Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в пищевой промышленности (Этапы развития товароведения).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРОВЕДЕНИЕ"
1.1 Этапы развития товароведения
1.2 Предмет и содержание товароведения
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
2.1 Основные категории товароведения
2.2 Товароведение пищевых товаров
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Классификация товаров пищевой промышленности
3.2 Показатели качества пищевых продуктов
3.3 Качество пищевых продуктов и методы его определения
Для исследования качества берут среднюю пробу- образец партии продукта из разных мест упаковки. Пробу иногда отбирают специальным щупом. Порядок отбора средней пробы указывают в стандартах.
В условиях рыночной экономики на насыщенном товарами рынке, производящими их разными предприятиями и фирмами, необходимо гарантированное подтверждение соответствия товара определенному уровню качества, указанного в стандарте.
Такое подтверждение соответствия дается в виде сертификата соответствия.
Сертификат- это документ подтверждения соответствия качества продукции установленным требованиям стандарта, составленный по правилам системы сертификации. Он включает в себя: код, тип продукта; фирму-изготовителя; место изготовления; данные соответствия требованиям безопасности, соответствующих стандартов или нормативных документов; данные и одобрение результатов в испытательной лаборатории, протокол испытаний; данные о действительности сертификата, его регистрации в реестре Общества и регистрационный номер Общества.[10]
Сертификация- это деятельность независимых уполномоченных органов государства по подтверждению качества продукции установленным требованиям стандартов. Правила сертификации разрабатываются Госстандартом России и утверждаются Законом Российской Федерации.
Одним из важных документов для выдачи сертификата является гигиенический сертификат, введенный постановлением Госсанэпиднадзора в 1993 году.
Целью гигиенического сертификата является предупреждение неблагоприятного влияния на здоровье человека опасных продуктов питания, в которых превышены предельно допустимые нормы микробиологических показателей или концентрация веществ, приводящих к накапливанию токсинов. Гигиенические сертификаты должны иметь: пищевое сырье, продукты питания, пищевые добавки, красители, консерванты.
Любой продукт, произведенный в России с сертификатом качества, должен иметь Знак соответствия на каждой упаковочной единице - это знак, подтверждающий соответствие маркированной им продукции, установленным требованиям стандарта, согласно сертификации.
Знак соответствия имеет утвержденную ГОСТом символику (рис. 1), состоящую из двух частей: непосредственно знак в виде графического изображения букв «С», «Р», «Т» и кода органа Госстандарта России, выдавшего сертификат, состоящего из двух букв и цифр (АЯ78). Качество такой продукции находится под постоянным контролем государства в лице Госстандарта, Госторгинспекции, Госсанэпиднадзора России.[11]
С 1990 года в России, в соответствии с Европейской системой кодирования (EAN), каждому продукту присваивается штрих-код.
Штрих-код- это маркировка, нанесенная на этикетку и упаковку товара в виде многоразрядных чисел в десятичной системе исчисления с кодированием каждой цифры в виде черных полос на белом фоне, которые легко различаются специальными средствами считывания. Информация о товаре хранится в штриховом коде за счет использования различного соотношения ширины штрихов и пробелов. Признаком кода служат две длинные черты в начале и конце его.
Наиболее распространенным стандартом штриховых кодов является EAN-13, состоящий из 13 цифр. Каждому виду изделий присваивается свой номер (рис. 2).
По этим 13-ти цифрам можно определить следующее: 1) код страны- поставщика товара (первые 2 -3 цифры); код предприятия-изготовителя продукции (следующие 5 цифр); код товара (последующие 5 цифр) - информация о товаре: наименование, потребительские свойства, размер, масса, цвет; 2) убедиться в подлинности и доброкачественности товара, если 13-я цифра - контрольная совпадает с результатом считывания всех кодов прибором-сканером.
Одним из критериев показателя качества продукции являются следующие данные, нанесенные на каждой единице упаковки, а именно: юридический адрес фирмы производителя; дата изготовления; срок годности
и условия хранения продукта; химический состав или пищевая и энергетическая ценность его; обозначение нормативного (ГОСТ.Р) или технического (ТУ) документа, в соответствии с которым изготовлен продукт.
3.4 Современные задачи, стоящие перед товароведением
В рыночной экономике потребитель и производитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности основывается на наиболее полном удовлетворении потребностей потребителем и получении максимальной прибыли производителем. Потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Однако потребитель не всегда может правильно оценить качество товара. Иногда в результате приобретения некачественного товара возникает необходимость проведения его экспертизы. Товаровед в данной ситуации должен уметь защитить потребителя от получения некачественного товара.[12]
Он должен владеть информацией по вопросам качества, ассортимента, условий хранения, маркировки товаров, а если необходимо, — провести необходимые исследования.
Товароведение занимается вопросами управления качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:
• на стадии изучения потребностей — для определения требований, на стадии проектирования — через обобщение и конкретизацию потребительских требований и оценку соответствия проектов и моделей этим требованиям;
• на стадии производства — путем контроля качества изготовления товаров;
• на стадии обращения — путем оценки общественной потребительной стоимости товаров и обеспечения условий сохранения их качества;
• на стадии потребления — путем разъяснения правил пользования товарами.
К основным задачам товароведения на современном этапе относятся:
• исследование и разработка общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров в условиях рыночной экономики;
• исследование и совершенствование научных принципов классификации и кодирования товаров;
• исследование и дальнейшая разработка принципов, методов и средств управления качеством и ассортиментом товаров, находящихся в сфере обращения;
• разработка требований к качеству и закрепление этих требований в нормативных документах;
• разработка требований безопасности и содействие включения этих требований в соответствующие документы (технические регламенты, национальные стандарты и проч.);
• исследование оптимальных условий использования товаров;
• построение системы послепродажного обслуживания товаров;
• изучение влияния режимов хранения и транспортирования на потребительские свойства товаров;
• совершенствование методологии экспертизы товаров;
• прогнозирование появления на рынке принципиально новых товаров;
• совершенствование законодательства о защите прав потребителей;
• дальнейшее совершенствование учебного процесса обучения товароведению, расширение практики использования компьютерных сетей для дистанционного обучения;
• активизация творческих связей и обмена информацией между различными направлениями товароведения, систематическая организация и участие в конференциях и симпозиумах на региональном, российском и международном уровнях.
Заключение
В процессе своей деятельности человек пользуется различными продуктами труда, предназначенными для личного или общественного потребления. Причем под деятельностью понимают и человеческую деятельность, и жизнедеятельность биологических объектов.
Продукция может быть создана в результате материальной и не материальной деятельности. Нематериальная продукция – это услуги, ценные бумаги и другие.
Продукты труда, созданные для продажи в целях удовлетворения какой-либо общественной потребности, называются товарами.
Для удовлетворения потребности человека товар должен обладать множеством полезных свойств. В процессе потребления для человека важны только те свойства, которые удовлетворяют конкретную потребность. Их называют потребительскими свойствами.
Потребительские свойства создают потребительскую стоимость в товаре, которая проявляется лишь в пользовании или потреблении.
Мерой потребительской стоимости является качество.
Общественно-полезный труд, воплощенный в товаре образует его стоимость. Денежное выражение стоимости товара – его цена.
Изучением потребительских свойств занимается ТОВАРОВЕДЕНИЕ.
Товароведение – это дисциплина, изучающая природу полезных свойств товаров и факторов, влияющих на них.
Цель товароведения – изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения:
- исследование потребительских свойств товаров с целью управления их качеством и потреблением;
- изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;
- систематизация товаров путем применения классификации
- оценка качества товаров, выявление дефектов и причин их возникновения.
- дать товароведную характеристику конкретных товаров
Список литературы
- Жиряева, Е.В.Товароведение : учеб. пособие / Е.В. Жиряева; СПб.: Питер, 1-е изд., 2002. - 650 с.
- Ярбилова А. К.Учебно-методический комплекс по дисциплине товароведение непродовольственных товаров : учеб. пособие / А.К. Ярбилова; Махачкала: ДГИНХ, 2008- 134 с
- Алексеев, Н.С. Теоретические основы товароведения непродо-вольственных товаров: учебник / Н.С. Алексеев, Ш.К. Ганцов, Г.И. Кутянин. – Москва: Экономика, 1989. – 295с.
- Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспер-тиза непродовольственных товаров / Ф.А. Петрище. – Москва: Изд. корп. «Дашков и К», 2004. – 512с.
- Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. —М.: РИА “Стандарты и качество”, 2001.
- Гончаров Э. Н., Круглов Е. Д. Статистические методы контроля качества продукции. — М.: Изд. стандартов, 2005.
- Додонкин Ю. В., Криштафович В. И., Жебелева И. А. Таможенная экспертиза товаров: Учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2003.
- Дурнев В. Д., Сапунов С. В., Федюкин В. К. Товароведение промышленных материалов: Учебник. — М.: Филинъ, 2002.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. — М.:Экономика, 1998.
- Керимов В. Э., Петрище Ф. А., Селиванов П. В. Экономико-математические методы управления затратами на качество:Учеб. пособие. — М.: Центр экономики и маркетинга. 1998.
- Магомедов Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учеб.пособие для вузов. — М.: ИТК “Дашков и К°”, 2005.
- Микульский В. Г. Строительные материалы (материаловедение и технология): Учеб. пособие. — М.: ИАСВ, 2002.
- Николаева М. А. Товарная экспертиза. — М.: Деловая литература, 2007.
-
Жиряева, Е.В.Товароведение : учеб. пособие / Е.В. Жиряева; СПб.: Питер, 1-е изд., 2002. - 650 с. ↑
-
Ярбилова А. К.Учебно-методический комплекс по дисциплине товароведение непродовольственных товаров : учеб. пособие / А.К. Ярбилова; Махачкала: ДГИНХ, 2008- 134 с ↑
-
Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Ф. А. Петрище. — 5-е изд.,испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2012. — 508 с. ↑
-
Электронный документ сети Интернет. Код доступа: http://edu.usfeu.ru/Uploads/MetodObespech/KursLekzii/3803062/100700-42KL.pdf ↑
-
ОСТ 28 12-81 Товароведение. Основные понятия. Термины и определения ↑
-
"ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст) ↑
-
Технология и товароведение пищевых продуктов : учеб. пособие /В.М. Кривчиков [и др.] ; под общ. ред. В.М. Кривчикова. – Гродно :ГрГУ, 2011. – 326 с. ↑
-
Технология и товароведение пищевых продуктов : учеб. пособие /В.М. Кривчиков [и др.] ; под общ. ред. В.М. Кривчикова. – Гродно :ГрГУ, 2011. – 326 с. ↑
-
Матюхина З.П., Королькова Э.П. М 33 Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для нач. проф. образования. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с., 16 л. ил.: ил. ↑
-
? Матюхина З.П., Королькова Э.П. М 33 Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для нач. проф. образования. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с., 16 л. ил.: ил. ↑
-
Матюхина З.П., Королькова Э.П. М 33 Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для нач. проф. образования. - 2-е изд., стереотип. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. - 272 с., 16 л. ил.: ил. ↑
-
Райкова Е. Ю.Теоретические основы товароведения и экспертизы: Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2012. —412 с ↑