Файл: История развития товароведения. Содержательные контуры товароведения как науки в пищевой промышленности (Этапы развития товароведения).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРОВЕДЕНИЕ"
1.1 Этапы развития товароведения
1.2 Предмет и содержание товароведения
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
2.1 Основные категории товароведения
2.2 Товароведение пищевых товаров
ГЛАВА 3. ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТОВАРОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Классификация товаров пищевой промышленности
3.2 Показатели качества пищевых продуктов
3.3 Качество пищевых продуктов и методы его определения
Содержание:
Введение
На современном этапе рыночной экономики произошли существенные изменения в развитии потребительского рынка, изменились источники насыщения рынка, их состояние, обновилась ассортиментная политика. Товар как объект коммерческой деятельности является одним из важных элементов рыночных отношений.
Товароведение возникло в XVI в. в связи с развитием внешнеторговых связей. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии, в Падуанском университете. В России первым изданием по товароведению стала «Торговая книга», изданная в 1575 г. для «торговых людей».
Товароведение как учебная дисциплина состоит из общего и специального разделов. Общее товароведение изучает фундаментальные теоретические аспекты, взаимосвязи между свойствами товаров, закономерности их проявления.
Специальное товароведение посвящено изучению отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, их видов и свойств исходного сырья, материалов, способов их получения, влияния основных технологических процессов и конструкций изделий на формирование потребительских свойств, ассортимента товарных групп, требований к качеству, маркировке, упаковке, транспортированию и хранению.
Научно-экспериментальная разработка требований к товарам, всестороннее изучение свойств материалов, установление большей или меньшей их пригодности для выработки изделий, выбор показателей качества, разработка методик проведения товароведных оценок составляют предмет товароведных исследований, а оценка качества товаров по установленным показателям — предмет товароведных испытаний.
Товароведение — наука, которая обладает высокой социальной адресностью. Существенную необходимость в товароведении ощущают практически все работники сферы товарного обращения, а также потребители.
В условиях существующей конкуренции трудно представить производственное предприятие, предприятие общественного питания или торговли, которое не испытывало бы потребности в специалистах, владеющих знаниями в области товароведения и экспертизы товаров.
Товароведение - это комплексная научная дисциплина, которая включает систему научных знаний, методы и практические мероприятия, направленные на формирование и развитие ассортимента и качества товаров с целью максимального удовлетворения потребностей
- исследования свойств новых товаров, прежде всего свойства безопасности, разработка номенклатуры их показателей;
- участие в разработке требований к качеству товаров, закладываемых в нормативно-технические документы на продукцию;
- создание новых приборов и современных методов контроля качества товаров, обеспечивающих объективность результатов, минимальные затраты ресурсов и времени;
- исследование свойств новых товаров, прежде свойств безопасности, разработка номенклатуры показателей качества этих товаров, необходимых и достаточных для комплексной оценки качества;
- разработка системы качества на товары в предприятиях торговли на основе международных стандартов;
- разработка рекомендаций по надзору за товарами в процессе хранения и транспортировки.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ "ТОВАРОВЕДЕНИЕ"
1.1 Этапы развития товароведения
Ещё в древние времени присутствовала потребность в обмене товаров между людьми. Для того, чтобы такой обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Основным эквивалентом обмениваемых товаров являются деньги.
Стоимость товара в денежном выражении определяется его полезностью для покупателя, потребительной стоимостью или потребительским спросом. [1]
На этом этапе товароведение как область знаний о товарах имело практическую направленность и носило эмпирический характер. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений.
В настоящее время можно выделить несколько этапов развития товароведения как науки..
На античном этапе развития известны описания товароведного характера в агрономических работах древнеримских ученых: Катона Старшего (234—149 до н.э.), Варрона (116—27 до н.э.), Колумеллы (1 в. н.э.) и Плиния Старшего (23 или 24—79).
Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы); Варрон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.; Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старение вин, дал товароведную характеристику винограда и способы его хранения[1].
Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история» Плиния, изданная в 37 книгах, где даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов выращивания сельскохозяйственных растений, их переработки и хранения.
Особенно подробно описаны виноград, способы приготовления качественных вин, а также их фальсификации. Плиний первым рассмотрел различные способы хранения в зависимости от климатических условий.
Средневековый этап развития. Бурное развитие таких естественных наук, как физики, химии, биологии, оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Впервые вместе с работами описательного характера появляются научные труды, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630 г.), который описал многие пряности, а также способы приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способы удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. К трудам исследовательского характера относятся работы Ф. Реди, который с помощью микроскопа установил причины порчи мяса.
В эпоху Просвещения обозначилась дифференциация наук. Одним из результатов этого процесса стало формирование научной терминологии — специфического языка каждой науки.
Для развития товароведения как науки в этот период большое значение имели работы Г. Бургаве (1668—1738 гг.), который разработал основы химического анализа пищевых продукт ов, а также К. Линнея (1707-1778 гг.), Ж. Бюффона (1707-1788 гг.), Б. Жюсье (1699—1777 гг.), систематические исследования которых в области биологии послужили основой для разработки научной классификации товаров.
Также в этот период появляются первые самостоятельные работы по торговле и товароведению. Так, в 1575 г. впервые в России вышла «Торговая книга. Книжка описательная, как молодым людям торг вести и знати всему цену, и отчасти в ней описаны всяких земель товары различные, их же привозят на Русь немцы и иных земель люди торговые». В книге, авторы которой неизвестны, дана подробная для того времени характеристика ряда товаров, в том числе экспортно-импортных (меда, воска, зерна, пеньки, жиров, мехов и т.п.). Особенностями товароведной информации, сообщавшейся в «Торговой книге» и других источниках, являются ее описательный характер и отсутствие систематизации[2].
Значительный вклад в развитие науки товароведения внесла вышедшая публикация в 1756 г. книга И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы», где впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание современников.
Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».
Большой вклад в развитие товароведения в России в XVIII—XIX вв. внесли работы Ф.В. Зуева, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерецковского, И.Я. Биндгейма, Б.А. Энгельмана, М.Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров.
Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография проф. А.Н. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков».
В том же 1859 г. вышла в свет книга A.M. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», где рассматривалась товароведная характеристика пищевых продуктов.
Эпоха промышленной революции. В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.
В 1930 -е гг. происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.
В конце 1950-х —начале 1960-хгг. выходят учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по 3—4 издания; отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов. В 1957—1962 гг. вышли в свет девять учебников по товароведению промышленных товаров.
Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно -практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы: многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968,1980 и 1987—1988), «Справочник товароведа непродовольственных товаров» в двух томах (1970,1987-1988), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание в 1976-1978 гг., 2-е издание в 1985-1988 гг.).
Кроме того, были изданы крупные монографии: Церевитинов Ф.В. Химия плодов и овощей (1-е издание в 1933 г., 2-е в 1949 г.), Колесник А.А. Факторы длительного хранения плодов и овощей (1957), Козин Н.И. Химия и товароведение пищевых жиров (1 -е издание в 1939 г., 2-е в 1947 г., 3- е в 1958 г.), Рукосуев А. Н. Основы товароведения хлебных продуктов (1966),
Сперанский В.Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964) и др.
В начале 1990-х гг.в России наблюдалось падение престижа научных знаний, в связи с чем издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно -практических книг по товароведению «Товарный справочник».
Значительный вклад в развитие товароведения внесли зарубежные ученые, в первую очередь немецкие и польские, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. Так, в 1967 г. была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».
Необходимо выделить два основных направления развития товароведения — практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
Современный этап развития науки характеризуется интеграцией научных знаний различных отраслей. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как прикладной наукой. Одним из подходов к интеграции двух разделов — товароведения пищевых продуктов и товароведения непродовольственных товаров — является создание общих для обоих разделов теоретических основ, рассматривающих основополагающие характеристики всех товаров независимо от их назначения
1.2 Предмет и содержание товароведения
При современной системе хозяйствования сохраняются товарное производство и товарное обращение. Поэтому продукты общественного производства являются товарами. По определению К. Маркса, “товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности”.[3]
Исторической заслугой К. Маркса является то, что он вскрыл двойственную сущность товаров: их потребительную стоимость и стоимость.
Полезность вещи, ее свойства, благодаря которым она может удовлетворять ту или иную потребность людей, делают вещь потребительной стоимостью.
Определение “товароведение” включает два слова «товар» и “ведение”. "Ведение" происходит от санскритского veda (веды), что означает “знание”, поэтому, товароведение - это знание о товарах.[4]