Файл: органы нотариального сообщества (Понятие и полномочия нотариальной палаты субъекта РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Неясна также ситуация с жалобой на бездействия нотариальной палаты при обращении граждан и юридических лиц о привлечении к дисциплинарной ответственности нотариуса - члена палаты [16]. Более того, нотариальная палата вправе вообще не отвечать на обращения граждан. Статья 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" [7] определяет его сферу применения: настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Нотариальная палата не относится ни к государственным органам, ни к органам местного самоуправления. Получается, что столь важные вопросы вообще выпали из сферы действия российского законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Такаим образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы.

По Конституции РФ нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1]. Правовое регулирование в области нотариата осуществляется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, которые были приняты ранее введения в действие Конституции РФ.

Нормативное регулирование нотариата осуществляется также конституциями (уставами) субъектов РФ, при этом в некоторых из них нотариат упоминается в названиях соответствующих глав. Кроме того, в настоящее время действует ряд законов, которые были приняты субъектами РФ и которые регламентируют деятельность нотариата на соответствующих уровнях.

Таким образом, можно условно говорить о двух уровнях нормативного регулирования нотариата:

- первый – это федеральный уровень, который формирует федеральное законодательство о нотариате в широком смысле слова — Конституция РФ, федеральное законодательство об основах нотариата, внесение в него изменений и дополнений, иные нормативно-правовые акты, издаваемые по вопросам организации и деятельности нотариата - акты Правительства РФ, Министерства юстиции РФ, а также иных органов государственных  власти, которые касаются нотариальной деятельности;

- второй уровень – относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов по вопросам регулирования организации и деятельности нотариата. При этом правовые акценты регулирования передаются от Российской Федерации в целом, на уровень субъектов. Этот уровень охватывает законодательное и иное нормативно-правовое регулирование статуса нотариата, которое осуществляется органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.


Следует отметить, что в настоящее время конституционно-правовые исследования характеризуются наличием двух различных подходов.

При первом подходе обосновывается необходимость усиления тенденций централизованного регулирования нотариата, с одновременным утверждением об избыточности в данной области компетенции субъектов федерации и муниципальных образований. Аргументация основывается на взаимосвязи нотариальных полномочий с областью исключительного ведения Российской Федерации, гарантированной Конституцией РФ.

Однако в современных российских конституционно-правовых условиях представляется более приемлемым подход, в рамках которого Российская Федерация, являясь суверенным государством, должна обладать отдельными основополагающими полномочиями в сфере нотариальной деятельности, при этом не исключается ограниченная компетенция субъектов РФ, при которой реализуется интерес как субъектов Федерации, так и Российской Федерации в целом. Для гарантированного единообразия правового регулирования нотариальных правоотношений на всей территории РФ федеральным законом закрепляются общие принципы организации и деятельности нотариальной деятельности, а также основных положений о полномочиях нотариусов.

Следует отметить, что в нем должны быть четко указаны полномочия в области нотариата, которые реализуются в законодательстве субъектов Федерации; должна быть указана область не разграниченных полномочий между Федерацией и ее субъектами, в которой субъекты Федерации имеют право опережающего правотворчества, а Федерация имеет право осуществлять корректировку своих законодательных решений без вмешательства в механизм разграничения полномочий.

Проанализировав отдельные нотариальные действия органов местного самоуправления и их должностных лиц можно сделать следующие выводы.

Во-первых, вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правом совершать нотариальные действия находится вне пределов ведения субъектов РФ, при этом нотариальные действия в РФ осуществляются от имени РФ, и следовательно, принятие решения о наделении органов местного самоуправления правом совершать нотариальные действия осуществляется только на федеральном уровне.

Во-вторых, для нотариальной деятельности необходимо применение единых стандартов, которые гарантируют независимость совершения нотариальных действий, обязательное соблюдение определенных процедур. В основе нотариального производства должно лежать право - гражданское, семейное, наследственное и др., положения которых в условиях постоянно меняющегося законодательства необходимо знать и учитывать при совершении всех нотариальных действий.


Таким образом, сфера нотариальной деятельности не может оставаться без надлежащего регулирования и осуществления контроля. Решение процедурных вопросов в области регистрации актов гражданского состояния, прав и сделок с недвижимостью, граждан по месту жительства и пребывания законодатель должно быть оставлено за государственными органами и службами. Необходимо решение вопросов на федеральном уровне, связанных с соблюдением органами местного самоуправления действующих нормативно-правовых актов при совершении ими нотариальных действий, обеспечение контроля за их деятельностью.

Подводя итог, можно отметить, что все вышеуказанные проблемы могут найти свое разрешение в принятии нового закона о нотариате. За основу регулирования может быть взята модель, которая сближает нотариальную палату в вопросах реализации публичного интереса с органами государственного управления. Возможно установление обязательности административного обжалования в органы юстиции как условия последующего обращения в судебные инстанции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 15. – Ст. 1093.

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) // Российская газета. – 1993. – № 49.

4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. Ст. 145.

6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.

7. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 19. Ст. 2060.

8. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 6249.


9. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 1 (часть I). – Ст. 11.

10. Закон города Москвы от 19.04.2006 № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. – 2006. – № 5. – Ст. 107.

11. Устав Некоммерческой организации «Московская городская нотариальная палата» (Зарегистрировано в ГУ юстиции г. Москвы 10.07.2000 № 01) [Электронный ресурс]: // URL: http://www.mgnp.info/razdel-o-palate/ustav-palaty.

12. Березин Д.А., Маркина М.В. Корпорация СРО // Юрист. – 2016. – № 11. – С. 9.

13. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: учебник. / Е.А. Борисова. М.: Юстицинформ, 2016.– 480 с.

14. Герасимов А.В., Надтачаев П.В. Роль нотариата в современном гражданском праве // Вестник КрасГАУ. – 2014. – №12. – С.276-280.

15. Гражданский процесс: Учебник. – 5-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 414.с.

16. Куленко Н.И. Проблемы действующей системы нотариата в российской Федерации // Вестник ЧелГУ. – 2013. – №27 (318).

17. Лях С.М., Попова Н.Ю., Яценко Т.С. (отв. ред.) Российский нотариат: проблемы теории и правоприменения. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. – 340 с.

18. Методические рекомендации по совершению нотариального действия о передаче заявлений граждан, юридических лиц другим гражданам, юридическим лицам (утв. решением Правления ФНП от 23 - 25 июня 2008 г., Протокол № 09/08) // Нотариальный вестник. – №8. – 2008.

19. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. – М.: Юстицинформ, 2016.– 480 с.

20. Проект Федерального закона № 1107353-6 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.06.2016) [Электронный ресурс]: // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=148084&rnd=235642.828010812#0.

21. Ралько В.В. Нотариат: учебник / В.В.Ралько, Н.В.Репин, А.В.Дударев, В.А.Фомин. – М.: Юстиция, 2016. – 214 с.

22. Садина О.В., Черная Т.Н. О некоторых проблемах и перспективах гарантирования нотариатом права человека на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации // Социально-политические науки. – 2012. – №3. – С.123-126.

23. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный) / А.А.Ушаков.  – М.: Деловой двор, 2015. – 480 с. 


24. Ярков В.В., Медведев И.Г. Есть ли у либеральной модели нотариата будущее? // Нотариальный вестникъ. – 2012. – № 10. – С. 35 - 39.

25. Ярошенко Т.В. Нотариат в Российской Федерации: актуальные проблемы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – №9. – С.81-87.