Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Особенности реализации собственниками правомочий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.

«Собственность» является одной из наиболее изученных категорий как экономической, так и юридической наукой. Это объясняется особой важностью для общества отношений собственности и. следовательно, необходимостью их правового регулирования. Как известно, собственность представляет собой материальную основу жизнедеятельности любого общества.

В условиях рынка государственная и муниципальная собственность сохраняет достаточно важное значение. Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований.

Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде принятия нормативных актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого оно находится, и закрепляется за ними с санкции государства.

Конституционные нормы устанавливают в своей совокупности основы института собственности несколькими направлениями:

- устанавливая формы и виды собственности;

- определяя объекты собственности;

- формируя основы регулирования субъективного права;

- закрепляя принципы осуществления и обязанности органов власти в отношении собственности.

Основополагающим принципом является ст. 8 Конституции РФ, где говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной его задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых и защищаемых государством. В Российской Федерации такими формами являются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности[1].


Государственная собственность Российской Федерации выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Федерации. Разграничение государственной собственности Конституция относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст.72). В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

В Конституции (ст.132) установлено, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В этой связи исследование гражданско-правового регулирования возникновения и осуществления права государственной и муниципальной собственности представляется актуальным.

Проблемам правового режима государственного и муниципального имущества, включая вопросы ограничений права государственной муниципальной собственности, посвящены труды Е.М. Андреевой, Ю.Н. Андреева, О.Г. Бартковой, В.А. Белова, М.И. Брагинского, В.Г. Голубцова, А.И. Гончарова, Т.В. Дерюгиной, А.А. Завьялова, В.П. Камышанского, С.В. Камышанской, А.Ю. Кийко, Н.Н. Колмаковой, Н.М. Коршунова, В.Д. Мазаева, Д.А. Медведева, В.П. Мозолина, В.А. Микрюкова, С.В. Нарушкевич, Д.В. Пяткова, О.Н. Садикова, К.И. Скловского, А.А. Соколовой, Е.А. Суханова, С.В. Тычинина, З.И. Цыбуленко, А.Е. Черноморца, В.В. Чубарова и других ученых.

Цель выполнения настоящей работы заключается в исследовании вопросов регулирования отношений, связанных с возникновением и осуществлением права собственности государства и муниципальных образований, особенности защиты.

Задачи исследования:

- проанализировать историю формирования собственности государства и муниципальных образований;

- рассмотреть особенного правового регулирования института государственной и муниципальной собственности Российской Федерации;

- рассмотреть субъекты и объекты права государственной собственности;

- определить субъекты и объекты права муниципальной собственности;

- раскрыть особенности реализации собственниками правомочий;

- определить правила и проблемы учета объектов государственной и муниципальной собственности.

Объектом данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования государственной и муниципальной собственности Российской Федерации.


Предмет исследования – предусмотренные гражданским правом нормы, регулирующие процесс образования и развития института государственной и муниципальной собственности Российской Федерации.

Информационной основой исследования являются законы и иные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также акты районных, городских, поселковых и сельских муниципальных образований; судебная практика по исследуемому вопросу.

1. Понятие и содержание права собственности государства и муниципальных образований

1.1. История формирования государственной и муниципальной собственности Российской Федерации

Государственная собственность в Российской Федерации согласно п.1 ст.214 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущества, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Оно играло видную роль в хозяйстве классических Греции и Рима. А в Средние века, когда политическая жизнь пришла в упадок сравнительно с тем состоянием, до какого она дошла в Древнем Риме, государственные имущества, главным образом земли, служили почти единственным источником для покрытия несложных государственных потребностей той эпохи[2].Но государственные имущества в то время совпадали с государственными, т.е. с личными имениями государей. Феодальный политический строй еще более усилил значение земель. С землевладением соединялись всевозможные права суда и управления. Короли были полными властелинами только над принадлежавшими им лично землями; в землях же, которые получали вассалы, эти последние имели большинство прав. Королевские имения назывались доменами. Доходы от доменов служили главным источником для покрытия как личных расходов королей, так и таких, которые носили чисто государственный характер.


В феодальную эпоху, при господстве в государственном строе частноправовых начал, не было правильных налогов, и те, которые существовали, носили чрезвычайный характер. Феодализм особенно упрочился и держался долго в германских государствах. В этом отношении Германия сильно отстала от Франции и Англии, гораздо ранее сложившихся в целые политические тела и развивавших правильное податное хозяйство. Вследствие этого в хозяйстве германских государств домены гораздо дольше сохранили преобладающее значение. Когда к концу XVII века, возрастание государственных расходов потребовало усиление средств к их покрытию, в германских государствах главным путем к достижению этого представлялось усиление доходности домен, которые здесь назывались также камеральными имуществами. Германские государи стали обращать серьезное внимание на рациональную эксплуатацию своих домен и заботились об образовании для них сведущих администраторов.

История знает также много примеров увеличений государственных имуществ через обращение в таковые имуществ царствующих династий, путем конфискации имуществ духовенства и церквей, посредством покупок и т.д. Несмотря на такие увеличения, происходила заметное сокращение государственных имуществ. Таким образом, значение государственного имущества может быть двоякое: оно является доходной частью статей государственного бюджета и может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей.

Российская дореволюционная правовая доктрина разделяла государственные имущества на три вида: общественные, казенные и камеральные, или удельные. Это разделение было заимствовано из французского права, где имущество различалось на общественное и государственное, и от обоих видов отличалось имущество, присвоенное короне. Общественным имуществом называлось то, которое находится в общем пользовании, например дороги, реки. Оно по преимуществу имеет государственный характер, ибо составляет принадлежность общества, как единого целого. Напротив, казенное имущество – то, которое принадлежит казне в качестве юридического лица. И здесь можно различать имущество, служащее для известного употребления, например, дома, а также движимое имущество разного рода, которое приписывается к определенным учреждениям и имущество, приносящее доход. Наконец, камеральное имущество есть государственное имущество, обращенное на расходы главы государства и его дома. От него отличается частное имущество тех же лиц. В Средние века, как отмечалось выше, государственное имущество и частное имущество князя вовсе не отличались, или, лучше сказать, было одно только частное имущество князей. Из него производились все общественные расходы. Но зачастую этого было недостаточно, то князья вынуждены были прибегать к податям, чего не могли делать без согласия чинов, которые, давая согласие, иногда сохраняли за собой право заведовать производимыми из них расходами. Отсюда в некоторых государствах образовалась двоякого рода казана: камеральная, находящаяся в распоряжении князя, и податная, состоявшая под контролем и даже в управлении чинов.


В соответствии с советской политико-правовой доктриной государственная собственность являлась всенародным достоянием, а советское государство – единым и единственным носителем (субъектом) права государственной собственности. Правовые основы состояния и управления государственной собственностью были заложены в советских конституциях. Так, согласно ст.15 Конституция РСФСР 1925г. вся земля, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляли собственность рабоче-крестьянского государства на основах, определяемых особыми законами СССР и РСФСР. Аналогичные предложения сохранились в последующих Конституциях Союза и РСФСР[3].

В доперестроечный период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя, с которым само не могло справиться. В руках государства было сосредоточено около 90 процентов основных производственных фондов страны. Государственная собственность оказалась обюрокраченной и оказененной, недостаточно восприимчивой к достижениям научно-технической революции. Ныне полным ходом идет процесс приватизации, т.е. передачи государственной и муниципальной собственности в частную собственность юридических и физических лиц. По замыслам проводников политики приватизации, в результате должно произойти воссоединение средств производства с работниками производства, а собственность обретет свое подлинное содержание, основанное на строгом различении «моего» и «твоего».

Широкомасштабных целей, которые перед нею ставились, достичь пока не удалось. Продолжается спад общественного производства, обнищание народа, разрушение хозяйственных связей. Собственность постепенно концентрируется в руках немногих, представляющих далеко не лучшую часть общества. В невиданных размерах происходит утечка капиталов за рубеж. Акционирование предприятий, на которое возлагались такие надежды, далеко не во всех случаях привело к превращению трудовых коллективов в подлинных хозяев производства и притоку инвестиций.

В ходе проведения приватизации были допущены серьезные просчеты и прямые злоупотребления, что вынуждены признавать даже самые ревностные ее сторонники. Накопленный опыт приводит к выводу, что нормальное функционирование общества возможно лишь на началах здоровой конкуренции различных форм собственности, каждая из которых должна доказывать свою жизнеспособность на конкретных участках приложения труда и капитала.