Файл: Оказание финансовой помощи Группой Всемирного Банка (Искоренение крайней бедности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всемирный банк осуществляет финансовую поддержку в форме грантов. Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты МАР, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

  • облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности;
  • повышение эффективности служб канализации и водоснабжения;
  • поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия;
  • борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;
  • поддержка организаций гражданского общества;
  • создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов [1, c.52].

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны.

Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Группы Всемирного банка.

За общую операционную деятельность Группы Всемирного банка отвечают, в соответствии с полномочиями, которыми их наделяет Совет управляющих, 25 исполнительных директоров, представляющих 188 государств-членов Всемирного банка. В состав Всемирного банка входят Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР). Исполнительные директора выбирают Президента, который занимает пост Председателя Совета. Срок полномочий действующего состава Совета – с ноября 2014 года по октябрь 2016 года [15].

Исполнительные директора играют важную роль в руководстве общей операционной деятельностью и в определении стратегических направлений работы всей Группы Всемирного банка, а также представляют позиции государств-членов относительно роли Банка. Они рассматривают предложения Президента в отношении займов, кредитов, грантов и гарантий МБРР и МАР, новой политики, административного бюджета и иных оперативных и финансовых вопросов, и принимают решения по этим предложениям. Они также обсуждают стратегии партнерства со странами – ключевой инструмент, посредством которого руководство и Совет директоров анализируют и определяют меры поддержки, оказываемой Группой Всемирного банка программам развития стран. Кроме того, исполнительные директора отвечают за вынесение на рассмотрение Совета управляющих результатов аудиторской проверки финансовой отчетности, административного бюджета и Годового отчета о результатах деятельности Всемирного Банка за финансовый год [6, c.4].


Исполнительные директора являются членами одного или нескольких постоянных комитетов: Ревизионного комитета, Бюджетного комитета, Комитета по вопросам эффективности деятельности в области развития, Комитета по управлению и административным вопросам и Комитета по кадровой политике. Эти комитеты помогают Совету в выполнении его надзорных функций посредством углубленного анализа политики и практики. Заседания Координационного комитета исполнительных директоров созываются раз в два месяца для обсуждения стратегической программы работы Совета.

Директора периодически совершают поездки в страны-члены для получения из первых рук сведений об экономических и социальных проблемах той или иной страны, посещения мест реализации проектов, финансируемых МБРР и МАР, а также для обсуждения с государственными должностными лицами их оценки сотрудничества с Группой Всемирного банка. В 2016 году директора посетили Бангладеш, Вьетнам, Индию, Индонезию, Демократическую Республику Конго, Мавританию, Сенегал, Филиппины и Шри-Ланку [17].

Они также посетили сирийских беженцев и приютившие их общины в Иордании и Ливане.

Совет через свои комитеты регулярно участвует в обсуждении вопросов эффективности деятельности МБРР и МАР с независимым Инспекционным советом и Группой независимой оценки, которые отчитываются непосредственно перед Советом.

В числе основных итогов деятельности комитетов – работа Ревизионного комитета над рядом предложений, касающихся наращивания финансового потенциала МБРР, МАР и MIGA, а также управления финансовыми и иными рисками, с которыми сталкивается Группа Всемирного банка. Бюджетный комитет помог успешно внедрить новый бюджетный процесс («W-процесс») и провести анализ расходов Группы Банка, а также дал указания относительно ее финансовой устойчивости [6, c.4].

В центре внимания Комитета по вопросам эффективности деятельности в области развития находились вопросы, касающиеся стратегических направлений деятельности Группы Всемирного Банка и качества и результатов операций, осуществляемых при поддержке Банка, в том числе модернизация Основ социально-экологической политики Всемирного банка, внешние обзоры Группы независимой оценки, План действий Группы Всемирного Банка в сфере лесного хозяйства и Ретроспективный анализ финансирования операций в поддержку политики развития [19].

Комитет по управлению и административным вопросам сосредоточился на обсуждении вопросов разработки динамической формулы долевого участия в акционерном капитале Банка по итогам проведенного в 2015 году пересмотра структуры долевого участия. Комитет по кадровой политике рассматривал различные меры, связанные с кадровой стратегией Группы Банка, в том числе вопросы профессионального роста сотрудников и продвижения по службе, финансовой помощи, структуры трудовых договоров, найма сотрудников на условиях краткосрочных договоров, стратегического кадрового планирования, а также диверсификации и интеграции персонала [5, c.4].


В центре внимания Совета находится оказание Банку помощи в достижении целей сокращения крайней бедности и содействия обеспечению общего благосостояния на устойчивой основе.

В течение 2016 финансового года Совет решал эту задачу, в частности, путем выработки, совместно с руководством, средне- и долгосрочной концепции роли Группы Всемирного банка в условиях изменения глобального контекста развития – соответствующее поручение было дано Советом управляющих в рамках проведенного в 2015 году пересмотра долевого участия в акционерном капитале Банка [19].

Оказывая помощь Банку, Совет опирается и на сотрудничество с партнерами в рамках Всемирного саммита по гуманитарным вопросам, 21-й сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК), Саммита Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию 2015 года, процессов финансирования развития, пополнения ресурсов МАР и достижения Целей в области устойчивого развития. В рамках дискуссии обсуждались перемены, уже происшедшие в Банке, и дальнейшие изменения, которые можно было бы в нем осуществить с тем, чтобы он и далее оставался одним из ведущих учреждений, занимающихся вопросами глобального развития; кроме того, обсуждались способы упрочения финансового положения Банка [9, c.11].

Контролируя и направляя деятельность руководства по достижению целей Банка, Совет применяет различные подходы. В 2016 финансовом году Совет обсуждал различные темы, имеющие важное значение для операционной деятельности Банка, в частности, вынужденное переселение; последствия низких цен на нефть для мировой экономики; пробелы в данных о развитии; управление переходом к устойчивой энергетике, обеспечивающим достижение целей в области экономического роста, сокращения бедности и противодействия изменению климата; всесторонний учет вопросов управления риском стихийных бедствий; цели в области развития в эпоху демографических сдвигов; глобальные аспекты обеспеченности жильем; влияние туризма на развитие; всеобщий охват финансовыми услугами; деятельность государственных предприятий; незаконные финансовые потоки; а также факторы уязвимости государственного долга стран с низким уровнем дохода.

1.3. Членство Российской Федерации в Группе Всемирного Банка


Российская Федерация вступила в Группу Всемирного банка 16 июня 1992 года, став соответственно членом входящих в его структуру Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Международного агентства по инвестиционным гарантиям (МАГИ). Доля нашей страны в капитале этих организаций - порядка 3% (так, например, в МБРР она составляет 2,98% (в 2014 г. Россия оформила дополнительную подписку на 6651 акцию в рамках выборочного пополнения капитала и на 14023 акции в рамках общего пополнения капитала на сумму 150 млн. долларов), в МФК – 4,1% (владеет акциями на 102,8 млн. долларов), в МАГИ – 3,13%). В настоящее время Россия перешла из категории заемщиков Всемирного банка в категорию его партнеров как по вопросам социально-экономического развития России, так и в решении мировых проблем борьбы с бедностью, списания задолженности беднейших стран и защиты окружающей среды [14, c.646].

Управляющим от Российской Федерации во Всемирном банке является Министр финансов А.Г.Силуанов. Исполнительный директор от России в МБРР и МАГИ – А.С.Лушин [16].

Российская Федерация начала привлекать финансовые ресурсы МБРР с 1992 г. За это время Банк одобрил предоставление России заемных средств на финансирование более 70 проектов в различных отраслях на общую сумму свыше 10,5 млрд. долл.

20 декабря 2011 года Советом директоров Банка была одобрена Стратегия сотрудничества (Country Partnership Strategy, CPS) Банка с Россией на 2012-2016 финансовые годы (финансовый год Банка начинается 1 июля предшествующего календарного года). Приоритеты стратегии были согласованы с Правительством Российской Федерации. Они включали решение задач развития страны, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, а также повышение международной роли России в области регионального и глобального развития. Индикативный объем кредитования России со стороны Банка на срок действия стратегии определен на уровне 5 млрд. долл.

В 2011-2012 гг. Всемирный банк приступил к финансированию трёх совместных проектов – по сохранению и использованию культурного наследия России с Администрацией Новгородской области (100 млн. долл. сроком на 17 лет с отсрочкой выплат на 6 лет), по повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации (сумма обязательств – 25 млн. долл.) и по реформированию лесоуправления и мерам по борьбе с лесными пожарами в России (сумма обязательств – 40 млн. долл.). В 2013-2014 гг. началось финансирование проектов: «Содействие раскрытию потенциала молодежи Северного Кавказа» (сумма обязательств – 1 млн. долл.), «Модернизация технического перевооружения учреждений и организаций РОСГИДРОМЕТА (РОСГИДРОМЕТ-2)» (сумма обязательств – 60 млн. долл.), «Развитие микрофинансирования» (сумма обязательств - 20 млн. долл.), «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации» (сумма обязательств – 50 млн. долл.) [14, c.647].


С июля 2014 г. Россия не получает нового финансирования со стороны Всемирного банка в связи с санкциями, наложенными странами «Группы семи». Новая стратегия сотрудничества, разработанная сотрудниками Банка в 2015 г., также пока не выносится на рассмотрение Совета директоров [13, c.11].

В настоящее время в портфеле действующих проектов Российской Федерации находятся лишь 9 проектов на общую сумму заимствований в 696,1 млн. долл. США. В то же время Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации в ВБ состоит из 18 проектов на общую сумму более 2,5 млрд. долл. США.

Из 9 новых, но пока не профинансированных проектов, в высокой степени готовности (проведены официальные переговоры/технические консультации между Российской Федерацией и МБРР, получено одобрение Правительства Российской Федерации результатов переговоров по проектам) находятся 6 проектов Российской Федерации: «Инновационное развитие дошкольного образования в Республике Саха (Якутия)» (заем со стороны Банка - 117,7 млн. долл. США), «Развитие единой государственной системы экологического мониторинга» (50 млн. долл.), «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» (330 млн. долл.), «Вовлечение в регулярные занятия физкультурой и спортом социально-незащищенных слоев населения» (70 млн. долл.), «Дополнительное финансирование проекта «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» (200 млн. долл.) и «Программа по совершенствованию городских транспортных систем в Российской Федерации» (117,5 млн. долл.) [2, c.80].

Следующим этапом, предусмотренным проектным циклом МБРР, необходимым для запуска указанных проектов, должно было стать их рассмотрение и одобрение на Совете директоров Банка.

Планировалось, что данное рассмотрение состоится не позднее сентября 2014 г. Однако до настоящего времени проекты не были вынесены на Совет в связи с объявленной позицией стран «Группы семи» не поддерживать деятельность Банка в России, «мотивированной» ими ситуацией вокруг Украины [14, c.650].

Работа по еще трем проектом, находившимся на начальной стадии готовности, была полностью приостановлена: «Содействие созданию и развитию ОЭЗ в Российской Федерации» (планировавшийся заем в Банке на сумму 132 млн. долл. США), «Финансирование инфраструктурных проектов в России через Внешэкономбанк» (300 млн. долл.) и «Финансирование энергоэффективных проектов в России через Внешэкономбанк» (500 млн. долл.). Тем не менее, к настоящему времени накоплен богатый опыт оказания Всемирным банком технического содействия России в сферах энергоэффективности, развития государственно-частного партнерства, в области занятости, в вопросах антикризисной политики и т.д. Всего с 1992 г. было осуществлено более 40 крупных проектов технического содействия, а число конечных его получателей – предприятий и организаций – превысило 9 тыс. Россия поддерживает диалог и с другими членами группы Всемирного банка – МФК, МАГИ и МАР, которые ориентированы на развитие частного сектора и осуществляют свои операции без предоставления суверенных гарантий. До недавнего времени Россия являлась одним из крупнейших клиентов указанных институтов [15].