин Н.А. Правовой режим нераспределенных объектов муниципальной собственности // Российская юстиция. 2010. №2.
  7. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
  8. Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны // Финансовое право. 2007. № 10.
  9. Олефиренко Н.П. Правовая природа управления муниципальной собственностью // «Черные дыры» в российском законодательстве. №4. 2007.

Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003.

  1. Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. Саратов, 2002. С. 11; Медведев М.Ф. Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления по гражданскому праву России. Волгоград, 2002.
  2. Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008.

Парахина В.Н. Муниципальное управление. 2-е изд., стер. М., 2008

  1. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. СПб., 2003
  2. Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10.
  3. Соловьев В.Н. К вопросу о передачи имущества из государственной в муниципальную собственность как специальном способе приобретения права собственности // Юридический мир. №11. 2009.
  4. Соловьев В.Н. Современные учения о типах, формах и видах права собственности // Гражданское право. №2. 2010.
  5. Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008.
  6. Спектор А.А. Понятие и особенности юридического механизма распоряжения государственной и муниципальной собственностью // Административное и муниципальное право. 2009. №3.
  7. Спектор А.А. Распоряжение государственной и муниципальной собственностью // http://www.portal-law.ru.
  8. Суханов Е.А. Гражданское право России. М.: Стаут, 2008.
  9. Тужилова Е.М. Осуществление права собственности граждан Российской Федерации на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
  10. Файнгерш С.И. Институт государственной собственности в истории России // История государства и права. №5. 2008.
  11. Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Адвокат. 2003. № 12.

Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). М.: Муниципальная власть, 2004.

  1. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003.

  2. Файнгерш С.И. Институт государственной собственности в истории России // История государства и права. 2008. №5. С.8.

  3. Файнгерш С.И. Институт государственной собственности в истории России // История государства и права. 2008. №5. С.8.

  4. Выдрин И.В. Муниципальное право России М., 2008. 320 С.122.

  5. Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008. С.126.

  6. Модин Н.А. Правовой режим нераспределенных объектов муниципальной собственности // Российская юстиция. 2010. №2. С.16.

  7. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С.129.

  8. Муниципальное право России / под ред. А.Н.Костюкова. М., 2007. С.332.

  9. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С.129.

  10. Малько А.В. Муниципальное право России. М., 2010. С.133.

  11. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). - М., 2004. С.135.

  12. Консультант Плюс, 2019

  13. Спектор А.А. Распоряжение государственной и муниципальной собственностью // http://www.portal-law.ru.

  14. Консультант Плюс, 2019

  15. Спектор А.А. Распоряжение государственной и муниципальной собственностью // http://www.portal-law.ru.

  16. Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.

  17. Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5. - С.13-19.

  18. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 23, 25 ноября 1995 г.

  19. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 4 февраля 1997 г.

  20. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С.178.

  21. Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008. С.237.

  22. Парахина В.Н. Муниципальное управление. 2-е изд., стер. М., 2008. С.238.

  23. Муниципальное право России / Под ред. А.С.Прудникова, И.А.Алексеева. М., 2009. – С.221.

  24. Муниципальное право России / Под ред. А.С.Прудникова, И.А.Алексеева. М., 2009. С.224.

  25. См.: Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. Саратов, 2002. С. 11; Медведев М.Ф. Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления по гражданскому праву России. Волгоград, 2002. С. 7 - 28.

  26. Грибанов В.П. Что надо знать каждому о гражданском законодательстве. М.: Знание, 1978. С. 84.

  27. См.: Иванов А.А. Об основных направлениях совершенствования законодательства о вещных правах // Вестник гражданского права. 2008. № 4.

  28. См.: Тужилова Е.М. Осуществление права собственности граждан Российской Федерации на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 6 - 7.

  29. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. СПб., 2003. С. 9.

  30. См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9.

  31. См.: Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10.

  32. См.: Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны // Финансовое право. 2007. № 10.

  33. См.: Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006.

  34. См.: Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006.

  35. См.: Короткова О.И. Нормативный правовой акт как правовой рычаг построения системы управления государственной собственностью // Законодательство и экономика. 2009. № 3.

  36. См.: Модин Н.А. Муниципальная казна как объект муниципальной собственности: сравнительное исследование // Современное право. 2007. № 3.

  37. См.: Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы. М., 2004. С. 166; Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть. М., 2004. С. 125.

  38. См.: Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика. 2007. № 9.

  39. См.: Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений // КонсультантПлюс, 2009.

  40. См.: Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008.

  41. См.: Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Адвокат. 2003. № 12.

  42. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». //Консультант Плюс.2019

  43. Консультант Плюс. 2019