Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Проблемы налоговой системы Российской Федерации и направления их решения).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические и законодательные аспекты построения налоговой системы в России
Сущность налоговой системы государства
Глава 2. Анализ функционирования налоговой системы в России
Глава 3. Направления совершенствования Налоговой системы Российской Федерации
3.1. Проблемы налоговой системы Российской Федерации и направления их решения
Для достижения этой цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:
- законодательно и организационно должна быть обеспечена полнота и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;
- законодательно должны быть ликвидировано множество налоговых льгот как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;
- должны быть ликвидированы все условия, которые способствуют законно избежать снижения сумм, уплачиваемых налогов и сборов;
- законодательно и организационно должна быть упрощена налоговую систему путем уменьшения числа налогов и сборов,
- должны быть сокращены или ликвидированы всевозможные внебюджетные и бюджетные фонды, сокращены органы, ответственные за собираемость налоговых платежей.
В ходе реализации программы реформирования налоговой системы в первую очередь должна быть решена проблема выбора видов налогов: какие из существующих могут быть оставлены, какие следует исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны быть изменены в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должно быть ухудшено положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год [20].
С решением всех этих проблем:
- будут выровнены условия налогообложения для всех субъектов налога;
- налоговая база по взимаемым налогам будет соответствовать экономическому содержанию деятельности субъекта налога;
- будет повышена собираемость налогов, в частности, из-за включения в налоговое законодательство механизма, повышающего ответственность должностных лиц за налоговый контроль;
- будет снижено общее налоговое бремя путем более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, с помощью снижения загруженности фонда оплаты труда,
- снижения налоговых ставок на НДС акцизов и других видов налогов;
- будет упрощена налоговая система за счет сокращенного общего числа видов налогов, типизация порядка уплаты налоговых платежей, замена ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога;
- будет обеспечена стабильная, предсказуемая и простая налоговая система.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что система налогообложения должна быть переориентирована на приоритет интересов развития экономики нашей страны, с дополнением мер по организационно-методическому совершенствованию функционирования самих налоговых органов. Это будет способствовать повышению эффективности налогового регулирования, созданию необходимых предпосылок для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор.
В обществе должна быть создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании того, что существование налоговой системы и установленные государством правила взимания конкретных налогов экономическая необходимость. Без всего этого экономический подъем России просто невозможен.
3.2. Мероприятия по увеличению доходной части федерального бюджета в результате совершенствования налоговой системы РФ
Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.
Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.
Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот.
В этой связи в перспективе предлагаем получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк.
Вызывает вопросы, в целом связанные с поиском путей устранения недостатков, присущих отечественной системе имущественных налогов. Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан.
Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.
Заключение
Совершенствование налоговой системы на данный момент времени реализовывается в направлении настройки существующей системы налогообложения, через теневую экономику, мобилизацию дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового сокращения администрирования, изъятие сверхдоходов от благоприятной внешне - экономической конъюнктуры в бюджет.
В ближайшие три года в налоговой системе планируются к реализации, следующие основные изменения:
- стимулирование развития малого предпринимательства (в данном случае речь идет о «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в социальной, производственной и научной сферах и перешли на упрощённую систему налогообложения);
- создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;
- деофшоризацию экономики России, путем раскрытия информации о бенефициарных владельцах, а также через совершенствование информационного взаимодействия на международном уровне, введение института контролируемых иностранных компаний и понятия «налогового резидентства» для юридических лиц.
Кроме того, с целью повышения эффективности системы налогообложения планируется также:
- отказ от множества федеральных налоговых льгот по местным и региональным налогам, и введение нового принципа установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия;
- введение новых принципов налогообложения недвижимого имущества физических лиц, а также доходов от его продажи (переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения, освобождение от налога на доходы физических лиц, продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.);
- осуществление индексации акцизов, учитывая складывающуюся экономическую ситуацию (в том числе будет продолжена работа по достижению соглашения в области гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах–членах таможенного союза);
- рассмотрение вопроса о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов, участниками которых выступают зарубежные инвесторы в области транспортировки газа и газодобычи;
- предоставление налоговых преференций для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия.
Таким образом, при помощи реализации вышеперечисленных направлений в сфере налогообложения органы государственной власти планируют повысить эффективность налоговой системы.
Список использованных источников
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: по состоянию на 1 февраля 2016 г. – М.: Кнорус, 2016. – 1024 с.
- Федеральный Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год» от 05.10.2015 г. № 276 - ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа : https: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 186926 /
- Федеральный Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2013 год» от 04.10.2014 г. № 280 - ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа : https: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 169502 /
- Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Проспект, 2016. – 217 с.
- Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Е. Косарева. – М.: Инфра-М, 2015 – 239 с.
- Налоги и налогообложение: учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2014. с. 101.
- Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров: углубленный курс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. с. 24.
- Попова Л.В. Налоговый учет: учеб. пособие для студ. вузов / Л.В. По-пова, И.А. Маслова, Е.Л. Малкина. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 351 с.
- Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие для студ. вузов / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 301 с.
- Арнаут М.Н., Пестерева Ю.В. Особенности налогообложения прибыли по лизинговым операциям // Сборник международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании / 2014». – 2014. – с.23 – 26.
- Богатырев М.А. Совершенствование налогообложения в России / М. А Богатырев // Управленческий учет. 2015. – № 5. – С.69-74.
- Богославец Т.Н. Особенности налоговой системы Германии / Т.Н. Богославец // Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 2016. – № 4. – С.177-181.
- Ермасова Н. Б Динамика налоговой системы США / Н.Б. Ермасова // Финансы и кредит. 2015. – № 41. – С.5-10.
- Кузнецов А.С. Система налогообложения предприятий в США / А.С. Кузнецов // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал, 2015. – № 3. – С.61-63.
- Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.
- Мкртчян А.С. Межстрановой сравнительный анализ систем налогообложения как фактор экономического роста / А.С. Мкртчян, И.М. Темкина // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки, 2016. – Т.77. – № 2. – С.89-99.
- Петрова Е.В. О проблемах подоходного налога. Анализ зарубежного опыта / Е.В. Петрова // Успехи современного естествознания. 2015. – № 9. – С.101-103.
- Сраилова Г.Н. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования налоговой системы / Г.Н. Сраилова // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2014. – Т.12. – № 3. – С.14-16.
- Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности организации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффективностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное антикризисное управлений. – 2013. – № 3 (78). – С. 66 http://www.e-c-m.ru/index.php /jour/issue/view/4/showToc
- Романчук И.С., Руденко С.А. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Налоги и налогообложение» / Тюменский государственный университет, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.distance.ru/files/gosatt/programms/gos_nin.pdf.
- Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под. Ред. В.К. Сенчагова. 2 - е изд. – М.: Дело, 2015. – 896с.
- Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год, утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации протокол от 27 августа 2015 г. № 37К (1048) [Электронный ресурс] – Режим доступа : http: // audit.gov.ru / upload / iblock / 310 / 310102e46eed959280e9cc8a16620c51.pdf
- Информационно - аналитический отдел Минфина РФ // Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http: // info.minfin.ru / fbrash.php.
- Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.rg/wiki/Haлoгoвaя_cиcтeмa.
Приложение 1
Таблица 1 - Сводные данные об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, млрд. руб.
Наименование показателей |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
РАЗДЕЛ I |
||||||||||
ДОХОДЫ, ВСЕГО |
10625,8 |
13368,3 |
16 169,1 |
13 599,7 |
16 031,9 |
20 855,4 |
23 435,1 |
24 442,7 |
26 766,1 |
26 494,1 |
Нефтегазовые доходы |
2943,5 |
2897,4 |
4 389,4 |
2 984,0 |
3 830,7 |
5 641,8 |
6 453,2 |
6 534,0 |
7 433,8 |
5 862,7 |
Ненефтегазо вые доходы |
7682,3 |
10470,9 |
11 779,7 |
10 615,8 |
12 201,3 |
15 213,6 |
16 981,9 |
17 908,6 |
19 332,3 |
20 631,4 |
НДС |
1510,9 |
2261,5 |
2 132,2 |
2 050,0 |
2 498,3 |
3 250,4 |
3 545,8 |
3 539,0 |
3 931,7 |
4 234,0 |
Акцизы |
270, 6 |
314, 4 |
349,9 |
347,2 |
471,4 |
650,5 |
837,0 |
1 015,8 |
1 072,2 |
1 068,4 |
Налог на прибыль |
1670,6 |
2172,0 |
2 513,2 |
1 264,6 |
1 774,6 |
2 270,5 |
2 355,7 |
2 071,9 |
2 375,3 |
2 599,0 |
Налог на доходы физических лиц |
930, 4 |
1266,6 |
1 666,3 |
1 665,8 |
1 790,5 |
1 995,8 |
2 261,5 |
2 499,1 |
2 702,6 |
2 807,8 |
Ввозные пошлины |
341, 6 |
488, 0 |
625,6 |
467,2 |
587,5 |
692,9 |
732,8 |
683,8 |
652,5 |
565,2 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
1441,3 |
1980,8 |
2 279,0 |
2 300,5 |
2 477,1 |
3 528,3 |
4 103,7 |
4 694,2 |
5 035,7 |
5 347,3 |
Прочие |
1517,0 |
1987,6 |
2 213,4 |
2 520,3 |
2 601,9 |
2 825,1 |
3 145,4 |
3 404,9 |
3 562,2 |
4 009,9 |
РАЗДЕЛ II |
||||||||||
РАСХОДЫ,ВСЕГО |
8375, 2 |
11378,6 |
14157,0 |
16048,3 |
17616,7 |
19994,6 |
23174,7 |
25290,9 |
27611,7 |
29307,8 |
Общегосударственные вопросы |
827, 4 |
1171,3 |
1 291,0 |
1 313,8 |
1 440,6 |
1 357,0 |
1 437,9 |
1 525,9 |
1 640,4 |
1 838,8 |
в т.ч. обслуживание государствен-ного и муни- ципального долга* |
202, 6 |
175, 1 |
188,2 |
236,3 |
260,7 |
|||||
Националь- на я оборона |
683, 4 |
834, 0 |
1 043,6 |
1 191,2 |
1 279,7 |
1 517,2 |
1 814,1 |
2 105,5 |
2 480,7 |
3 182,7 |
Национальная безопасность и правоохр. деятельность |
714, 1 |
864, 3 |
1 092,1 |
1 245,9 |
1 339,4 |
1 518,6 |
1 929,2 |
2 159,3 |
2 192,9 |
2 072,2 |
Националь- на я эконо- мика |
948, 9 |
1558,0 |
2 258,6 |
2 782,1 |
2 323,3 |
2 793,4 |
3 273,6 |
3 281,7 |
4 543,1 |
3 774,4 |
Жилищно - коммунально е хозяйство |
631, 7 |
1102,3 |
1 153,2 |
1 006,1 |
1 071,4 |
1 195,0 |
1 075,0 |
1 052,7 |
1 004,7 |
979,9 |
Охрана окру- жающей среды |
23,3 |
26,5 |
31,2 |
29,6 |
28,3 |
38,6 |
43,2 |
47,0 |
70,2 |
71,7 |
Образование |
1036,4 |
1343,0 |
1 664,2 |
1 783,5 |
1 893,9 |
2 231,8 |
2 558,4 |
2 888,8 |
3 037,3 |
3 034,6 |
Культура, кинематогра-фия и СМИ* |
188, 6 |
246, 2 |
310,6 |
324,4 |
353,4 |
|||||
Культура, кинематогра-фия |
310,6 |
340,2 |
377,0 |
410,0 |
395,6 |
|||||
Здравоохра- нение и спорт* |
962, 2 |
1381,5 |
1 546,3 |
1 653,0 |
1 708,8 |
|||||
Здравоохране ние |
1 933,1 |
2 283,3 |
2 318,0 |
2 532,7 |
2 861,0 |
|||||
Социальная политика |
2359, 1 |
2851, 6 |
3766,3 |
4718,8 |
6177,7 |
6512,2 |
7730,9 |
8757,2 |
8803,3 |
10055,4 |
Физическая культура и спорт |
162,9 |
186,7 |
219,3 |
253,6 |
254,9 |
|||||
Средства массовой информации |
95,3 |
115,7 |
117,8 |
117,4 |
125,7 |
|||||
Обслуживание государст- вен- ного и муниципаль- ного долга |
328,9 |
386,3 |
440,7 |
525,4 |
660,9 |
|||||
РАЗДЕЛ III |
||||||||||
ДЕФИЦИТ ( - ) /ПРОФИЦИ Т (+) |
2250,6 |
1989,7 |
2 012,1 |
- 2 448,6 |
- 1 584,7 |
860,7 |
260,4 |
-848,2 |
-845,6 |
- 2 813,7 |
НЕНЕФТЕГ АЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ |
-693,0 |
-907,7 |
- 2 377,4 |
- 5 432,6 |
- 5 415,4 |
- 4 781,0 |
- 6 192,8 |
- 7 382,3 |
- 8 279,4 |
- 8 676,3 |