Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Управление конфликтной ситуацией).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность, природа и управление конфликтной ситуацией на предприятии
1.1 Понятие конфликта, источники и причины его возникновения
Таблица 1 - Классификация конфликтов
Источники конфликтов также различны:
- недостаточная самостоятельность;
- разные обязанности и так далее.
Управление конфликтами в организации осуществляется при помощи различных методов. К ним относят:
- те, которые основаны на использовании занимаемого руководящего положения;
- те, которые связаны с разделением конфликтующих сторон;
- методы, которые связаны с объединением людей посредством общей деятельности.
Исследуем причины возникновения каждого из конфликтов.
1.2. Управление конфликтной ситуацией
2.1. Конфликтные ситуации в ЗАО «Автомир»
2.2. Методика оценки глубины конфликта
2.3 Конфликты в фирме ЗАО «Автомир» и способы их решения
Список использованной литературы
18. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. 5 издание — СПб.: Питер, 2013, 512 с.
20. Ликсон Чарльз. Конфликт. Семь шагов к миру. — СПб.: Питер, 2012, 160 с.
Содержание:
Введение
Конфликт (лат. сonflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективную деятельность того или иного предприятия обеспечивают выбранная стратегия руководства, конкурентоспособность товаров или услуг, производимых предприятием, квалифицированные сотрудники, а так же эмоциональная ситуация в коллективе. В современном быстроразвивающемся мире появляются новые подходы, взгляды, теории и как следствие непересекающиеся мнения по поводу их применения, из-за которых возникают различные конфликтные ситуации. Это относится и к сфере управления.
Руководитель желает не иметь предпосылок возникновения и эскалации конфликтов, а для этого необходима постоянная работа как внутри групп, так и между группами подчиненных — это один из важных аспектов работы менеджера, так как каждый сотрудник имеет свой характер, темперамент, жизненные ситуации. Основная работа менеджера в данной сфере — это изучение причин возникновения конфликтов и их разрешение.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта, приводящие к ситуации «выигрыш – выигрыш».
Цель данной работы состоит в изучении конфликтных ситуаций, их видов, причин возникновения и путей разрешения.
В работе выдвигаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие конфликта и конфликтной ситуации, основные виды конфликтов и их особенности;
- изучить причины возникновения конфликтов;
- проанализировать основные методы разрешения конфликтов;
- изучить последствия конфликтов;
- проанализировать основные типы конфликтных ситуаций, имеющих место в ЗАО «Автомир» и действующую систему их профилактики и разрешения.
Гипотеза работы: существует взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества в конфликте и конфликтностью испытуемого.
Объект - конфликт как одно из состояний отношений людей.
Предмет – процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; методы изучения педагогического опыта: наблюдение, беседа, анкетирование; эксперимент (констатирующий).
Для написания данной работы была использована учебная литература, периодические издания, материалы справочной системы «Гарант» и Internet.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что предложенные в работе мероприятия по снижению конфликтности в коллективе ЗАО «Автомир» можно использовать для внедрения в реальной деятельности предприятия.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Сущность, природа и управление конфликтной ситуацией на предприятии
1.1 Понятие конфликта, источники и причины его возникновения
Отношения внутри производственного коллектива сказываются на работе всего предприятия. То, как сотрудники относятся друг другу, влияет на их эмоциональное состояние, производительность и так далее. Управление конфликтами на предприятии дело сложное. Необходимо знать своих подчиненных, их психологические особенности, предугадывать их настроения.
Сотрудники любого предприятия много чем отличаются друг от друга. Конечно же, все они по-разному воспринимают то, что происходит вокруг. Различные взгляды на одни и те же события являются явлением вполне естественным, однако не стоит забывать то, что именно с них и начинаются конфликты.
Сущность конфликта заключается в том, что противоположные мнения, позиции, интересы сталкиваются, пытаясь подавить друг друга. Все это приводит к тому, что работа коллектива ухудшается, нормальное взаимодействие исчезает. Управление конфликтами в организации должен взять на себя менеджер. Ситуации, которые могут перерасти в нечто неприятное, он должен предвидеть и пресекать еще до момента их появления. Управление конфликтами в организации – это своего рода искусство, которым, кстати, не так-то просто овладеть.
Сущность конфликта многие отечественные исследователи определяют как столкновение противоположных сторон (сил), но это понятие является слишком широким, так как конфликт — сложное психологическое и общественное явление.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов [2, с. 97—103; 248] в своих работах отмечают, что конфликт — наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
По мнению социолога Льюиса Альфреда Козера [5, с. 36; 37], целью конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.
Чтобы руководитель конкретной организации смог успешно минимизировать возможность появления конфликтов, ему необходимо уметь распознать предконфликтные ситуации — те, в процессе которых сотрудники чувствуют неприязнь друг к другу, но не выражают этого, либо выражают, но без желания нанести ущерб и т. д. Но, чаще всего, подобные ситуации обнаруживаются, когда уже перерастают в полноценные конфликты.
Существует большое разнообразие классификаций конфликтов, каждая из которых верна и неоспорима.
Психологи выделяют пять уровней конфликтов:
- внутри личности;
- между личностями;
- внутри группы;
- между группами;
- внутри организации.
Выделим следующие конфликты (Таблица 1) [3, с. 87—88]
Таблица 1 - Классификация конфликтов
личностный |
психологическое состояние одного определенного человека, которое может привести к плохой работоспособности |
межличностный |
неприязнь между определенными работниками, конфликт между личностью и группой (в случае, если сотрудника «не любит» вся группа, при этом, к данному типу можно отнести непонимание между руководителем и подчиненными); |
групповой |
общая психологическая напряженность в группе |
межгрупповой |
конфликт между группами подчиненных |