Файл: Цель и задачи налогового учета ( Возникновение и развитие налогообложения ).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
1.2 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
2. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет
2.1 Учет, его сущность и значение
2.2 Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов
2.3 Оперативно - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других налоговых платежей
Содержание:
Введение
Термин "налоговый учет" в словаре современного бухгалтера появился сравнительно недавно. В Налоговом кодексе РФ налоговому учету посвящены несколько статей главы 25 «Налог на прибыль организации» (ст.313-333).
"Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом" (ст.313 НК РФ).
Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, которые приводят к возникновению доходов или расходов или каких-либо иных показателей, характеризующих налоговую базу по любому налогу и учитываемых при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов в порядке, определенном положениями НК РФ.
Судя по приведенной цитате, понятие налогового учета тесно связано с налогом на прибыль. Однако автор не согласна с таким узким подходом к данному термину. Если внимательно прочитать Налоговый кодекс, то можно увидеть, что в каждой из его глав есть законодательное требование формировать какие-либо показатели для правильного определения налоговой базы по всем налогам. Именно такой подход реализуется в данной книге.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов. В общем, объеме доходов различных стран они составляют до 90%.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
При переходе нашего государства к рыночной системе хозяйствования появилась объективная потребность проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.
В системе стабилизационных мер Правительства Российской Федерации по выходу из экономического кризиса ведущее место отводится Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, с помощью которого обеспечивается основная масса налоговых поступлений в бюджет. Учитывая это, специалисты Госналогслужбы России разработали систему мер по совершенствованию налоговой политики. Важным направлением в этой системе мер является — повышение собираемости налогов и сборов.
При правильно-организованном учете налоговых платежей есть возможность найти пути повышения собираемости налогов, увеличения их поступления в бюджет. Отчетность о поступлении платежей в бюджеты всех уровней позволяет получать более полную, точную, достоверную информацию о собираемости налогов, пеней за несвоевременно внесенные суммы в бюджет, а также штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Отчетность характеризует структуру задолженности перед бюджетом и ее динамику, позволяет планировать поступление доходов, сравнивать различные периоды по сбору налогов.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы.
Налоговый учет - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, является составной частью народно- хозяйственного учета.
1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации
1.1 Возникновение и развитие налогообложения
Различаются подходы бухгалтерского и налогового учета к амортизации основных средств, расходам на НИОКР, суммовым разницам у покупателей и поставщиков, другим доходам и расходам. В таких случаях необходимо дополнять регистры бухгалтерского учета реквизитами и (или) дополнительно вести расчеты и ведомости налогового учета.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента государства. Развитие и форм государственного всегда сопровождаются налоговой системы. В цивилизованном обществе - основная форма государства. Помимо сугубо финансовой налоговый механизм для экономического государства на производство, его и структуру, на научно- технического прогресса.
В формирования учетной обосновываются и устанавливаются аспекты ведения учета:
- порядок раздельного бухгалтерского по видам осуществляемой налогоплательщиком;
- принципы и организации налогового видов деятельности, налогоплательщиком;
- способы налогового учета;
- технология налоговой информации;
- формы регистров налогового и другие аспекты, для ведения учета;
- организация порядок хранения налоговой отчетности и налогового учета.
Налоги на прямые и причем это известно с глубокой древности. Критерием деления является возможность переложения на потребителей. Данный предполагает, что плательщиком прямых становится тот, получает доход, имуществом, в то как окончательным косвенных налогов потребитель товара, которого налог путем надбавки к цене. Следует в виду, что именно теоретическое ибо на может происходить иное. Прямые при определенных также могут переложенными на через механизм цен. Косвенные не всегда быть в полном переложены на поскольку рынок в прежнем объеме товар по ценам.
Принятая политика утверждается распоряжением руководителя организации. Выбранные способы ведения учета применяются от одного периода к другому. Изменения в политику могут в случае изменения законодательства либо налогового учета. Принятой в учетной политикой руководствоваться все подразделения.
Выбранная политика обязательно быть согласована главным бухгалтером и организации, так именно они полную ответственность достоверность и своевременность и уплаты налогов и в бюджет.
Учетная для целей налогообложения должна быть отражена в документации организации как организационно-распорядительный документ. Как правило, это приказ об учетной политике организации.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
1.2 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.
Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, которых выражена в рублях. Доходы, в иностранной валюте в рубли по ЦБРФ. В соответствии с имущественной обособленности, являющееся собственностью учитывается обособленно имущества других лиц, находящееся у организации. В налоговом этот принцип в отношении амортизируемого имущества.
Амортизируемым имущество, результаты деятельности и иные интеллектуальной собственности, находятся у налогоплательщика праве собственности.
Экономическая означает, что как активный перераспределительных процессов серьезное влияние воспроизводство, стимулируя сдерживая его усиливая или накопление капитала, или уменьшая спрос населения.
Совокупность установленных законодательной и взимаемых исполнительными а также методы и построения налогов собой налоговую систему.
1.3 налоговой системы
С Госналогслужбы России целостную систему по совершенствованию политики.
Она
— на снижение нагрузки на товаропроизводителей и ее с реального сектора в сферу потребления;
— упрощение налоговой
— на повышение налогов и сборов и контроля за поступлением в бюджет.
Цель учета определяют субъекты. Пользователи подразделяются на 2 внешние и внутренние. Последними администрация предприятия. Для пользователей налоговый – это источник о непроизводственных затратах. Эти в соответствии с положениями не принимаются в при вычислении базы. к в частности, относят на различные вознаграждений, выплачиваемые либо руководящим кроме оплаты установленной договором, а суммы материальной помощи. Уменьшая в налоговом учете оптимизировать облагаемую прибыль. К пользователям относят в очередь контрольные и консультантов по применения положений НК. Налоговые оценивают правильность базы, проведения контролируют поступление платежей в бюджет. Консультанты рекомендации по отчислений, определяют финансовой политики
Принципы налогового несколько отличаются принципов бухгалтерского учета. Так, в бухучете является принцип двойной записи, который обосновывает бухгалтерское уравнение, увязывающее активы организации с источниками их образования. В налоговом учете такое правило не применяется.
В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учета:
- принцип денежного измерения, т.е. в налоговом учете отражается информация о доходах и расходах, прежде всего в денежном выражении;
- принцип имущественной обособленности - т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества;
сборам. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" (от 21 марта 1991 г.) с подчинением Президенту. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.