Файл: Построение организационных структур (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Управление современной компанией в жестких рыночных условиях требует особого мастерства от руководства: слаженной работы всей команды менеджеров и своевременного принятия качественных управленческих решений. Все это позволит сохранить ресурсы компании и направить их не на минимизацию негативного воздействия внешней среды, а на обеспечение конкурентного преимущества.

Именно поэтому молодые компании за счет большей маневренности, слаженности работы команды, внедрения новых технологий иногда обходят даже признанных лидеров, потерявших способность к оперативной адаптации к изменениям рынка.

В связи с этим руководители российских компаний начали проявлять активный интерес к организационному управлению,  обеспечивающему в итоге необходимую маневренность и гибкость при руководстве.

«При образовании любой хозяйственной системы предполагается, что на начальном этапе ее цели и структура согласованы. В процессе функционирования, под действием целого ряда факторов внешней и внутренней среды организационная структура перестает соответствовать целям, т.к. она не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям. А значит, снижается эффективность деятельности системы» [3, с. 128].

В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, направленные на оценку эффективности организационных структур.

Целью данной работы является изучение теоретических основ организационных структур и практическое исследование на примере действующего предприятия.

Для достижения поставленной цели был очерчен круг задач:

1) Раскрыть теоретические основы организационных структур предприятия:

– сущность и роль в управлении организацией;

– особенности проектирования и оценка эффективности;

2) Провести анализ эффективности организационной структуры предприятия ООО «Милана».

3) Раскрыть практическую разработку организационной структуры для исследуемого предприятия.

Объект исследования: предприятие индустрии гостеприимства ООО «Милана».

Предмет исследования: организационная структура предприятия ООО «Милана».

Теоретико-методологическую основу настоящей работы составляют следующие методы:

1) Системный анализ (раскрытие целостности объекта исследования и реализации данного проекта), посредством мониторинга, сравнения, выбора наиболее оптимальных способов при достижении цели: метод дерева целей, метод экспертных оценок, метод коллективного блокнота.


2) Метод институционального анализа (рассмотрение конкретной определенной сферы деятельности), посредством всестороннего изучения на основе имеющихся информационных сведений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и роль организационной структуры в управлении предпринимательской деятельностью

С ростом количества людей в организации возникает необходимость разделении работ для повышения эффективности труда и объединении людей для повышения эффективности управления. Для того, чтобы организовать деятельность компании необходимо создать некоторую структуру.

Организационной структурой управления называют внутреннее устройство системы управления, которое обычно описывается совокупностью организационных единиц (подразделений и должностей) и взаимоотношениями между ними.

«Под организационнойструктура управления понимается состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления» [2]. 

Структура управления определяется составляющими ее звеньями и иерархическими ступенями управления. Структура должна обеспечивать единство устойчивых связей между его составляющими и надежное функционирование системы в целом.

Определим основные элементы организационной структуры.

  Звено управления - обособленное подразделение со строго очерченными функциями. В качестве звена управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К понятию звено относят также и руководителей.


  Ступень управления - это совокупность звеньев, находящихся на определенном уровне иерархии управления.  

Рассматриваемое понятие является абстрактным (оргструктуры никто никогда не видел), одним из срезов, способов моделирования организации.

Организационная структура может сформироваться стихийно или быть жестко задана, но в каждой организации она присутствует. Структура организации задает бизнес-процессы и влияет на эффективность работы организации.

Существуют следующие основные виды организационных структур:

– линейная: основывается на разделении организации на взаимосвязанные отделы по численности, по времени, территории, природным факторам;

– линейно-штабная — разделение организации на взаимосвязанные отделы в зависимости не только от численности, но и от особенностей реализуемых проектов;

– функциональная: подразумевает разделение организации на взаимосвязанные отделы в зависимости от реализуемой организационной функции;

– дивизионная: разделение организации на относительно независимые подразделения, имеющие собственный центр управления и работающие либо на разных территориях, либо с разными услугами и продуктами.

«Основные параметры эффективности выбранной модели зависят от следующих параметров:

а) комплексность – упор на специализацию работ;

б) централизация – акцент на полномочия и ответственность;

в) высокая степень формализации – основой управления служат функции» [7, с.11].

К современным организационным структурам управления предъявляется ряд объективных и универсальных требований, обусловленных общеэкономическими и организационными факторами и условиями, соблюдение которых позволяет эффективно функционировать организации:

– соответствие целям и задачам организации, следовательно, подчинение производству и его потребностям;

– оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее специализацию, творческий характер работы и нормальную нагрузку;

– взаимосвязь каждого работника, наделенного полномочиями и ответственностью, и органа управления с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними;

– надежность, т.е. структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажения управляющих команд, обеспечивать бесперебойную связь в системе управления;

– адаптивность и гибкость в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды (расширение зоны туристского обслуживания, учет изменения вкусов и потребностей потребителей и др.).


Таким образом, главной целью организационной структуры является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы.

При этом, ключевой фигурой является руководитель - человек, отвечающий за все, что происходит в компании.«Если же говорить о сложностях в работе именно менеджера, то их может охарактеризовать такой факт: около 80% времени данного сотрудника занимают коммуникации:

– общение с участниками команды;

– переписка с контрагентами;

– согласование различных вопросов с руководителями структурных подразделений;

– предоставление отчетности вышестоящему начальству;

– участие в собраниях, совещаниях, внутрикорпоративных конференциях;

– телефонные переговоры и многое другое.

Главная сложность при этом – добиться сочетания соответствующих личностных и профессиональных качеств. Успешное выполнение данной части работы – залог того, что оставшиеся 20% времени не будут потрачены впустую» [11].

1.2. Особенности построения организационных структур

Структурные преобразования, как правило, проводятся при переходе организации на новую стадию развития:

– стадия становления — организация небольшая, производит какой-то один вид услуг; на начальном этапе функционирования здесь формируется централизованная функциональная структура, причем высшим уровнем руководства является ее основатель, которому непосредственно подчиняются и производство, и наиболее важные функциональные звенья (например, отдел продаж и планово-экономический отдел);

– стадия роста — укрупнение организации сопровождается усилением процессов разделения функций и работ. Это приводит к образованию новых подразделений и служб, т.е. происходит переход к более сложной структуре управления. Новым подразделениям и службам, выполняющим узкий круг работ, делегируются полномочия по принятию оперативных решений, но одновременно усиливается контроль за их деятельностью путем установления правил, процедур, инструкций, нормативов;

– стадия зрелости — увеличение числа потребителей или расширение охвата географического туристского рынка заставляет средние и крупные туристские организации активно менять свои структуры, создавая относительно самостоятельные подразделения, специализирующиеся на определенных видах услуг, рынках или регионах.


Общее представление о процессе проектирования организационной структуры хорошо описал Г.Минцберг:

«Именно в процессе группирования организационных единиц устанавливается система формальных полномочий и строится иерархия организации. Органиграмма графически отображает организационную иерархию – то есть результаты группирования, которое рассматривается как процесс последовательного образования кластеров, разбиения на группы. Отдельные должностные позиции группируются в кластеры первого порядка, или организационные единицы; те в свою очередь группируются в более крупные кластеры или единицы и т. д. до тех пор, пока последний кластер самого высокого порядка не охватит всю организацию. Например, солдат группируют в отделения, отделения – во взводы, взводы – в роты, роты – в батальоны. Затем образуются полки, бригады, дивизии и, наконец, армии» [6, с.11.].

Рассмотрим процесс проектирования организационной структуры, он состоит из следующих этапов:

– начальный этап — постановка задачи создания такой структуры управления, которая будет наиболее полно отражать цели и задачи организации и позволит ей наилучшим образом взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия работников;

– анализ организационных структур, позволяющий установить соответствие существующей структуры современным требованиям;

– оценка рациональности и эффективности существующей структуры;

– проектирование организационных структур с использованием таких методов, как метод аналогий (использование опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях), экспертный метод (изучение предложений экспертов-специалистов), метод структурирования целей (разработка системы целей и ее совмещение с разрабатываемой структурой), организационное моделирование (разработка формализованных математических, графических или компьютерных описаний распределения полномочий и ответственности в организации);

Развитие  методов проектирования структур управления позволяет совершенствовать управление и повышать эффективность производства, так как:

– в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

– в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Создание автоматизированных систем управления часто рассматривается в отрыве от улучшения структуры управления;