Файл: Менеджмент в его особенности в учреждениях здравоохранения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реинжиниринг - это процесс фундаментального переосмысления и радикального перепроектирование деловых процессов для достижения резких, качественных улучшений в деятельности медицинской организации. Он преобразовывает все существующие структуры и воплощает новые способы выполнения работ. Современное медицинское учреждение часто рассматривается не просто как организационная структура, а как система взаимосвязанных процессов, направленных на достижение определенных целей. Такой подход обеспечивает информационную целостность. Это позволяет увеличить скорость передачи оперативной информации, поддерживать высокий уровень достоверности данных, повысить качество обработки данных и оптимизировать эффективность принимаемых решений.

Моделирование процессов в медицинской организации позволяет временно абстрагироваться от структуры предприятия и сосредоточиться на выполнении его основных задач. При этом модель должна отвечать требованиям формализации процессов; выявлять недостатки процессов, влияющие на эффективность; содержать изменяющиеся параметры и структурные характеристики процессов[17].

Стандарт управления предприятием – документированная процедура всех процессов, их взаимосвязей, правила принятия управленческих решений и измерители качества и количества этих процессов (технико- экономических показателей). Стандарт управления предприятием, разработанный на основании процессно-продуктового подхода, описывает предприятие как систему взаимосвязанных бизнес-задач. При этом производимые для внутреннего и внешнего потребления продукты становятся связующим звеном, объединяющим бизнес-задачи и бизнес-процессы между собой и отражающим отношения предприятия с внешней средой.

Показатели эффективности - это количественные характеристики изучаемого процесса, позволяющие оценить результативность отдельных процесса предоставления услуги. Система показателей эффективности строится на основе анализа процесса предоставления услуги. В результате определяются сферы, влияющие на процесс предоставления услуги, а затем для них назначаются показатели, подлежащие регулярному измерению.

Управление качеством предоставление услуги основывается на анализе показателей эффективности их решения или, что эквивалентно, технико-экономических характеристик предоставляемых медицинских услуги. На основе этих показателей осуществляется планирование, организация, учет и анализ деятельности медицинской организации. Количество показателей зависит от целей управления и любая задача имеет по крайней мере два типа показателя эффективности: временные затраты и затраты ресурсов (финансовых, материальных, трудовых). Процесс предоставления медицинской услуги также имеют собственные параметры для оценки, рассчитанные агрегированием значений показателей. Таким образом, выделение всех решаемых задач и их показателей, позволяют построить карту взаимосвязей между параметрами процесса предоставления медицинской услуги.


Разработанная данным методом карта является одним из элементов стандарта управления частной медицинской организации. Грамотное внедрение этой системы позволит получить ряд преимуществ: повысить управляемость компании, конкурентоспособность и качество продукции и услуг, снизить издержки, сделать компанию клиентоориентированной.

Проблема эффективности любой системы возникает в связи с потребностью максимальной экономии ресурсов данной системы. В рыночной экономике такая проблема для всех хозяйствующих систем является первоочередной.

Цель применения системы эффективного менеджмента кроется в приобретении высоких коммерческих результатов медицинской организации, используя новейшие достижения в согласовании с точной реализацией избранной стратегии.

Однако необходимо понимать, что внедрение инноваций и создание системы эффективного менеджмента требуют значительных финансовых вливаний, что могут позволить себе далеко не все медицинские учреждения. Известно, что среди главных проблем медицинской организации выделяется проблема дефицита денежных средств и низкой эффективности привлечения и использования инвестиций. Финансовые ресурсы являются не только важным элементом воспроизводства и входят в систему управления предприятия, но и являются источником для деятельности учреждений в сфере модернизации и инноваций[18].

Система эффективного менеджмента медицинской организации должна решать такие вопросы, как модернизация материально-технической базы; внедрение ресурсосберегающих технологий; оптимизация затрат и имеющихся ресурсов.

Таким образом, эффективность управления медицинской организации - сложная экономическая категория, которая предполагает учет различных факторов, влияющих на управленческий процесс.

Эффективность системы менеджмента предприятия зависит от используемых инструментов. Наиболее эффективным инструментом и неотъемлемой составляющей менеджмента является информационная система. Чем больше информационная система ориентирована на реальные бизнес-задачи и соответствует стандарту управления предприятием, тем выше ее эффективность.

1.2. Современные тенденции развития менеджмента в организациях здравоохранения


В 1934 г. немецкий экономист П. Друкер ввел в практику менеджмента концепцию управленческой деятельности, основанную на понятии «управление по целям»[19]. Одним из её базовых положений была разработка показателей, жёстко связанных со стратегической целью. В дальнейшем, благодаря работам Р. Каплана и Д. Нортона[20], в западной практике широкое распространение получила концепция управления реализацией стратегии и методика измерения эффективности (performance measurement) деятельности предприятия Balanced Scorecard (BSC), или «система сбалансированных показателей» (ССП), основанная на расчете KPI (Key Performance Indicators – ключевых показателей эффективности).

Ключевые показатели эффективности – показатели функционирования организации, которые устанавливаются для достижения определённых стратегических целей. С помощью KPI можно планировать и контролировать эффективность деятельности на различных уровнях управления[21].

В зарубежных обзорах, посвящённых проблеме применения сиcтемы KPI в здравоохранении, плановые значения этих показателей моделируются с использованием так называемого «системно-динамического подхода», который позволяет учесть динамику важнейших характеристик медицинских учреждений. Такой подход характерен для западных методик оценки и прогнозирования результативности, применяемых, например, в США, Великобритании, Новой Зеландии[22].

В частности, используются такие индикаторы, как длительность лечения в зависимости от клинико-статистической группы, показатели хирургической активности, затраты при превышении длительности госпитализации, процент летальных исходов в течение 30 суток от начала лечения.

Преимущества отдаются поиску подходов, которые объединяют качество медицинской помощи и индикаторы экономических результатов. ССП обеспечивает мониторинг деятельности МО, позволяет прогнозировать появление проблем, органично сочетает уровни стратегического и оперативного управления, контролирует наиболее существенные финансовые и нефинансовые показатели деятельности.

При этом, несмотря на более длительный период использования KPI в этих странах, многими авторами подчёркивается, что единый подход пока не выработан. Это прежде всего свидетельствует о том, что применение стратегии «управления по целям», внедрение системы KPI в каждом конкретном случае требуют творческого подхода и высокой квалификации менеджеров, имеющих целостное представление об эффективных механизмах достижения целей организации.


Для разных учреждений здравоохранения сочетание факторов может существенно отличаться. Государственные МО прописывают показатели эффективности своей деятельности с помощью дорожной карты, частные делают акцент на маркетинге комплекса лечебно-диагностических услуг[23].

Важно, что дорожные карты, закладывают систему количественных показателей для конкретных этапов работы[24].

Оценка результатов в пределах каждого этапа требует соотнесения полученных значений показателей с целевыми[25]. Однако в настоящее время деятельность большинства МО государственной формы собственности просто невозможна без коммерческой деятельности, и напротив, многие МО частной формы собственности участвуют в программах обязательного медицинского страхования, поэтому там могут применяться обе группы показателей. Ключевыми факторами успеха развития МО в современных условиях являются: управление ресурсным обеспечением, финансами, кадровой политикой[26].

При формировании перспективной методики оценки эффективности деятельности МО необходимо учитывать успешные примеры внедрения в практику методик, прямо или косвенно основанных на KPI. Так, в Московской области для оценки главных врачей поликлиник сформированы следующие группы критериев:

1) «финансы»,

2) «пациент»,

3) «организация работы»,

4) «кадры».

В каждой группе присутствует от 4 до 7 критериев[27].

В Краснодарском крае была успешно апробирован и внедрен метод очного текущего контроля деятельности МО силами организованной в регионе линейно-контрольной службы. Оперативные группы осуществляли проверку МО по административно-хозяйственные вопросам, производственной дисциплине, организации основного производственного процесса, качеству медицинской помощи, готовности к работе в условиях ЧС, санитарному состоянию МО[28].

В Нижегородской области была разработана методика расчета КРI медицинских организаций, позволяющая оценить степень достижения МО стратегических целей[29], при этом все КРI рассчитывались ежемесячно.

Расчет КРI включал пять показателей:

1. Показатель экономической эффективности на основе оценки выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда.

2. Показатель смертности населения.


3. Наличие обоснованных жалоб.

4. Показатель заработной платы медицинских работников.

5. Показатель просроченной кредиторской задолженности.

В Республике Татарстан в 2012 г. утверждена методика оценки эффективности деятельности государственных учреждений здравоохранения, согласно которой в число показателей и критериев оценки эффективности больницы входят: число дней очередности на плановую госпитализацию в стационар; уровень качества лечения; доля положительных исходов госпитализации.

Среди показателей и критериев эффективности деятельности МО в Кировской области выделяются следующие: внутрибольничная летальность; процент осложнений после проведенных операций; доля врачей, имеющих квалификационную категорию.

Уникальным для нашей страны опытом внедрения комплекса KPI обладает система здравоохранения ПАО «РЖД».

Формирование перечня KPI, внедрение принципов бережливого производства и процессного подхода обеспечили качественное планирование и контроль результатов деятельности МО. Для определения перечня KPI были применены основные принципы Balanced Score Сard, инструменты программно-целевого управления – Management by Objectives, и методика SMART[30]. Были разработаны специальные организационные и методические документы, регламентирующие процесс установления и применения ключевых показателей эффективности деятельности KPI, порядок мониторинга их фактически достигнутых значений[31].

Выводы

Управление сферой здравоохранения – это система мероприятий по оптимизации развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих укреплению здоровья человека, развитию спорта и физической культуры, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Достижение стратегических целей и качественных показателей, определенных Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации, региональными программами, возможно только при наличии единого подхода к построению эффективной системы управления в каждой медицинской организацией.

Глава 2. Анализ деятельности Санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»