Файл: Рынок ценных бумаг (Возникновение и развитие рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    Показателен современный опыт реформирования законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг в иностранных юрисдикциях. Глобальные финансовые центры Лондона и Нью-Йорка отличаются развитой системой регулирования, основанной на англо-саксонской (прецедентной) системе права. Финансовое законодательство США стремится достаточно четко кодифицировать все правила и меры регулирования, описать финансовые инструменты и рынки (rule-based regulation).  Эти требования часто сознательно формулируются неточно (например, «фирма обязана в должной степени учитывать интересы своих клиентов»), и многое зависит от практического применения этих принципов со стороны регулятора. В результате такая система является более гибкой и может быстрее адаптироваться к инновациям на финансовых рынках, способствует открытости и конкуренции среди участников МФЦ. Гибкость регулирования привлекла в Лондон значительную часть бизнеса (в особенности, связанного с корпоративным финансированием) глобальных инвестиционных и коммерческих банков.

Гонконг модифицировал свое финансовое законодательство в 2003 году: было упразднено десять законов и принят единый Закон о ценных бумагах и фьючерсах (Securities and Futures Ordinance) в соответствии с международной, прежде всего, британской практикой.

Развивающиеся региональные МФЦ, такие как Дубай, Сингапур и Мумбай, тоже выбрали более гибкую законодательную систему по примеру Лондона. Дубай создал отдельную юрисдикцию на территории МФЦ, которая функционирует согласно особым, близким к британским, стандартам права. Также и правительство Китая, придерживающееся принципов романо-германского (кодифицированного) права, после вступления в ВТО провело реформу финансового законодательства с целью приблизить его к стандартам США и Великобритании.

    Интересны и перспективы развития системы подзаконного регулирования отношений на фондовом рынке. Во многом это будет зависеть от полномочий соответствующих органов государственной власти. Как известно, в последнее время ведутся споры о сфере компетенций ФСФР как основного регулятора на фондовом рынке. Высказывалась позиция, нашедшая воплощение в законодательстве, о необходимости перераспределить полномочия ФСФР в пользу Министерства финансов.

Идейным вдохновителем перераспределения полномочий между ведомствами являлся бывший глава Министерства финансов А. Л. Кудрин. По его замыслам, Минфин должен был объединить регулирование всех финансовых рынков. Он отмечал, что Министерство финансов должно сформировать нормативные акты в области банковской деятельности и надзора на страховых рынках. После введения новой схемы государственного управления предполагалось, что «новая конструкция будет осуществляться во взаимоотношениях с ФСФР: ключевые нормативно-правовые акты будут осуществляться Минфином во взаимодействии с ФСФР, а часть нормативно-правовой работы будет сосредоточена в ФСФР».


Однако дальнейшего развития идея расширения полномочий Министерства финансов в сфере регулирования фондового рынка не получила. Уже в конце 2011 года по итогам заседания Международного консультативного совета по созданию и развитию международного финансового центра в РФ было принято решение о расширении полномочий ФСФР по предотвращению правонарушений на финансовых рынках, защите интересов инвесторов, в том числе в суде, а также о наделении ее правом разрабатывать и представлять в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов в сфере регулирования финансовых рынков. Кроме того, с конца 2012 года стати широко обсуждаться планы изменения концепции создания мегарегулятора на финансовых рынках и переподчинить ФСФР Банку России.[11,C.276]

  Таким образом, перспективы изменения правового регулирования фондового рынка обусловлены следующими причинами:

1. Мировой финансовый кризис продемонстрировал необходимость как изменения подходов к государственному регулированию фондового рынка, так и потребность в совершенствовании нормативных актов, регулирующих функционирование рынка.

2. Острая потребность в систематизации законодательства о рынке ценных бумаг, которое сформировалось в 1990-е годы.

3. Интенсивное развитие отношений на рынке ценных бумаг. В связи с постоянно усложняющимися отношениями на рынке ценных бумаг возникает необходимость в реформе отечественного законодательства о фондовом рынке, а, возможно, в пересмотре подходов к базовым основам правового регулирования данной сферы.

В целом существуют следующие основные направления дальнейшего развития законодательства о рынке ценных бумаг:

1) изменение основополагающих подходов к правовому регулированию рынка ценных бумаг;

2) совершенствование отдельных правовых институтов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с объектом, предметом и целью данной работы были определены следующие задачи:

  • рассмотреть рынок ценных бумаг как составную часть финансового рынка;
  • определить, что понимается под термином «рынок ценных бумаг», выявить его характерные особенности;

В ходе решения первой задачи были сделаны следующие выводы:

Бурное становление и развитие рынка ценных бумаг в современной России на гребне обвальной приватизации вызвало к жизни большое число акционерных обществ, выпускающих акции и облигации. Нестабильная финансовая ситуация и бюджетный дефицит предопределили широкое распространение государственных и муниципальных ценных бумаг (в основном облигаций). Неплатежеспособность многих предприятий обусловила использование векселей. Неустойчивость финансового рынка в целом породила появление ряда суррогатных ценных бумаг.


Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Рынок ценных бумаг является наиболее активной частью современного финансового рынка России и позволяет реализовать разнообразные интересы эмитентов, инвесторов и посредников. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает возрастать..

В ходе решения второй задачи можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - это часть финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). На фондовом рынке обращаются специфические финансовые инструменты - ценные бумаги.

Ценные бумаги - это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении.

Цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

И в заключении хочется заметить, что невозможно дальше развивать рынок, не обслуживая публично его идеологию, не собирая идеи многих людей, не внося в его развитие элементы долгосрочного макроэкономического управления.

Сделать мир ценных бумаг предсказуемым, более безопасным и продуктивным - в этом состоит организационная и этическая ответственность государства и участников рынка ценных бумаг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, М. Ю. Рынок ценных бумаг / М.Ю. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 352 c.

2. Алехин, Б. И. Рынок ценных бумаг / Б.И. Алехин. - Москва: Высшая школа, 2017. - 461 c.

3. Анесянц, Г.В. Основы функционирования рынка ценных бумаг / Г.В. Анесянц. - М.: ЭБТ-Контур, 2016. - 368 c.

4. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. - М.: Высшая школа, 2013. - 352 c.

5. Боровкова, В. А. Рынок ценных бумаг / В.А. Боровкова, В.А. Боровкова. - М.: Питер, 2012. - 352 c.

6. Галанов, В. А. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 c.


7. Килячков, А. А. Рынок ценных бумаг / А.А. Килячков, Л.А. Чалдаева. - М.: Экономистъ, 2016. - 688 c.

8.Комментарий к Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" (постатейный). - М.: Деловой двор, 2014. - 448 c.

9. Корчагин, Ю. А. Рынок ценных бумаг / Ю.А. Корчагин. - М.: Феникс, 2012. - 496 c.

10. Кузнецов, Б. Т. Рынок ценных бумаг / Б.Т. Кузнецов. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 288 c.

11. Петров, М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / М.И. Петров. - М.: СПб: Питер, 2012. - 240 c.

12. Рынок ценных бумаг / В.В. Иванов и др. - М.: КноРус, 2013. - 284 c.
13. Рынок ценных бумаг. - М.: Юрайт, 2012. - 544 c.

14. Шевченко, О. М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Новации российского законодательства и актуальные проблемы / О.М. Шевченко. - М.: Проспект, 2014. - 350 c

Приложение 1

Вид

Эмитент

Акция

Выдает предприятие или организация, чтобы получить прибыль на рынке

Банковская сберегательная книжка

Банк выдает физическому лицу

Вексель

Государство или организация

Депозитный сертификат

Выдает банк

Закладная

Предприятие или организация

Инвестиционный пай

Организация

Ипотечный сертификат участия

Любая организация

Коносамент

Предприятие или организация

Облигация

Выпускает организация любой формы собственности

Опцион эмитента

Любая организация

Простое (двойное) складское свидетельство

Предприятие или организация

Приватизационные

Страна-эмитент

Депозитарная расписка

Банк

Сберегательный сертификат

Выдается банком физическому лицу

Чек

Банк