Файл: Урок как основная организационная форма обучения (Система уроков по теме).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
1.3. Подготовка учителя к уроку.
Одной из самых важных задач учителя – разработка сценария учебного процесса (урока). Продумывание содержания учебного материала будущего урока помогает учителю проектировать его изучение таким образом, чтобы охватить все стороны учебно – воспитательного процесса.[3,103]
Успешное проведение урока требует от учителя постоянной, непрерывной, глубокой и всесторонней подготовки.
«Учитель, — говорил В. А. Сухомлинский,—готовится к хорошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», «Урок—это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» .[20,т.2,451]
Любая деятельность начинается с подготовительного этапа, иначе говоря, урок сначала «рождается» в мыслях учителя и только потом реализовуется на практике, анализируется, совершенствуется. В целом учитель готовится к проведении уроков в два этапа. Первый этап – общая подготовка к преподаванию предмета – охватывает обработку научной литературы к соответствующим темам и знакомство с современным приобретением педагогической науки. Второй этап – это непосредственная подготовка к проведению конкретного урока или системы уроков в рамках темы или раздела.
Если раньше, когда в учебном процессе преобладал традиционный, четко регламентированный (как правило, комбинированный) урок, достаточно было говорить о планировании и подготовку к уроку, то сегодня, что характеризуется технологическими подходами ко всем составляющим процесса обучения, требует от учителя именно проектирования. Это даст возможность перейти от свободных, хаотичных действий к последовательным, научно доказанным, системной, логически мотивированной деятельности. [9,144]
Педагогическое проектирование конкретного урока складывается из трех последовательных этапов:
- Моделирование урока;
- Создание проекта урока;
- Конструирование урока.
Моделирование урока. На этом этапе учитель создает условную модель, можно сказать «версию», концепцию урока. Для этого необходимо:
- четко определить место урока и в содержательном, и в методическом аспекте в рамках учебного курса, раздела, темы;
- определив тему урока как обобщающего его содержания, сформулировать общую цель изучения этого материала;
- отобрать из обработанной методической литературы, собственного опыта педагогической идеи, использование которых обеспечит достижение поставленной цели наиболее рациональным путем;
- определить тип и общую форму проведения урока;
- определить необходимую базу, перечень информационных источников и наочности.
Создание проекта урока. Проект урока представляет собой записанную на бумаге структуру педагогического процесса соответственно с определенной целью.
Урок как педагогическую систему определяют его задачи, главные из которых на сегодня связаны в первую очередь, с развитием личности.
Наиболее важным элементом этой работы является раздел главной цели на составляющие – задания урока. Для того чтобы четко их сформулировать, необходимо представить все те простые действия, последовательность исполнения которых даст возможность достичь цели.
Исходя из того, каким образом эти учебные задания будут реализовываться, нужно сформулировать и воспитательные, и развивающие задания.
Традиционно важным компонентом подготовки к уроку является обработка основной части материала (выбор главного, последовательность и формы преподавания). Логичным есть одновременное определение и методов, приемов работы учеников с элементами содержания учебного материала. На этом этапе учителю кстати иметь под рукой собственную картотеку с их описанием.[4,37-38]
Конструирование урока. Так называемый конструктор урока(записанная на бумаге последовательность действий всех участников учебного процесса) может иметь вид плана урока, конспекта, сценария. Обязательными элементами конструктора урока является четко сформулированная цель задания, тип и форма проведения урока, выделенные этапы (структурные элементы) учебной деятельности, домашнее задание. Обязательным элементом работы над проектом является его доработка после проведения занятия на практике – внесение определенных коррективов «свежими следами», исправления методических ошибок, устранение проблемных ситуаций. Это дает возможность в будущем провести урок по этой теме более эффективно, способствует приобретению опыта в проектировании других уроков. Подготовка учителя к уроку предполагает два вида планирования.
Тематическое планирование—это планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал этой темы на небольшие части - уроки, определяет образовательные и воспитательные задачи темы в целом, намечает основные дидактические цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, практических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календарные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и расписанием учебных занятий. Размеченная таким образом программа служит для учителя календарным тематическим планом по предмету.
Поурочное планирование—это планирование одного конкретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи, планирует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Продумывает, как на данном уроке будут реализованы дидактические принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы, и в какой последовательности будут использованы на данном уроке, чем будет характеризоваться познавательная деятельность учащихся, какой будет психологическая и логическая сторона урока, какие технические средства будут использованы на уроке. Учитель намечает оборудование урока, продумывает его организацию: как будет сочетаться фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения материала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке. Важно продумать, как на уроке создать обстановку общей заинтересованности, бодрую атмосферу, позволяющую всему классу и каждому ученику в отдельности осознать и почувствовать творческое содружество, успехи товарищей и свои собственные, пережить радость познания. Необходимо продумать вопрос и о подготовке учащихся к уроку: какие инструменты, счетный или рабочий материал принести, какие провести дома наблюдения, что прочитать заранее и т. п.
В результате намечается развернутый план урока. Форма его произвольная, но, как правило, в нем указывается:
- дата урока и номер его по тематическому плану;
- тема урока;
- основная дидактическая цель, образовательные и воспитательные задачи урока;
- оборудование;
- основные части урока, их последовательность, примерное время на их проведение;
- краткое содержание работы на уроке по изучению нового, по повторению и подготовке к изучению следующих тем;
- методы и приемы учебной работы в каждой части урока;
- имена учащихся, которых нужно спросить по ходу урока;
- домашнее задание.
Выписываются отдельно те записи, которые будут сделаны на доске (в тетрадях). [19,11-27]
Самоанализ урока. Педагогический самоанализ проведенного урока осуществляется по такой ориентированной схеме:
- Дать психолого-педагогическую характеристику класса.
- Охарактеризовать тему данного урока в контексте других тем в системе уроков: сложность ее вообще, затруднения для ее восприятия, понимание, усвоение учениками данного класса.
- Обосновать формулирование цели и заданий урока.
- Обосновать выбор структуры урока. Выделять главный этап урока, сделать его анализ. Показать все этапы урока «работали на главный этап».
- Обосновать выбор методов, приемов и способов обучения учеников.
- Обосновать выбор формы организации занятия, форм поисково-познавательной деятельности.
- Дать анализ собственной управленческой деятельности на уроке.
- Охарактеризовать стиль взаимодействия и общения с учениками.
- Насколько объективными и методично корректными были контроль и оценивание знаний, умений учеников?
- Определить наиболее удачные \ неудачные моменты урока.
- Насколько, по взгляду учителя, на уроке удалось реализовать его цель и задания?
- Какие резервы урока? Как учитель в дальнейшей работе будет развивать положительные качества урока и устранять недочеты?
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.
2.1. Формы организации учебной деятельности.
Каждый урок, как правило, начинается с организации учащихся к предстоящим занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отношение к занятиям. Следует иметь в виду, что по пути в школу или на перемене дети беседуют друг с другом, затевают дискуссии и игры. Из психологии же известно, что психические состояния обладают определенной константностью (устойчивостью). Так, под влиянием затеянной на перемене дискуссии ученик, придя на урок, может продолжать мысленно выискивать аргументы в пользу своих доводов. Равным образом он может продолжительное время находиться под впечатлением только что кончившейся или прерванной игры. С этим необходимо считаться и заботиться о том, чтобы отвлечь учащихся от только что полученных впечатлений, организовать их внимание и создать необходимую настроенность к учебной работе. Для этого обычно используются следующие приемы:
а) войдя в класс, учитель может сделать небольшую паузу, означающую, что учащимся нужно успокоиться, и лишь затем поздороваться с ними;
б) можно сделать тактичное замечание отдельным ученикам и предложить им прекратить нарушение порядка и тишины;
в) иногда полезно напомнить учащимся о каком-то примечательном событии или факте, имевшем место в классе, с тем чтобы отвлечь их от только что полученных впечатлений и настроить на работу;
г) можно использовать и такой прием, когда учитель с целью наведения в классе надлежащего порядка предлагает учащимся обратить внимание на свою посадку и занять правильное положение или же приготовить необходимые для предстоящей работы пособия или тетради и т.д.
Во всех этих случаях успех дела решает собранность и высокие волевые качества учителя, его стремление к порядку и дисциплине. Вместе с тем большое значение имеет доброжелательное отношение учителя к учащимся, его умение проявлять к ним чуткость и педагогический такт. Нужно учитывать, что если учитель неосторожным замечанием расстроит ученика в начале урока, он может возбудить у последнего неприятные переживания и создать негативное отношение к занятиям. [6,405]
Перед началом занятий учителю нужно также предусмотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздражителей, которые могли бы отвлекать учащихся от работы и рассеивать их внимание. Не рекомендуется, в частности, заранее выставлять на столе учебно-наглядные пособия, вывешивать таблицы, схемы и картины. Их нужно показывать только непосредственно перед демонстрацией или же закрывать специальной ширмочкой. Не следует также перед началом занятий делать различные сообщения о предстоящих в школе мероприятиях и т. д. Организация учащихся к занятиям не должна занимать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспособности. Помимо названных выше приемов это достигается также благодаря бодрому и уверенному тону приветствия учителя, его внешней собранности, энергии и четкости даваемых указаний. [19, 11]
После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом.
Нужно, однако, хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Отметим в этом отношении три положения.
Первое — когда ученик предполагает, что он может подвергнуться проверке знаний по пройденному материалу, это, как правило, побуждает его лучше подготовиться к уроку.