Файл: Особенности семейного воспитания (Нормативно – правовое понятие семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

II. Диагностика взаимодействия по представлению детей. Хорошее представление об отношениях и взаимодействии в семье «глазами детей» дают рисунки детей на тему «Моя семья». К этой же группе могут быть отнесены проективные методики типа ТАТ, КАТ, неоконченные предложения, семантический дифференциал, «лесенка», а также опросниковые методики: вариант для детей опросника ВРР, ADOR [27., с.160].

3. Изучение отношений участников взаимодействия.

Это изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определенной степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т.д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаимодействия, тем не менее, оно является очень важным для понимания сути и содержания взаимодействия. Одни методические процедуры, такие как, цветовой тест отношений, методика «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной, могут быть использованы для исследования и детей и родителей[27., с.160].

Другие предполагаются только для детей (методики «Два дома», «СТО», методика Р. Жиля, рисуночные методы) или только для родителей (семантический дифференциал, сочинение «Мой ребенок»).

Анализ прикладных исследований взаимодействия и отношений родителей с детьми позволяет нам выделить следующие три направления:

1. Изучение отдельных параметров и характеристик взаимодействия. Наиболее часто в сферу внимания исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя.

2. Изучение типов, стилей, моделей взаимодействия, среди которых называются сотрудничество, псевдосотрудничество, соперничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная модель, личностно-ориентированная модель.

3. Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Это направление является одним из наиболее проработанных в возрастной и медицинской психологии. Среди наиболее часто называемых – отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.

Заключение

Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует.


Анализ исследований и наши наблюдения позволяют выделить две тенденции в детско-родительских отношениях: с одной стороны, наблюдается утрата национальных традиций и обычаев, рост малочисленных семей, ослабление влияния со стороны старшего поколения на воспитание ребенка, с другой стороны, рост этнического самосознания, активизация интереса к истории, культуре своего народа, попытка возрождения традиционных, исторически сложившихся детско-родительских отношений.

В современной России миграции приобретают массовый характер, поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.

Анализ результатов в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности, а также преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей, особенно в неполных семьях. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них.

В связи с этим нами были разработаны рекомендации, которые будут представлены в третьей части курсовой работы по воспитанию детей в неполной семье, а это значит, что существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка, это подтверждает нашу гипотезу. Анализ прикладных исследований взаимодействия и отношений родителей с детьми позволяет нам выделить следующие три направления:

Изучение отдельных параметров и характеристик взаимодействия. Наиболее часто в сферу внимания исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя.

Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Это направление является одним из наиболее проработанных в возрастной и медицинской психологии. Среди наиболее часто называемых - отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.

Список использованной литературы

Нормативно – правовые акты

1. Конвенция «Об охране материнства» (Конвенция МОТ № 103): При­нята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 28.06.1952 г. // Меж­дународная защита прав и свобод человека: Сборник документов.-М.:
Юридическая литература, 1990. - С. 355-361.


2. Декларация прав ребенка: Принята и провозглашена Генеральной
ассамблеей ООН 20.11.1959 г. // Народное образование. - 1993.- № 5 г.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(с изм. от 25.03.2004) // Российская газета - 25.12.1993 - № 237.

4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета «от 27 января 1996 г. № 17, «Собрание законодательства РФ« от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.

5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

6. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Специальная литература

8. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) // Журнал российского права. - 2015. - № 10. - С.57-73.

9. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2017. - № 3. - С.21 - 32.

10. Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. - М.:Ин-т социологии РАН, 2016. - 224 с.

11. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник для вузов [Текст] /А.И. Антонов. - М: ИНФРА-М, 2015. -364 с.

12. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 636 с.

13. Антонов, А. И. Феминизм и семья: историко-социологический анализ [Текст] / А.И. Антонов, Ч.Томас Филипс. - М.: Грааль, 2016. - 175 с.

14. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // «Черные дыры» в российской законодательстве. – 2015. - № 5. - С.23-25.

15. Вдовина, М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: монография / М.В. Вдовина. - М., 2015. - 279 с.

16. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Российская юстиция. - 2015. - № 10. - С.25-27.

17. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Рос. юстиция. - 2015. - № 4. - С.60-63.

18. Николаев, М.Н. Вечная ценность семьи / М.Е. Николаев. – М.:Антиква, 2014. - 183 с.

19. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. - М.: Издательский центр «Академия». - 2015. – 192 с.

20. Солодников, В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы / В.В. Солодников // Социс. - 2017. - № 6. - С.130-138.


21. Сорокин, П.А. Кризис современной семьи / П.А.Сорокин //Вестник Моск. ун-та. Сер.18 Социология и политология. - 2017. - №3 - С.65-79.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Социальная характеристика семьи

Наименование групп семей

Факторы, характеризующие данную группу

1-я группа (оптимальная),

Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая матери­альная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отноше­нии атмосфера. Отсутствие вредных привы­чек. По состоянию здоровья - оптимальная.

2-я группа (хорошая)

Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые ус­ловия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья - опти­мальная.

3-я группа (удовлетворитель­ная)

Один из показателей является неудовлетвори­тельным (культурный уровень, жилищные ус­ловия, взаимоотношения в семье). По состоя­нию здоровья - удовлетворительная.

4-я группа (неудовлетвори­тельная)

Наличие в семье двух и более неудовлетво­рительных из перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки - злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья - неудовлетворительная.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Достижения россиян в создании семьи, 2003 – 2015 гг., %

Успехи в создании счастливой семьи

2003

2008

2010

2012

2015

Уже добились, чего хотели

52

52

52

50

61

Ещё не добились, но считают, что смогут добиться

32

32

36

40

28

Хотелось бы, но вряд ли смогут добиться

14

13

11

9

9

В планах этого не было

2

2

1

1

2

Успехи в воспитании хороших детей

Уже добились, чего хотели

34

37

38

36

50

Ещё не добились, но считают, что смогут добиться

57

53

52

56

42

Хотелось бы, но вряд ли смогут добиться

7

7

7

6

6

В планах этого не было

2

3

3

2

2


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Отношение родителей к детям детей с полных и неполных семей (баллы)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку (баллы)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровень самооценки ребенка в полных и неполных семьях (баллы)