Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) на примере коммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если по истечении отведенного времени финансовое состояние компании не изменилось или незначительно улучшилось, долговые обязательства не погашены, происходит переход на следующий этап процедуры признания несостоятельности — внешнее управление или конкурсное производство (реализация имущества и материальных активов фирмы).

Этап 3. Внешнее управление (как процедура банкротства) — не обязательная процедура.

Ступень внешнего управления не является обязательной в процедуре банкротства и обосновывается приемлемостью и целесообразностью для конкретного предприятия в сложившихся финансовых обстоятельствах.

Если есть шанс восстановить платежеспособность организации, то в качестве следующей меры после финансового оздоровления принимается решение о внешнем управлении. На данной ступени процедуры банкротства функции управления и полноправного руководства всеми процессами принимает на себя внешний управляющий.

Прием полномочий осуществляется с передачей всей документации фирмы, а также печатей и штампов, после чего временный управляющий преступает к выполнению плана реабилитации компании.

В силу имеющихся оснований в рамках утвержденного плана мероприятий внешний управленец имеет полное право отменить принятые другим руководителем решения по стратегии развития предприятия в процессе банкротства.

Продолжительность внешнего управления составляет 1 год с возможностью продления по мере необходимости на шесть месяцев.

Для возврата платежеспособности организации планом мероприятий внешнего управляющего могут быть предусмотрены следующие условия:

  • закрытие нерентабельных направлений, смена профиля деятельности;
  • возврат дебиторской задолженности;
  • частичная реализация собственности дебитора;
  • уступка права требований юридического лица;
  • выплаты долгов неплательщика собственником его имущества, участниками или третьими лицами;
  • прирост к уставному капиталу благодаря взносам участников или третьих лиц;
  • дополнительный выпуск обычных акций, принадлежащих дебитору;
  • реализация организации неплательщика;
  • другие мероприятия.[21]

Последствия этого этапа имеют ряд существенных различий с предшествующими процедурами, выражающиеся следующими признаками:

  1. Полномочия по управлению предприятием получает внешний управляющий в то время, как весь руководящий состав уходит в отставку на весь период процесса управления;
  2. Вводом моратория на погашение денежных долгов.

Итоговая инвентаризация и имущественная оценка дают право внешнему управляющему принять решение о частичной продаже имеющихся активов в рамках согласованного плана менеджмента.

По окончании этапа внешний управляющий подготавливает отчетность о проделанной работе, которую затем предоставляет на общем собрании кредиторов.

В целях восстановления финансовой состоятельности должника собрание выносит решение об остановке процесса внешнего управления и начале выплат кредиторам.

Если взыскания всех держателей обязательств удовлетворены, то процедура банкротства прекращается. При иной ситуации должник признается банкротом, и наступает следующая стадия процесса — конкурсное производство.

Этап 4. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица.[22]

Ступень конкурсного производства в процедуре банкротства является окончательной. Переход к этой стадии свидетельствует о том, что признание неплатежеспособности фирмы — должника состоялось на уровне арбитражного суда.

В результате подтвержденной несостоятельности собственность компании подлежит продаже на торгах в целях покрытия убытков кредиторов, судебных издержек, задолженности по оплате труда персоналу.

Период, в течение которого продолжается процедура конкурсного производства, длится 6 месяцев, при обоснованной необходимости он может быть продлен еще на 180 дней.[23]

Функции конкурсного управляющего:

  • инвентаризация и оценка собственности предприятия;
  • оценка активов организации;
  • составление отчетности с полным отражением конкурсной массы, т.е. имущества неплательщика;
  • отслеживание хода торгов и распродаже собственности должника.

Информация об обанкротившихся предприятиях содержится в открытом доступе в едином федеральном реестре банкротов РФ.

Сведения об организациях, прекративших свою деятельность, достоверны и представлены в полном объеме, предусмотрена возможность участия в торгах по продаже имущества предприятий — банкротов.

Конкурсное производство является кардинальной мерой в процессе работы над возобновлением платежеспособности организаций — неплательщиков по долговым обязательствам.

Если все предшествующие этапы процедуры банкротства не имели положительно эффекта, то иных способов восстановления состоятельности предприятия не существует. Единственным вариантом остается прекращение деятельности организации и продажа имущества на аукционе.


Полученные в ходе торгов денежные средства идут на покрытие долгов кредиторам, судебных расходов и оплату труда персоналу.

Погашение требований владельцев обязательств производится в порядке приоритетности:

  • текущие оплаты;
  • оплаты первой очередности — возмещение вреда жизни и здоровью;
  • оплаты второй очередности — расчеты с сотрудниками и авторами интеллектуальных трудов;
  • оплаты третьей очередности — оставшиеся платежи.

По итогам торгов сумма вырученных средств может не соответствовать размеру суммарного долга предприятия, поэтому долговые обязательства могут быть погашены не в полном объеме, что не соответствует интересам кредиторов и пострадавшего персонала.

В некоторых случаях, учитывая этот факт, арбитражный суд назначает уголовную ответственность руководителю организации с присуждением штрафа.

Завершается процедура конкурсного производства закрытием предприятия и прекращением его деятельности.[24]

Этап 5. Заключение мирового соглашения.

В процедуре установления банкротства на любой ступени между участниками этого процесса может быть принято мировое соглашение.

Инициатором бесконфликтного решения ситуации выступать любая из сторон — должник или кредиторы в общем составе. В этом процессе также может принять участие еще одна сторона — предприятие или уполномоченный орган, предоставивший гарантию погашения долговых обязательств.

Заключение мирного соглашения осуществимо при полном согласии всех участников процедуры.

Заключая мирный договор, стороны соглашения прекращают процедуру банкротства. Соглашение оформляется письменно по экземпляру каждой стороне.

Существенные пункты договора:

  1. Условия оплаты;
  2. Форма оплаты долга;
  3. Сроки действия соглашения;
  4. Иные условия.

Все пункты договора не должны противоречить действующему законодательству.

Кредиторами при мировом соглашении могут быть предложены преференции по снижению процентов и увеличению периода выплат, со стороны должников также могут быть вынесены предложения с определенными уступками.[25]

Таким образом, наступление финансовых последствий банкротства характеризуется следующими признаками:

  • наступает срок оплаты денежных долгов, которые возникли до конкурсного производства, а также обязательных оплат по налогам, сборам, материальным выплатам сотрудникам предприятия;
  • имущество предприятия распродается на аукционах;
  • не начисляются все виды неустоек, штрафов и процентов по всем долговым обязательствам неплательщика;
  • информация о финансовом положении предприятия перестает быть конфиденциальной или являться коммерческой тайной;
  • должностные обязанности руководства фирмы и ее органов не требуют дальнейшего исполнения в связи с ее ликвидацией;
  • любые виды сделок запрещены к совершению от лица фирмы — банкрота;
  • снимается арест, наложенный на собственность должника ранее;
  • происходит роспуск персонала, предприятие — банкрот ликвидируется и полностью прекращает свою деятельность.

Компания прекращает свое существование и вместе с ней ликвидируется вся задолженность, связанная с коммерческой деятельностью.

В некоторых случаях для предприятий, поглощенных обязательствами по кредитным договорам, процедура банкротства становится выходом из замкнутого круга непосильных платежей по кредитам. Подобный исход выхода из бизнеса завершается после проведения различных мероприятий по максимально возможному возврату задолженностей кредиторам.

2.2 Актуальные тенденции развития законодательства о банкротстве коммерческих организаций в Российской Федерации

Законодательство о банкротстве претерпело значительные изменения в 2018 году. Ликвидация несостоятельных организаций всё дальше идет по пути защиты конечных интересов кредиторов, а не формального и частичного исполнения денежных обязательств. Рассмотрим главные изменения в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» за 2018 год.

1. Последствия ликвидации через банкротство.

Уточнение последствий признания банкротом граждан и ИП. Ранее гражданин, признанный банкротом, всего на 3 года отстранялся от управления юридическими лицами. С 28.01.2018 обанкротившемуся физическому лицу дополнительно запрещено иметь отношение к органам управления на 10 лет в кредитных организациях и на 5 лет - в страховых, инвестиционных, микро-финансовых организациях и негосударственных пенсионных фондах.

Похожие изменения коснулись индивидуальных предпринимателей: ранее им на 5 лет запрещалось участвовать в предпринимательской деятельности. Теперь запрет расширился до 10 лет в части управления кредитными организациями[26].

Регулирование вопроса о субсидиарной ответственности. С 30.07.2017 вместо определения контролирующего должника лица в закон о банкротстве введена целая глава, посвященная субсидиарной ответственности руководящих лиц. В ней подробно рассмотрена процессуальная сторона привлечения к ответственности.

Также появилось правило, согласно которому при отсутствии своевременного обращения руководителя должника в арбитражный суд с заявлением о банкротстве иные уполномоченные лица вправе провести общее собрание для решения этого вопроса. При выявлении признаков банкротства контролирующие лица обязаны поддерживать финансовое положение должника и не допускать его ухудшения.


Расширение ответственности контролирующих лиц кредитных организаций. Помимо обязанности возместить ущерб, возникший вследствие определенных решений руководящих лиц кредитной организации, признанной банкротом или находящейся в стадии банкротства, эти лица получают и административное наказание.

С 28.01.2018 контролирующие лица кредитных организаций, привлеченные к субсидиарной ответственности, на 10 лет ограничиваются в праве иметь более 10% акций или доли в уставном капитале других кредитных организаций. Ранее ограничение касалось 5% уставного капитала и накладывалось на 5 лет с момента возврата денежных средств кредиторам, теперь срок отсчитывается с даты вступления в законную силу судебного решения.

Также с 5 до 10 лет повышен срок, в течение которого бывшие контролирующие лица не вправе быть руководителями кредитных организаций. К руководителям теперь относятся не только прямо именуемые руководителями сотрудники, но также главные бухгалтеры и члены совета директоров.

2. Полномочия управляющих в ходе банкротства.

Ограничение полномочий внешнего управляющего. С 01.06.2018 внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом компании, делами которой он управляет. Т.е. имущество, которое находится у третьего лица (эскроу-агента) до исполнения бенефициаром каких-либо обязательств по отношению к депоненту, находящемуся в стадии банкротства, учитывается на отдельном счету и не участвует в образовании активов должника, за счет которых возможно удовлетворение требований кредиторов. У ограничения имеется отменяющее основание: депонированное имущество включается в конкурсную массу через полгода после введения стадии конкурсного производства.

Расширение полномочий Внешэкономбанка. С 09.01.2018 государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» выделена в качестве конкурсного кредитора, имеющего право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом[27].

Расширение полномочий временной администрации. С 25.11.2017 при банкротстве банка временная администрация получила право распоряжаться резервным фондом и действиями по субординированным кредитам.

Регулирование предупреждения банкротства кредитных организаций
С 15.06.2017 меры по предупреждению несостоятельности банков переданы в ведение Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора. Управляющая компания вправе[28]: