Файл: Особенности семейного воспитания (Нормативно – правовое понятие семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К психологу в детском саду обратилась мама по поводу мастурбации у девочки 5 лет. Маша Н., помимо посещения детского сада с усиленной программой развития, занимается английским языком, музыкой и развитием речи с логопедом. Все попытки навести маму на размышления о возможной перегруженности ее ребенка приводили женщину в негодование: «Надо же развивать, воспитывать, как ей дальше жить, чего она сможет добиться» и т.д[20., с.15].

Стиль воспитания в семье - крайне авторитарный; успехи девочки почти не поощряются, но при этом жестко критикуются все неудачи и промахи.

Смысл общения с дочерью мама видит в ее будущих успехах, а сегодняшняя жизнь - лишь средство достижения высоких результатов в другой, «взрослой» жизни. Возможно, мастурбация стала единственной отдушиной при высоких нагрузках и эмоциональной депривации дошкольника.

Определенный положительный эффект в случаях стремления ускорить развитие ребенка дает разъяснение особенностей и закономерностей развития в данном возрасте, настойчивая «реабилитация» в глазах родителей огром­ного развивающего значения типичных для дошкольников видов деятельности, раскрытие реальных опасностей неумелого форси­рования умственного развития за счет перенапряжения имеющих­ся у ребенка психологических и физиологических резервов [20., с.55].

В ряде случаев, для того чтобы снять у родителей необоснованное беспо­койство и тенденцию к предъявлению сверхтребований, оказыва­ется достаточно объективной оценки психологом развития ребен­ка - обязательно с указанием на сильные и слабые его стороны.

Кроме того, расширение форм совместной деятельности ребенка со взрослыми, существенно обогащает и гармонизирует отношения, позволяют преодолеть негативизм и непослушание, возникающие как реакция на дефицит общения с родителями.

Таким образом, в связи с вполне нормальными возрастными осо­бенностями психического развития детей на фоне высокой тревожности и неверных ро­дительских установок, а также незнания специфики дошкольного возраста, возникают многие типичные жалобы родителей.

В то же время большое число неадекватных требований, предъявляемых к детям, как показывает анализ конкретных случаев, часто бывает связано с различными личностными проблемами самих родителей.

Наличие сверхтребований, игнорирование личностной стороны общения свидетельствует, по меньшей мере, о недостаточно чутком отношении родителей к ребенку, об их низ­кой чувствительности к его потребностям и реальным возможно­стям, а подчас даже об эмоциональном неприятии его [8., с.55].


Соответственно вторая большая группа проблем в сфере детско-родительских отношений связана с нарушением эмоциональных отношений.

Можно выделить следующие варианты эмоционального отношения родителя к ребенку:

1) Безусловное эмоциональное принятие (любовь несмотря ни на что);

2) Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка);

3) Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви);

4) Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность в отношениях, низкая эмпатия);

5) Эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).

При этом любовь определяется как высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта; амбивалентность чувств - как несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к некоторому объекту[8., с.57].

Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако можно выделить следующие:

1. Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспитанием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; потребность в безопасности; потребность в общении с друзьями, личные достижения, карьера, профессиональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть направлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей родителя при сохранении им полноценной функции ухода и воспитания ребенка.

2. Мистификация и искажение образа ребенка в результате проекции негативных качеств и приписывание их ребенку, идентификация с аверсивной личностью (вызывающей отвращение у родителя). В результате перенос на ребенка негативного эмоционального отношения, которое родитель испытывает в отношении этой личности. Психологическая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин, их анализ и помощь в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе проекции.

3. Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление посттравматического стресса. Фатальное совпадение рождения (начальных этапов воспитания ребенка) и психологической травмы (например, утрата близкого человека). Ребенок выступает как символ травмирующей ситуации либо как ее элемент.


Направлением психологической работы здесь должна стать работа с посттравматическим стрессом.

4. Личностные особенности родителя (личностный инфантилизм, акцентуации характера, невротизм, неадекватный тип привязанности самого родителя). Здесь требуется индивидуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости – психотерапия [20., с.55].

При этом фрустрацияопределяется как психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; стресс как термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия; личностный инфантилизм - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту; невротизм - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.

Следует упомянуть и некоторых отцов и матерей, недостаточно зрелых для роли родителей, тяготящихся заботой о ребенке, за­груженных своими собственными делами и проблемами. В таких случаях жалобы родителей указывают не только на неблагополу­чие собственно детско-родительских отношений, но и обстановки в семье в целом, что требует терапии семейных отношений и (или) проработки родителями собственных проблем[8., с.59].

Также способствуют дисгармоничности отношений между ро­дителями и детьми выраженные различия их темпераментов или характерологического склада, если данные расхождения не осо­знаются и не учитываются в должной степени родителями (темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения).

В качестве примера такого рода рассмотрим случай Оли С. (6,09 лет), описываемый в коллективной работе «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков».

Оля - единственный ребенок из в целом благополучной и полной семьи. Мать девочки обратилась в консультацию с жалобами на «рассеян­ность дочери, неумение ориентироваться в ситуации, замедленность, тупость в восприятии нового, в понимании некоторых ситуаций» и т.д.

Мать испытывала сильную тревогу в связи с предполагаемыми ею в бу­дущем большими трудностями Оли в школе, особенно с математикой, и «вообще в жизни». Неплохой уровень знаний девочки на данный момент мама признавала, но целиком относила за счет интенсивных домашних занятий, в результате которых Оля, например, научилась читать в 4 года. Вопреки опасениям матери, обследование девочки показало, что общий уровень познавательного развития ребенка (наглядно-образное мышле­ние, речь, установление причинно-следственных связей, рассуждение и др.) не только не был сниженным, но, напротив, соответствовал пока­зателям высокой возрастной нормы.


Одновременно у девочки отмеча­лись богатое воображение, хорошо развитая игровая деятельность и не­сомненная художественная одаренность (в рисовании, лепке). Девочка отличалась мягким, покладистым характером, а ее отношения, как в се­мье, так и с подругами в детском саду складывались достаточно ровно, бесконфликтно. В то же время в эмоционально-личностной сфере полного благополучия не было: у Оли проявлялись черты неуверенности, тре­вожности, замкнутости, обидчивости. Как писала в своем сочинении о дочери мать Оли, «ругать ее невозможно, сразу начинает плакать». Иногда у девочки отмечались ночные страхи, нередко пониженное настроение.

Анализ возможных причин столь резкого расхождения оценок спо­собностей девочки родителями и психологом-консультантом показал, что основную роль здесь играло выраженное различие черт характера и личностного склада матери и дочери. В отличие от своей мамы – эмоцио­нальной, открытой, энергичной, подвижной женщины с чертами гиперсоциализированности и тревожности, - Оля была склонна к боль­шей замкнутости, внутренней глубокой переработке впечатлений и переживаний [8., с.57].

На почве общей медлительности и недостаточной, с точки зрения мамы, открытости ребенка между ними часто возникали трения. Вследствие весьма высокой чувствительности к проявлениям недоволь­ства со стороны матери, к которой девочка испытывала глубокую при­вязанность, у нее лишь возрастали медлительность, замкнутость. Имен­но подобные состояния заторможенности (особенно частые при прямом взаимодействии в ситуациях обучения) и воспринимались матерью как «отключенность» и даже «тупость» девочки.

Жалобы матери, таким образом, не подтвердились, но в, то, же время ее недовольство ситуацией оказалось не беспочвенным: подлинные при­чины проблемы оказались связанными как с индивидуальными особен­ностями ребенка, так и с неадекватным к ним отношением со стороны родителей [8., с.57].

Сохранение сложившихся взаимоотношений вело к невроти­ческому развитию ребенка, однако в результате их изменения благодаря своевременной консультативной помощи этого удалось избежать. Спустя три года были получены следующие катамнестические данные: Оля отлично учится в двух школах (языковой и художественной), отношения в семье хорошие. По словам матери, психологическая консультация помогла ей снять подозрения в интеллектуальной недостаточности ребенка, а за­тем постепенно перестроить отношение к дочери, увидеть ее реальные достоинства и своеобразие характера.


В свою очередь более глубокое по­нимание девочки позволило матери спокойнее переносить ее медлитель­ность. Заметим, что дополнительную роль в появлении необоснованных тревог родителей в данном случае сыграло и неадекватно завышенное представление их о нормах психического развития детей, – обстоятель­ство, весьма распространенное.

В анализе детско-родительских отношений Э.Г. Эйдемиллер считает целесообразным различать собственно уровень протекции и степень удовлетворения потребностей ребенка. (Методы семейной диагностики и психотерапии). Искажение этих характеристик составляет третью группу проблем взаимоотношений дошкольника со взрослым. Уровень протекции характеризует протекцию «на полюсе родителя», т.е. то, сколько сил, времени и внимания уделяют родители процессу воспитания ребенка, какое место занимают мотивы воспитания в ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфере родителей [8., с.58].

Уровень протекции может быть адекватным (соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям ребенка), чрезмерным (гиперпротекция) и недостаточным (гипопротекция). В случае гиперпротекции мотивы родительства и воспитания доминируют в мотивационно-потребностной сфере, находя отражение в поглощенности и сосредоточенности родителя на проблемах воспитания ребенка.

Напротив, ситуация гипопротекции отличается недостатком внимания родителя к ребенку, дефицитом общения, игнорированием родителем проблем ребенка, низкой готовностью прийти на помощь и низкой интенсивностью сотрудничества и совместной деятельности.

Степень удовлетворения потребностей ребенка характеризует уровень протекции «на полюсе ребенка», т.е. его субъективное переживание внимания и заботы, проявляемых к нему родителем.

Адекватное удовлетворение потребностей ребенка предполагает гармоничность баланса удовлетворения как витальных, так и высших (духовных, социальных, познавательных) потребностей ребенка, обеспечивающих возможности для его оптимального личностного и умственного развития. Вариантами отклонений в степени удовлетворения потребностей ребенка являются потворствование, или игнорирование потребностей ребенка и дисгармоничность в удовлетворении потребностей. Потворствование выражается в стремлении родителей к максимальному некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка по принципу «желание ребенка - закон».

Игнорирование потребностей ребенка предполагает систематическую депривацию более или менее широкого круга потребностей ребенка.