Файл: ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ НДС (Экономическая сущность налога на добавленную стоимость).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налогом на добавленную стоимость называют федеральный косвенный налог, установленный и регулируемый главой 21 Налогового Кодекса РФ. Федеральным он является вследствие полного его распределения в государственный бюджет, а косвенным его называют по причине независимости от доходов налогоплательщика напрямую (например, для компаний – подобно налогу на прибыль, для частного лица – подоходному налогу), то есть НДС есть своего рода надбавка к стоимости работы, услуги или товара. Согласно общему требованию Налогового Кодекса, НДС должен быть оплачен в бюджет всеми организациями, работающими по общей системе налогообложения. Главой 21 НК РФ, статьями 154 – 162.2, рассмотрена специфика определения налоговой базы для различных прецедентов, в том числе для новых регионов РФ – Крыма и Севастополя.

НДС является федеральным налогом, взимающимся на всей территории страны, это основа пополнения налоговых поступлений, формирующих федеральный бюджет. НДС обязателен для всех участников рынка, кроме льготников и обособленных освобождающихся. Он является видом изъятия в бюджет доли, производимой в процессе производства добавленной стоимости, определяемой как разница между стоимостью реализуемых работ, услуг и товаров, и материальных затрат, зачисляемых на издержки обращения и производства. В процессе использования начисления НДС, государство взимает часть дохода на каждой из стадий производственного цикла, при этом итоговый доход, получаемый государством, не зависит от численности промежуточных производителей. Налог на добавленную стоимость является весомым ресурсом пополнения доходов бюджета, поэтому велико его фискальное значение. В федеральном бюджете около 50% доходов приходится на косвенные налоги, это означает серьезную зависимость его от полных и своевременных поступлений данных налогов. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность избранной темы.

Целью данной курсовой работы является изучение первичных документов по налоговому учету НДС.

Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках настоящего исследования решение следующих задач:

-определить экономическую сущность НДС и его роль в налоговой системе страны;

-изучить основные первичные документы налогового учета;

-рассмотреть порядок проведения налогового учета объектов, облагаемых НДС, на основе первичных документов.


Объектом исследования является налог на добавленную стоимость.

Предмет исследования: первичные документы в налоговом учете НДС.

Теоретическую базу исследования составили труды классиков по проблемам косвенного налогообложения, работы отечественных экономистов в области теории и практики налогообложения добавленной стоимости, а также положения Налогового кодекса Российской Федерации, законодательные и нормативные акты.

В качестве методологической базы исследования использовались общенаучные методы экономического анализа, экономико-статистические методы.

Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной налоговой службы России, Министерства финансов РФ, Федеральной службы государственной статистики.

Структура исследования включает введение, две главы, содержащие 5 параграфов, заключение и список использованной литературы.

1. Экономическая сущность налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

В настоящее время НДС – один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг[1].

НДС выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция заключается в существенном пополнении бюджета государства, учитывая простоту взимания и устойчивость базы обложения.

НДС стимулирует производственное накопление и способствует усилению контроля над сроками продвижения товаров и их качеством – в этом проявляется его регулирующая функция.


Место НДС в системе налогов России весьма значительно.

НДС очень эффективно пополняет государственный бюджет, т.к. является довольно высоким дополнительным платежом, входящим в конечную стоимость практически всех товаров. Доля поступлений от данного налога постоянно растет.

Особенность косвенных налогов в том, что их уплата ложится на плечи покупателей, или потребителей.

Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.

Среди форм косвенного налогообложения одна из наиболее важных – налогообложение добавленной стоимости.

Косвенные налоги обычно вводят государства, испытывающие возрастающие потребности в доходах бюджета.

Современные национальные налоговые системы, как известно, сочетают прямые и косвенные налоги. В одних государствах больше прямых налогов, а в других – косвенных. Замечено, что чем ниже уровень экономического развития государства, тем большую долю доходов государство получает от косвенных налогов. И наоборот, чем выше этот уровень, тем значительнее роль прямых налогов в налоговой системе страны[2].

НДС является универсальным косвенным налогом, т.к. им облагается весь товарооборот как на внутреннем рынке, так и на внешнем.

Его перечисляют в доходы бюджета все производители и продавцы.

Разность между общей суммой НДС за проданные товары и общей суммой НДС за купленные товары в счетах-фактурах равна задолженности по НДС в течение любого налогового периода.

НДС с фискальной точки зрения не имеет главных недостатков других косвенных налогов, при этом сохраняет их достоинства.

Перечислим аргументы в пользу целесообразности введения НДС в налоговую систему страны с переходной экономикой.

-НДС для государства – стабильный источник дохода, т.к. начинает поступать в бюджет, ещё не дойдя до конечного потребителя.

-Налоговая база НДС достаточно обширна. Объектом обложения являются все товары (работы, услуги) у всех налогоплательщиков.

-НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок[3].

Уменьшение численности населения и снижение уровня его жизни будут являться факторами сокращения сумм налога, поступающих в бюджет. В период экономического подъема создаются благоприятные условия для повышения цен, поэтому растут суммы налога, поступающие в доход бюджета.


-Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость.

-Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения.

В результате этого доля налога в конечной цене любого конкретного товара остается неизменной независимо от количества пройденных им промежуточных этапов. Это позволяет точно установить и учесть налоговую составляющую в цене товара, что имеет особое значение при экспорте, когда любой невозмещенный налог ставит экспортера в невыгодное положение по сравнению с конкурентами из стран с более благоприятной налоговой системой. При этом на внутреннем рынке не наблюдается ущемления малых предприятий по сравнению с крупными производственными комплексами в части налогообложения их товарооборота.

-К достоинствам НДС относится выгода для налогоплательщика, возникающая в результате увеличения той денежной суммы, которую он получает от покупателей товаров (работ, услуг). Эта выгода тем больше, чем продолжительнее период между фактическим поступлением налоговых платежей на счет производителя или продавца и сроком их перечисления в бюджет. Так как эти сроки не совпадают, то у производителя имеется возможность временно на безвозмездной основе распоряжаться денежными средствами в течение некоторого периода.

-Достоинством налога является его фискальная эффективность, сложность для конечного плательщика налога уклониться от уплаты. Взимание подоходного налога с физических лиц вызывает недовольство со стороны населения, поскольку изымает в бюджет часть полученного дохода. Сумма налога изымается государством сразу пропорционально полученному доходу. В случае же взимания НДС потребитель товара уплачивает сумму налога в момент приобретения товара. Следовательно, налог уплачивается только с той части дохода, которая тратится на потребление, но не взимается со сберегаемой части дохода. Поскольку товары (работы, услуги) потребитель приобретает тогда, когда у него имеются денежные средства, то и налог уплачивается обязательно.


-НДС позволяет государству регулировать потребление тех или иных благ; изменяя ставку налога на тот или иной товар (работу, услугу), государство увеличивает или уменьшает их цену, что приводит к изменению структуры потребления.

-Поскольку налогом облагается непосредственный вклад организации или предпринимателя в рыночную стоимость товара (работы, услуги), то он позволяет избежать многократного налогообложения затрат на производство и реализацию, без чего не обходится обложение налогом с оборота.

Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.

2. Характеристика первичных документов по учету налога на добавленную стоимость

В настоящее время для учета НДС необходимы следующие документы:

• счета-фактуры, заполненные в порядке установленном НК РФ;

• журналы учета счетов-фактур;

• книги продаж и покупок;

• первичные учетные документы, в которых НДС выделяется отдельной суммой (накладные, акты приемки-сдачи работ и т.п.);

• специальные дополнительные расчеты по отдельным операциям (бухгал­терская справка);

• бухгалтерские регистры.

Налоговые декларации по НДС составляются на основании книг покупок и книг продаж, а также данных бухгалтерского учета налогоплательщика.

2.1 Счета-фактуры – основные первичные документы налогового учета

Счета-фактуры являются основными первичными документами налогового учета. Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и продаж являются сводными налоговыми документами.

Порядку составления счетов-фактур посвящена ст. 169 НК РФ.

Счета-фактуры обязаны составлять все плательщики НДС. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• лица, признанные налогоплательщиками в связи с перемещением това­ров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Счета-фактуры составляются при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения[4].