Файл: Стратегия диверсификации компании (Экономическая сущность диверсификации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Диверсификация производства и предпринимательской деятельности, являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления реструктуризации компаний и эконо- мики в целом.

Первые теоретические разработки диверсификации появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее, до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться[1]. Существующие теоретические наработки диверсификации, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике.

Диверсификация как элемент стратегии развития в эпоху массового потребления стала главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующими этапами, а с другой – стремлением коммерческих организаций устоять в условиях мирового финансово-экономического кризиса, неравномерного экономического и политического развития стран. Существенная трансформация экономических, социальных и научно-технических условий деятельности компаний коренным образом изменила требования к управлению основными бизнес-процессами. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования структуры деятельности, для которой стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований и перераспределение их в соответствии с теорией интернационализации. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.

В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка. Поэтому, по нашему мнению, эта тема является актуальной, как с практической, так и с теоретической точек зрения.


Цель данной работы – изучить стратегию диверсификации компании на примере ООО «Вектор».

Эта цель достигается путём рассмотрения и решения следующих задач:

1) раскрыть понятие диверсификации;

2) выявить мотивы, способствующие диверсификации;

3) охарактеризовать цели диверсификации;

4) рассмотреть практический пример реализации стратегии диверсификации на примере ООО «Вектор».

Объектом исследования являются теоретические основы стратегии диверсификации.

В предмет курсового исследования входит механизм формирования стратегии диверсификации производственной компании ООО «Вектор».

Теоретической и методической основой решения поставленных задач послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований в области стратегического управления, инвестиционного менеджмента, экономической теории. В процессе исследования использовались труды западных авторов в области стратегического управления и разработки стратегии диверсификации компании, отечественных ученых и специалистов по проблемам управления предприятием. Исследование основывалось на принципах системного подхода, классифицирования, обобщения, экономического, логического и сравнительного анализа.

Принципиальное значение для настоящего курсового исследования имеют работы таких авторов, как А.С. Андрианов, Г.Я. Гольдштейн, А.Л. Тупицын, С.В. Дохолян, В.М. Фролов, Е.Э. Манохина и др.

Цель задачи исследования структуру настоящей , которая логически из введения, глав, заключения, списка и .

1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ КОМПАНИИ

1.1 Экономическая сущность

В нашей стране условиях перехода рыночным отношениям системы вынуждены с такими внешней среды, конкуренция, спрос, , инфляция, обвал и т.. Внешняя среда постоянно , то в улучшения, то сторону ухудшения; остается без и внутренняя хозяйственной системы. Хозяйственные вынуждены постоянно к условиям , гибко выстраивая поведение под потребности.

Одним из широко используемых наиболее эффективных выживания в кризиса является деятельности экономических (таблица 1).

Таблица 1


Классификация видов диверсификации

Вид

Сущность реализации

инвестиций

инвестиций по сферам вложения на разные (долгосрочные, краткосрочные) целью минимизации , связанных с изменениями конъюнктуры

расширение числа одной и же продукции целью удержания позиций на сегменте рынка;

одновременное развитие , не всегда между собой производств в завоевания новых сбыта продукции, возможных рисков, с возможным спроса на -либо ранее вид производства

деятельности

расширение фирм, объединений, , выходящей за основного бизнеса, целью обеспечения работы, упрочения положения на рынках

В некоторых научных , например В.А. Кретинина, отмечается, основа для развития российской - техническое перевооружение , целью которого внедрение передовых , освоение новой и т... Причем масштабы мероприятий впечатляют, в целом промышленности России активная фондов изношена 67%, а машиностроении, химии нефтехимии уровень превышает 75%[2].

Понятно, каких больших затрат это . Изыскание этих финансовых повлечет огромное всей экономики России пространстве и времени. Поэтому для отечественных хозяйственных все еще стоит вопрос «выживаемости». Одним из успешного выживания систем в среде и ими финансовых является диверсификация деятельности. Сейчас многие системы успешно свою деятельность, приспосабливаясь к рынка. Приведем основные диверсификации, а ее видов.

Такие , как В.И. Кушлин, А.Н. Фоломьев, А.З. Селезнев, Е.К. Смирницкий определяют (от лат. - изменение, разнообразие) распространение хозяйственной на новые (расширение ассортимента изделий, видов услуг, географической деятельности и .д.)[3]. Следовательно, диверсификацию хозяйственной системы данном контексте рассматривать как из форм инноваций и .

В.А. Новиков отмечает, что « - инвестирование в ценные бумаги вклад финансов различные производства целью уменьшения коммерческого риска, маркетинговая стратегия, на расширение деятельности фирмы рынках новых , не связанных основным производством »[4].

Диверсификация - расширение диапазона деятельности, связанное проникновением предприятия другие новые производства, зачастую, не связанные основной специализацией производства.

С экономической зрения диверсификация — одновременное развитие или многих, взаимосвязанных технологических производства и () обслуживания, расширение производимых изделий (или) услуг[5].


Таким , диверсификация дает фирмам «держаться плаву» при экономической конъюнктуре счет выпуска ассортимента продукции услуг: убытки нерентабельных изделий (, особенно по ) перекрываются прибылью других видов .

Виды диверсификации зависят способов ее . В приложении 2 возможные виды [6]. Диверсификация может осуществляться создания другой нового производства. В случае имеет реализация инноваций инвестиций. Можно классифицировать тип диверсификации инновационный. Чаще, однако, уже существующие посредством покупки акций. На основе складываются концерны конгломераты - крупные и многофилиальные . В первом случае место концентрическая () диверсификация - пополнение изделиями производимого вида с параметрами для сбыта. Во втором имеет место (несвязанная) диверсификация - ассортимента продукции принципиально нового . В состав концернов конгломератов могут различные промышленные торговые фирмы, -исследовательские учреждения, , страховые общества т.д.

Диверсификация - одновременное развитие , не связанных с другом, производства либо ассортимента производимых [7]. Развитие процессов диверсификации связано со предприятий упрочить положение в борьбе, своевременно на изменение конъюнктуры.

Выделяют диверсификацию - как производство числа модификаций и того вида товара, интересы потребителей, приводящего в случаев к продукции[8].

Итак, существует количество определений диверсификация, но они имеют целевую ориентацию - дополнительной экономической и устойчивого развития.

1.2. Цели и причины диверсификации

Существует ряд мотивов и целей, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов деятельности:

Предпосылки:

1. Неравномерное развитие отраслей экономики (закон неравномерного экономического развития)

2. Закон падения нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению)

3. Развитие научно-технического прогресса

Мотивы:

1. Технико-технологические. Желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования сырья, материалов, технологий. Незанятость и неполное использование ресурсов.

2. Экономические. Перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов.


3. Финансовые. Распределение рынков между большим объемом производства. Финансовая стабильность.

4. Социальные. Сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджеров.

5. Стратегические. Приспособление к конъюнктуре рынка. Противодействия колебаниям конъюнктуры. Страхование будущего предприятия. Антимонопольное законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ.

Цели:

1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость.

2. Прибыль.

3. Конкурентоспособность.

Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом – это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы диверсификации должен быть хорошо обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими обстоятельствами.

В целом существуют три типа диверсификационных возможностей:

каждый продукт, предлагаемый компанией, должен состоять из функциональных компонентов, частей и основных материалов, которые впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах производителя покупают большую долю этих материалов у внешних поставщиков. Одним из хорошо известных путей диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется расширением и разветвлением компонентов, частей и материалов. Возможно, самым ярким примером вертикальной диверсификации является империя Форда во времена самого Генри Форда. На первый взгляд вертикальная диверсификация может показаться несовместимой с нашим определением стратегии диверсификации. Однако соответственные миссии, которые должны выполнять эти компоненты, части и материалы, существенно отличаются от миссии целого конечного продукта. Более того, технология разработки и производства этих частей и материалов, вероятно, также существенно отличается от технологии производства конечного продукта. Таким образом, вертикальная диверсификация подразумевает и приобретение новых миссий, и введение в производство новой продукции;

другой возможный вариант — горизонтальная диверсификация. Ее можно охарактеризовать как введение новых продуктов тогда, когда они никаким образом не соответствуют существующей номенклатуре продукции, и приобретают миссии, которые соответствуют ноу-хау компании и ее опыту в технологии, финансах и маркетингу;

также возможно благодаря боковой диверсификации выходить за пределы отрасли, в которой функционирует компания. Если вертикальная и горизонтальная диверсификации, по сути, являются сдерживающими (в том смысле, что они ограничивают сферу интересов), то боковая диверсификация, наоборот, способствует ее расширению. Этим самым компания заявляет о своем намерении изменить свою существующую рыночную структуру.