Файл: Менеджмент в его особенности в учреждениях здравоохранения.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента в сфере здравоохранения
1.1. Особенности менеджмента в сфере здравоохранения
1.2. Современные тенденции развития менеджмента в организациях здравоохранения
Глава 2. Анализ деятельности Санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»
2.1. Общая характеристика санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»
2.2. Оценка эффективности деятельности санатория «Жемчужина»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию менеджмента в санатории-профилактории «Жемчужина»
В предлагаемую систему ключевых показателей для оценки эффективности и результативности деятельности должны, прежде всего, включаться показатели, рекомендуемые к использованию нормативно правовыми актами, отраслевыми положениями, российскими стандартами и регламентами для того, чтобы уровень их верифицируемости соответствовал финансовой и нефинансовой отчетностям медицинских организаций.
Как показывает практика, рекомендуемые показатели не в состоянии полностью отразить уровень результативности государственного регулирования по контрольным точкам. В связи с этим возникает необходимость в разработке и внедрении дополнительных показателей, и, прежде всего, нефинансовых. Данные ключевые показатели в большинстве своем рассчитываются на основе публичной информации, тем самым обеспечивая соблюдение принципов транспарентности и верифицируемости отчетности и в целом деятельности медицинских организаций, и использование которых способствует достижению устойчивого успеха и повышению социально-экономической эффективности оказания медицинских услуг.
Предлагаемые ключевые показатели для оценки эффективности и результативности сформированы на основе действующих нормативно-правовых актов, регламентов, стандартов, методических рекомендаций, а также данных финансовой и нефинансовой отчетностей субъектов институциональной структуры сферы здравоохранения, оказывающих населению социально значимые медицинские услуги.
Ключевые показатели для оценки эффективности и результативности деятельности санатория-профилактория представлены в таблице 5.
Таблица 5
Рекомендуемые ключевые показатели для оценки эффективности и результативности деятельности санатория-профилактория «Жемчужина»
Наименование показателя |
Порядок расчета |
1 |
2 |
Экономическая эффективность |
Э = (Р : ПЗ) х (Р : РО), где Р — результаты; ПЗ — полные затраты (себестоимость и фиксированные платежи); РО — ресурсы организации (сумма стоимости основных фондов (СОФ), материальных оборотных средств (СМОС) и годового фонда оплаты труда (ФОТ)) |
Экономическая эффективность |
Стоимость эффективно пролеченного впервые выявленного больного / стоимость пролеченного впервые выявленного больного |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
Финансовое обеспечение в виде субсидий на выполнение государственного задания, тыс. руб. |
Определяется на основании данных финансовой отчетности медицинской организации |
Финансовое обеспечение за счет целевых субсидий, тыс. руб. |
Определяется на основании данных финансовой отчетности медицинской организации |
Финансовое обеспечение за счет субсидий на осуществление капитального ремонта, тыс. руб. |
Определяется на основании данных финансовой отчетности медицинской организации |
Финансовое обеспечение за счет субсидий на реализацию мероприятий по укреплению МТБ медучреждений в рамках региональной программы модернизации здравоохранения |
Определяется на основании данных финансовой отчетности медицинской организации |
Финансовое обеспечение за счет средств ОМС, тыс. руб. |
Определяется на основании данных финансовой отчетности медицинской организации |
Уровень удовлетворенности потребителя качеством медицинских услуг |
Определяется по результатам опроса, проводимого в форме анкетирования |
Уровень квалификации персонала медицинской организации |
Определяется по результатам мониторинга личных дел сотрудников |
Доля сотрудников медицинской организации, имеющих ученую степень |
Количество сотрудников медицинской организации, имеющих ученую степень / общее число сотрудников медицинской организации |
Удельный вес пациентов, обратившихся с жалобами на этику и деонтологию медицинских работников, в общем числе обслуживаемых пациентов |
Число пациентов, обратившихся с жалобами на этику и деонтологию медицинских работников / общее число пациентов медицинской организации |
Осложнения при проведении лечебно-диагностических манипуляций, зафиксированные в медицинской документации |
Показатель считается выполненным, если случаи осложнений отсутствуют |
Обоснованные жалобы пациентов по результатам рассмотрения врачебной комиссии медицинской организации |
Показатель считается выполненным, если обоснованные жалобы отсутствуют |
Случаи нарушения установленных санитарных правил и норм |
Показатель считается выполненным, если случаи нарушения отсутствуют |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
Трудоемкость работы врачей, относящихся к основному персоналу (часы) |
Определяется в соответствии с утвержденными нормативами |
Интенсивность труда |
Трудоемкость врачебных должностей основного персонала / число пролеченных больных |
Производительность труда на пролеченного больного |
Число пролеченных больных / число занятых врачебных должностей основного персонала |
Производительность труда от ФОТ |
Месячный ФОТ врачебных должностей основного персонала / число занятых врачебных должностей основного персонала |
Число занятых врачебных должностей основного персонала (абс.) |
Определяется по данным, представленным в учетно-аналитической документации |
Коэффициент диагностической работы (Кдиагн) |
Кдиагн = ДИАГНф : n х St, где ДИАГНф — количество диагностических исследований за отчетный период; St — коэффициент медицинского стандарта |
Итогом расчетов является определение интегрального показателя для оценки социально-экономической эффективности и результативности оказания общественно значимых услуг медицинской организации, представляющей собой основу для принятия решений по выбору методов, рычагов и инструментов регулирования со стороны органов управления.
Выводы
Для оценки эффективности деятельности санатория-профилактория «Жемчужина» предлагается использовать ключевые показатели, которые сформированы на основе действующих нормативно-правовых актов, регламентов, стандартов, методических рекомендаций, а также данных финансовой и нефинансовой отчетностей субъектов институциональной структуры сферы здравоохранения, оказывающих населению социально значимые медицинские услуги.
Включение в систему ключевых показателей целого ряда нефинансовых показателей позволяет оценить уровень социальной ответственности санатория-профилактория «Жемчужина» перед обществом.
Заключение
Управление сферой здравоохранения – это система мероприятий по оптимизации развития, по созданию социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих укреплению здоровья человека, развитию спорта и физической культуры, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Достижение стратегических целей и качественных показателей, определенных Концепцией развития здравоохранения Российской Федерации, региональными программами, возможно только при наличии единого подхода к построению эффективной системы управления в каждой медицинской организацией.
Проведенный анализ показал, что санаторий-профилакторий «Жемчужина» успешно развивается.
Однако, в работе санатория есть ряд проблем, требующих решения:
- проблемы с внедрением платных услуг в систему оказания медицинской помощи. Часто их конечная стоимость оказывается ниже себестоимости их оказания;
- недостаток квалифицированных кадров, что делает отрасль малоэффективной, снижает доступность и качество медицинской помощи населению.
Для оценки эффективности деятельности санатория-профилактория «Жемчужина» предлагается использовать ключевые показатели, которые сформированы на основе действующих нормативно-правовых актов, регламентов, стандартов, методических рекомендаций, а также данных финансовой и нефинансовой отчетностей субъектов институциональной структуры сферы здравоохранения, оказывающих населению социально значимые медицинские услуги. Однозначно определить эффективность и результативность деятельности субъектов системы здравоохранения не представляется возможным. При выборе ключевых показателей эффективности и результативности деятельности санатория-профилактория «Жемчужина» необходимо использовать следующие основные критерии:
- достоверная оценка достижения целевых значений медицинским учреждением;
- взаимосвязь показателей, используемых для оценки ключевых аспектов деятельности медицинских организаций, и согласование с другими перечнями применяемых показателей в соответствии со стандартами раскрытия информации, регламентами отраслевого управления, требованиями контролирующих органов и нормативно-правовых актов для обеспечения сопоставимости и экономичности;
- максимальная ориентация на отраслевые и региональные медико-экономические стандарты (МЭС), а также образцы лучших практик;
- достоверность источников информации, количественная измеримость, простота расчета показателей и их экономическая обоснованность.
Включение в систему ключевых показателей целого ряда нефинансовых показателей позволяет оценить уровень социальной ответственности санатория-профилактория «Жемчужина» перед обществом.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (с изм. и доп. от 27.12.2018) //Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 (ред. от 19.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения»//СЗ РФ. - 12.07.2004. - № 28. - ст. 2900.
Постановление Правительства Московской области от 23.06.2017 № 502/19 «Об организации работы по критериям оценки деятельности главных врачей (руководителей) поликлиник (поликлинических отделений), подведомственных Министерству здравоохранения Московской области» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/43187302/ (дата обращения: 08.01.2020).
- Акишкин В. Г., Зверев В. В., Набиев Р. А. Направления интеграции российской системы здравоохранения в международный рынок медицинских услуг // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. 2017. № 3. С. 95-100.
- Акишкин В. Г., Набиев Р. А., Путина С. А. Методика контроллинга территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 345-350.
Берестова Л. И. Социальная политика: учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2015.
- Билижина Ч. А., Евсеев П. В. Государственная политика в области здравоохранения // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 91-100.
Блинов С. В., Блинова В. Ю. Оптимизация деятельности учреждений здравоохранения на основе применения ключевых показателей эффективности. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ», 2017. № 5. С. 153-160.
- Брагина З. В. Методологические аспекты совершенствования организации планирования в управлении здравоохранением // Экономика здравоохранения. 2017. № 3. С. 15-20.
- Велиханова А.Р. Основные принципы и задачи эффективного управления предприятием в проблемной среде // Транспортное дело России. – 2016. – № 3. С.30-40.
Вечерская С. Е. KPI в управлении эффективностью некоммерческой организации. Вестник Российского нового университета. Серия: Сложные системы: модели, анализ и управление. 2017. № 4. С. 13-15.