Файл: Менеджмент в его особенности в учреждениях здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Общая характеристика санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»

История санатория «Жемчужина» началась в 1981 г., когда руководство предприятия «КамГЭСэнергострой» решило построить свой профилакторий.

В 1985 г. санаторий «Жемчужина» принял первых отдыхающих. Через год было организовано лечение детей и принята на вооружение оздоровительная программа «Мать и дитя».

В 1993 г. санаторий «Жемчужина» вошел в объединение «Татарстанкурорт». С 1998 г. в санатории действует круглогодичный детский оздоровительный лагерь на 150 мест, предоставляющий школьникам возможность лечиться и учиться одновременно: дети укрепляют свое здоровье, не прерывая учебного процесса.

Основные направления лечения: терапия, неврология, кардиология, гинекология, эндокринология, травматология, педиатрия.

Организационная структура санатория представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Организационная структура управления санатория-профилактория «Жемчужина»

Краткая характеристика персонала по различным категориям представлена в таблицах 1-3.

Таблица 1

Численный состав и структура персонала санатория «Жемчужина» по категориям

Категории персонала

2017

2018

2019

Руководители высшего звена

3

3

3

Руководители среднего звена

11

12

13

Врачи

4

4

4

Медсестры

20

25

30

Санитарки

10

10

10

Обслуживающий персонал

20

22

23

Технический персонал

7

7

9

Всего:

75

83

92


По сравнению с предыдущими периодами, численность персонала в 2019 г. увеличилась.

Таблица 2

Численный состав и структура персонала санатория «Жемчужина» по образованию

Образование

2017

2018

2019

Высшее

50

54

63

Среднее

25

29

29

Всего:

75

83

92

Более половины работников имеют высшее образование. Причем, уровень образования с каждым годом повышается.

Таблица 3

Возрастная структура персонала санатория «Жемчужина»

Возраст

2017

2018

2019

От 45 лет до пенсионного возраста

3

3

3

От 35 до 45 лет

41

51

47

От 25 до 35 лет

5

18

28

До 25 лет

26

11

14

Всего:

75

83

92

Коллектив санатория «Жемчужина» достаточно молодой, при этом в последнее время появилась тенденции набирать молодых специалистов на конкурсной основе.

Экономические показатели предприятия за последние несколько лет приведены в таблице 4.

Таблица 4

Экономические показатели санатория «Жемчужина»

Наименование

ед. изм

2015

год

2016

год

2017

год

2018

год

2019

год

Объем предоставленных услуг

тыс. руб.

146650

149250

153500

158534

169058

Себестоимость предоставленных услуг

тыс. руб.

132695

133694

135847

138976

136394


Как видно из таблицы 4, санаторий «Жемчужина» наращивает объем предоставляемых услуг.

Посещают санаторий, в основном, люди среднего и пожилого возраста, количество посещений санатория может варьироваться от 20 до 50 человек в среднем, а заполняемость составляет от 50 до 90%. Таким образом, количество ежедневно прибывающих либо проживающих в санатории «Жемчужина» в среднем, 110 человек.

2.2. Оценка эффективности деятельности санатория «Жемчужина»

Можно охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду медицинской организации, выделив по внешней среде факторы прямого воздействия и косвенного воздействия. Для того чтобы медицинская организация выделялась на фоне высоко конкурентной среды, необходимо учесть все побуждающие факторы целевой аудитории.

Влияние факторов внешней и внутренней среды на развитие клиники играют важную роль. Более детальную характеристику мы можем получить благодаря SWOT-анализу (Таблица 6).

Таблица 5

STEP анализ санатория-профилактория «Жемчужина»

Социальные

Технологические

рост численности населения Татарстана;

прирост населения за счет процессов трудовой миграции;

низкая доступность санаторно0курортных услуг

дефицит изделий медицинской промышленности местного производства обусловливает зависимость от импорта, стоимости национальной валюты, политической ситуации;

развитие телемедицины (удаленное консультирование специалистов через сети интернет);

внедрение единой электронной медицинской информационной системы.

Политические

Экономические

разработка и внедрение единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи по клинико-статистическим группам заболеваний;

политическая турбулентность и введение санкций ограничили импорт медицинского оборудования;

рост рынка частной медицинской помощи открывает возможности для государственно­-частного партнерства;

реформа здравоохранения - переход на солидарную ответственность за здоровье населения.

рост среднемесячной заработной платы населения по Татарстану;

финансирование в область здравоохранения возрастает;

опережающий рост темпов инфляции национальной валюты приводит к значительному удорожанию стоимости импорта лекарственных препаратов, медицинского оборудования;

налоговые вычеты для населения на лечение.


Таблица 6

SWOT–анализ

S-достоинства

W-недостатки

команда высококвалифицированных специалистов;

использование современного медицинского оборудования;

применение современных подходов, методик и технологии оказания услуг;

регулярное повышение квалификации действующих специалистов;

износ здания и оборудования;

низкий уровень компьютеризации оказания услуг;

не проводится анализ удовлетворенности пациентов медицинскими услугами

O-возможности

T-угрозы

демографическая структура населения;

нестабильный уровень заболеваемости;

спрос со стороны населения;

рост финансирования здравоохранения;

развитие НТП;

ухудшение экологического состояния;

стабильная политическая обстановка в стране

внедрение новых современных платных

медицинских услуг.

увеличение конкуренции на рынке

медицинских услуг;

снижение уровня реальных доходов

населения;

ужесточение государственного

регулирования в области здравоохранения

Выводы

Проведенный анализ показал, что санаторий-профилакторий «Жемчужина» успешно развивается.

Однако, в работе санатория есть ряд проблем, требующих решения:

  • проблемы с внедрением платных услуг в систему оказания медицинской помощи. Часто их конечная стоимость оказывается ниже себестоимости их оказания;
  • недостаток квалифицированных кадров, что делает отрасль малоэффективной, снижает доступность и качество медицинской помощи населению.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию менеджмента в санатории-профилактории «Жемчужина»

Практическая реализация бюджетирования, ориентированного на результат в деятельности медицинских организаций, предполагает формирование системы ключевых показателей для оценки ее эффективности и результативности. В различных источниках, в том числе нормативных документах, можно встретить подходы к классификации показателей эффективности и результативности деятельности институциональных единиц сферы здравоохранения. Их использование может служить основой для оценки достижения целевых значений результативных показателей (критериев) с целью определения эффективности выполнения государственного (муниципального) задания.


Однозначно определить эффективность и результативность деятельности субъектов системы здравоохранения не представляется возможным. При выборе ключевых показателей эффективности и результативности деятельности санатория-профилактория «Жемчужина» необходимо использовать следующие основные критерии:

  • достоверная оценка достижения целевых значений медицинским учреждением;
  • взаимосвязь показателей, используемых для оценки ключевых аспектов деятельности медицинских организаций, и согласование с другими перечнями применяемых показателей в соответствии со стандартами раскрытия информации, регламентами отраслевого управления, требованиями контролирующих органов и нормативно-правовых актов для обеспечения сопоставимости и экономичности;
  • максимальная ориентация на отраслевые и региональные медико-экономические стандарты (МЭС), а также образцы лучших практик;
  • достоверность источников информации, количественная измеримость, простота расчета показателей и их экономическая обоснованность.

Сегодня в научно-теоретических исследованиях и лучших практиках менеджмента широко представлены различные подходы к систематизации и группировке ключевых показателей. Как правило, большей частью речь идет о финансовых показателях.

Однако система ключевых показателей, ориентированная исключительно на данные финансовой отчетности, не может в полной мере служить основой для принятия эффективных управленческих решений, тем более, когда речь идет о показателях деятельности медицинской организации.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка комплексной системы ключевых показателей, которые наряду с финансовыми включали бы в себя и нефинансовые составляющие. Нетрадиционное для менеджмента сочетание финансовых и нефинансовых показателей представляет собой баланс между интересами внутренних и внешних групп стейкхолдеров медицинской организации.

Кроме того, подобный подход позволяет определить, как объективные, поддающиеся количественному измерению результаты, так и субъективные, произвольные параметры для определения результативности деятельности.

Предлагаемая система ключевых показателей должна быть гибкой, отвечать тактическим и стратегическим целям и задачам управления результатами, повышать объективность, точность и верифицируемость оценки деятельности медицинской организации.

Предлагаемая система ключевых показателей, состав, количество и структура показателей которой является инвариантной для различного вида институциональных единиц сферы здравоохранения, позволяет комплексно оценить эффективность и результативность деятельности медицинской организации.