Файл: Урок как основная организационная форма обучения (Система уроков по теме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другие — цель урока, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности.

В урок включены содержание материала, методы и формы обучения, методы управления и контроля за учебной деятельностью, технические средства, учебные средства, дидактические материалы для самостоятельной работы, формы организации учебной деятельности учащихся, личность учителя, но являются ли они компонентами урока? Конечно, нет! Так как не является компонентом урока и цель урока. Нельзя согласиться и с утверждением о том, что не существует объективно постоянной структуры урока.

Типологии уроков посвящено много научных работ. На сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:

  • уроки изучения нового учебного материала (1-й тип);
  • уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
  • уроки обобщения и систематизации (3-й тип);
  • комбинированные уроки (4-й тип);
  • уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Урок изучения нового материала.

Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Структура:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию материала или актуализация опорных знаний, умений, представлений.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Объявление темы, цели, заданий урока.
  5. Изучение нового материала (первичное усвоение).
  6. Осмысление новых знаний, умений.
  7. Закрепление, систематизация и обобщение.
  8. Контрольно – корректирующий этап.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Инструктаж выполнения домашнего задания.

Чаще всего таким уроком является вступительный урок курса (темы, раздела), когда он в незначительной мере связан с темой предыдущего урока. Также можно выбрать этот тип в случае, когда содержание материала сложное, объемное, содержит значительное количество новых понятий и положений. [8, 36]


Может использоваться пояснительно – иллюстративный материал. Занятие можно провести в форме беседы, лекции, представляемого путешествия или экскурсии, видеоурока, учебной конференции с подготовленными докладами (сообщениями) учеников. Во время проведения урока можно конспектировать, составлять тезисы, опорные схемы, работать с учебником, картой, справочником и т.д. Главное, чтобы изучение нового материала учениками происходило не пассивно, а в ходе разнообразной активной познавательной деятельности.

Наиболее применимы такие уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, так как именно в средних и старших классах изучается довольно объемистый материал, применяется крупноблочный способ его изучения. Формы такого изучения могут быть самыми разными: лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т.д. [8, 37]

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим:

  1. систематизация и обобщение новых знаний;
  2. повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
  3. применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
  4. формирование умений и навыков;
  5. контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

В большинстве классификаций этот тип урока разбивают на несколько типов:

- уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения;

- уроки комплексного применения знаний, умений и навыков;

- уроки формирования умений и навыков и др.

Видами этого типа уроков являются:

- уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений);

- урок — лабораторная работа;

- урок практических работ;

- урок — экскурсия;

- урок — семинар.[8,40]

Содержание уроков этого типа имеет значительные возможности для большой вариативности заданий и поэтому способствует дифференциации и индивидуальности обучения. Уроки формирования и усовершенствования умений и навыков могут проводиться в виде игр, соревнований, представляемых экспедиций и соединять индивидуальные, фронтальные и групповые методы работы. [13, 25]

Когда на практическую работу отводится целое занятие, то может быть использован такой тип урока, как урок использования знаний, умений и навыков. Структура таких уроков складывается из следующих этапов:


  1. Проверка домашнего задания; коррекция опорных знаний, умений, навыков.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Общий инструктаж, осознание учениками алгоритма действий.
  5. Самостоятельное выполнение учениками задания под контролем и с помощью учителя.
  6. Отчет о выполнении работы. Обобщение и систематизация результатов работы.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.[8,45]

Урок обобщения и систематизации.

Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач — установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение .для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

Структура:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Мотивация учебной деятельности.
  3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
  4. Обобщение и систематизация понятий.
  5. Усвоение ведущих идей и теорий на основе широкой систематизации.
  6. Домашнее задание.

Для систематизации и обобщения выделяются ключевые вопросы соответствующего курса. Внимание обращается на нахождение и раскрытие в уже выявленном материале закономерностей, логично-следственной связи, глубокой сущности процессов и явлений; на переход от отдельных к более широким обобщениям. Нужно обратить внимание на то, что систематизация предвидит определенную форму отражения отдельных фактов в определенной системе взаимосвязей – схема, обобщающая таблица и т.д. Ни в коем случае нельзя считать систематизацией простое воспроизведение отдельных фактов или действий в конце изучения темы. Это будет простое повторение.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков, которые применяются в рамках всех пяти типов уроков.[8, 46-50]

Комбинированный урок (смешанный).

Свое название он получил оттого, что при его проведении сочетаются и как бы смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы, включая сюда работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков и т.д.


На уроках данного типа решается несколько дидактических за­дач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьни­ков (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная воз­будимость), так и особенностью построения новых учебных про­грамм и учебников. В частности, своеобразие учебников матема­тики состоит в том, что они построены поурочно, а главное - на каждом уроке предусматривается проведение работы по несколь­ким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью их повторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением, работа над материалом, готовящим к усвое­нию новых знаний. Структура уроков комбинированного типа может быть такой:

1) проверка домашнего задания,

2) подготовка к усвоению новых знаний,

3) объяснение нового материала,

4) закрепление изучен­ного материала,

5) задание на дом.

Возможно и несколько дру­гое расположение составных частей комбинированного урока. Например:

1) изучение нового материала,

2) закрепление изу­ченного на данном уроке и ранее пройденного,

3) задание на дом,

4) подготовительная работа к изучению новой темы.[1,17]

На уроке комбинированного типа его составные части—по­вторение или проверка, изучение и закрепление нового — по свое­му объему и времени представлены более или менее равномерно.

Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются:

а) организация учащихся к занятиям;

б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке;

в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению;

г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;

д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;

е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.[8,51 – 53]


Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков.

Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть:

  1. устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой);
  2. письменный опрос, диктанты, изложения, и т.д.;
  3. зачетная практическая (лабораторная) работа;
  4. практикумы;
  5. контрольная самостоятельная работа и т.д. [1, 16]

Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.[8,55 – 57]

В чем же состоит сущность и методические основы каждого из этих этапов урока?

Важное значение имеет четкое определение обучающих, развивающих и воспитательных целей урока и каждого его этапа. Учителю необходимо обстоятельно продумать, чему он должен научить школьников, как использовать занятия для развития их мышления, памяти, познавательных способностей и интересов, какие воспитательные задачи он будет решать. Без детального определения целевых установок урока учебные занятия будут носить аморфный характер. [1, 17-18]

1.2. Система уроков по теме.

Классно-урочная система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов уроков. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных уроков, применения которой позволило бы ему обучать детей самоорганизации, умениям и навыкам интеллектуального труда, его научной организации.