Файл: органы нотариального сообщества (Понятие и полномочия нотариальной палаты субъекта РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" затронул значительным образом компетенцию органов нотариата, внес изменения в порядок совершения некоторых нотариальных действий [9]. Если данный Закон сопоставить с иными законодательными актами, принятыми в течение второй половины 2014 г. - всего 2015 г., касающимися нотариата, можно с уверенностью заключить, что государство поставило перед собой задачу переформатировать данный институт.

Обратим внимание на незначительные (казалось бы) изменения, произошедшие в статусе Федеральной нотариальной палаты (ФНП) после принятия декабрьского Закона. В соответствии с новой редакцией ряда статей Основ законодательства РФ о нотариате (Основ о нотариате) ФНП осуществляет не только координацию деятельности, но и контроль за деятельностью нотариальных палат.

Уточнен статус органов ФНП. Помимо их общего перечисления сейчас выделены особенности статуса Правления ФНП и Президента ФНП. Так, указывается, что Правление ФНП является коллегиальным исполнительным органом ФНП и в пределах своей компетенции вправе издавать акты, обязательные к исполнению нотариальными палатами и нотариусами [13].

Президент ФНП является единоличным исполнительным органом ФНП и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Президент ФНП также осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, организует реализацию контрольных полномочий ФНП путем осуществления плановых и внеплановых проверок деятельности нотариальных палат и вправе принимать участие в работе органов управления нотариальных палат.

Контрольные функции ФНП согласуются с общей моделью организации нотариальных палат, которые предложены проектом Федерального закона № 398234-6 "О нотариате и нотариальной деятельности" [14]. Напомним, проект повторно внесен в Государственную Думу РФ в конце мая 2015 г. В июле 2015 г. на него представлено положительное Экспертное

заключение

Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства № 144-2/2015 (предлагается только уточнение некоторых норм). Статья 35 проекта устанавливает, что Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме ассоциации, представляющей собой объединение нотариальных палат субъектов Российской Федерации и основанной на их обязательном членстве. Целями деятельности ФНП являются "контроль за деятельностью нотариусов, нотариальных палат субъектов Российской Федерации и содействие в осуществлении такого контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, представление и защита общих профессиональных интересов нотариальных палат субъектов Российской Федерации, координация их деятельности и контроль за ней, выработка и принятие обязательных для исполнения нотариусами и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации актов, а также достижение иных общественно полезных и других не противоречащих закону целей некоммерческого характера, связанных с осуществлением нотариальной деятельности". Статья 36 проекта, закрепляющая основные функции ФНП, предусматривает среди них такие, которые развивают контрольные полномочия. Так, ФНП:


- осуществляет анализ деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации на основании информации, представляемой ими в форме отчетов;

- осуществляет анализ практики нотариальных палат субъектов Российской Федерации по применению к нотариусам мер дисциплинарного воздействия;

- осуществляет контроль за деятельностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации.

Ранее при отсутствии правовых норм попытка расширительного толкования полномочий ФНП (в части осуществления контрольных полномочий по отношению к региональным палатам) вызвала бурные дискуссии. Контроль предполагает структурное единство двухуровневой системы управления нотариатом, что совсем не вытекало из одного факта - закрепления обязательного членства региональной палаты в федеральной. ФНП искала обходной путь, приняв примерный устав нотариальной палаты субъекта РФ, в котором были установлены положения о контроле [19]. Принимая такой устав, палата субъекта РФ тем самым брала на себя добровольные обязательства подчиняться решениям ФНП и принимать ее контрольные полномочия. Контрольные полномочия были прописаны и в Уставе ФНП. Но такие идеи находили и резкое неприятие. Некоторые представители нотариального сообщества считали, что отношения "региональная палата - ФНП" - это отношения координации, сотрудничества, а отнюдь не субординации. Они указывали, что иной подход превращает региональные палаты в территориальные управления ФНП [21]. Кстати, в проекте Федерального закона "Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации", подготовленном МГНП, функция контроля со стороны ФНП отсутствовала. Статья 40 данного проекта лишь устанавливала, что "взаимоотношения нотариальных палат субъектов Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты определяются учредительным договором и ее уставом" (ст. 40). В полномочиях ФНП значилось стандартное - "осуществляет координацию деятельности нотариальных палат субъектов Российской Федерации".

1.3. Организационная структура нотариальных палат, органы управления и их полномочия

Нотариальная палата имеет определенную структуру, о которой Основы о нотариате говорят лишь вкратце, отдавая решение данного вопроса "на откуп" уставу. В ст. 26 Основ о нотариате закрепляется: "Высшим органом нотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты". Учреждается должность президента палаты, предусматривается создание правления. Эти органы должны быть сформированы собранием членов нотариальной палаты. Распределение компетенции регламентируется уставом нотариальной палаты. Этим законодательное регулирование исчерпывается, но практика показывает, что большинство палат имеет одинаковую структуру, установленную законом (собрание членов палаты, правление, президент). Часто добавляется такая должность, как исполнительный директор или управляющий палаты. Для обеспечения деятельности палаты создаются комиссии. Комиссии могут подразделяться на прямо предусмотренные уставом нотариальной палаты и не предусмотренные уставом. В зависимости от того, для обеспечения деятельности какого органа они созданы, комиссии могут формироваться общим собранием членов палаты и правлением палаты. По выстраиваемой подчиненности они могут быть подотчетны правлению и президенту палаты, подотчетны только общему собранию членов палаты [23]. Обращаем внимание, что распределение компетенции осуществляется самим уставом.


Высшим органом управления нотариальной палаты субъектов РФ является общее собрание членов нотариальной палаты, к основной функции которого отнесено обеспечение соблюдения нотариальной палатой целей, в интересах которых она была создана [23]. В компетенцию собрания членов нотариальной палаты субъектов РФ входит решение таких вопросов, как: изменение устава нотариальной палаты; определение приоритетных направлений ее деятельности, принципов формирования и использования ее имущества; образование других органов нотариальной палаты и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; участие в других организациях; создание нотариальной палатой других юридических лиц; реорганизация и ликвидация нотариальной палаты; назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и утверждение ликвидационного баланса; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора (профессионального аудитора) нотариальной палаты; установление порядка определения размера и способа уплаты членских взносов; принятие решений о дополнительных имущественных взносах членов нотариальной палаты. В отличие от ранее действовавшего законодательства теперь принятие решений по всем перечисленным вопросам является исключительной компетенцией общего собрания членов нотариальной палаты и не может быть передано на рассмотрение другим органам управления нотариальной палаты.

Общее собрание членов нотариальной палаты субъектов РФ принимает свои решения большинством голосов членов, присутствующих на собрании, а по вопросам исключительной компетенции собрания – единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с уставом нотариальной палаты. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся частнопрактикующими нотариусами, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса – правом совещательного голоса [19].

Решение общего собрания оформляется протоколом в письменной форме, который подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В связи с изменениями гражданского законодательства с сентября 2013 г. допускается проведение общего собрания членов нотариальной палаты субъектов РФ в заочной форме, а принятие решений по нему – посредством заочного голосования [23].

На решения общего собрания членов нотариальной палаты субъектов РФ распространяются общие положения гражданского законодательства о ничтожности и оспоримости решений собраний, поскольку иного не предусмотрено законом или в установленном им порядке. Так, в соответствии со ст. 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно в случае, если оно [2]:


1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Решение собрания членов нотариальной палаты субъектов РФ может быть оспорено в суде в установленном порядке. Но суд не вправе признать решение общего собрания недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

Руководят нотариальной палатой субъектов РФ избранные собранием членов палаты правление и президент. Выборы президента и членов правления происходят в порядке, установленном уставом нотариальной палаты и, как правило, осуществляются тайным голосованием. Уставом палаты регламентируются также полномочия президента и правления нотариальной палаты. Возглавляет правление президент.

Для реализации полномочий нотариальных палат субъектов РФ в них образуются различные комиссии, советы по отдельным направлениям деятельности палаты. Как правило, формируется комиссия по проверке деятельности нотариусов, по профессиональной этике или профессиональной чести, по законодательно-методической работе, по работе со средствами массовой информации и др. Многие нотариальные палаты выпускают информационные бюллетени, в которых помещают различные материалы, сведения, обзоры, полезные для деятельности нотариусов [19].

Выполнение текущей работы в нотариальной палате субъектов РФ возложено на ее аппарат, состоящий из сотрудников, работающих в палате по трудовым договорам. Количество необходимых сотрудников определяется нотариальной палатой. Для всех палат характерно наличие среди сотрудников исполнительного директора (управляющего делами), бухгалтера, методиста и водителя. Наличие других сотрудников и их количество определяются исходя из потребностей и финансовых возможностей каждой нотариальной палаты [3].

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты [3].


ФНП является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в том же порядке и с теми же особенностями, что и нотариальные палаты субъектов РФ. Как юридическое лицо ФНП имеет свою печать и эмблему. Местом нахождения палаты является Москва [19].

Палата организует свою деятельность на принципах самоуправления. Высшим органом управления ФНП является собрание представителей нотариальных палат субъектов РФ, к компетенции которого относится решение вопросов, предусмотренных ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 121.2 ГК РФ и уставом ФНП. Порядок проведения собраний ФНП, принятия, оформления, обжалования и признания ничтожными решений этих собраний аналогичен порядку, применяемому к общим собраниям региональных нотариальных палат и принимаемым ими решениям [5]. Руководят ФНП избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент, полномочия которых регламентируются уставом ФНП.

2. Особенности функционирования органов нотариального сообщества в РФ

2.1. Контроль за деятельностью нотариальных палат

Публично-правовое предназначение нотариальных палат предопределяет обязательность государственного контроля за их деятельностью [22].

На основании Федерального закона "О некоммерческих организациях" можно говорить о следующих формах государственного контроля за деятельностью нотариальных палат.

При принятии решения о государственной регистрации нотариальной палаты органы юстиции проверяют уставы нотариальных палат на соответствие Конституции и законодательству РФ и в случае выявления такого противоречия отказывают в государственной регистрации нотариальной палаты. В таком же порядке осуществляется и государственная регистрация изменений, вносимых в уставы нотариальных палат [23].

Ежегодно органами юстиции при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется и контроль за соблюдением нотариальными палатами требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их уставами. Так, нотариальные палаты обязаны в зависимости от своих годовых доходов направлять в органы юстиции либо документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, либо заявление, подтверждающее их соответствие п. 3.1 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и информацию о продолжении своей деятельности [5]. Аналогичную информацию нотариальные палаты обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности.